Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА



2015-12-07 363 Обсуждений (0)
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

 

Комментарий к статье 263

 

1. Предметом преступления выступают указанные в статье виды транспорта - как сами транспортные средства, так и транспортная инфраструктура. При этом не являются предметом преступления внутришахтные и внутрицеховые вагонетки, выполняющие сугубо технологические функции; маломерные суда (катера, моторные лодки и проч.), регистрируемые государственными инспекциями по маломерным судам. Все предметы должны иметь гражданское назначение, поскольку ненадлежащее использование и управление военными объектами (например, фронтовым истребителем) преследуются по специальным нормам о воинских преступлениях.

2. Объективная сторона преступления представлена тремя признаками: а) деяние, представляющее собой нарушение правил движения или эксплуатации указанных видов транспорта либо отказ от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (например, ст. 413 Трудового кодекса РФ, ст. 52 Воздушного кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"); б) общественно опасные последствия в виде крупного ущерба (примечание к статье) или тяжкого вреда здоровью по (ч. 2 - смерти одного, а по ч. 3 - двух и более лиц); в) причинная связь между нарушением и указанными тяжкими последствиями.

3. Конкретное проявление нарушения правил движения или эксплуатации зависит от специфики нарушенных виновным предписаний тех правовых актов, в которых соответствующие правила содержатся. Нарушение правил может выражаться, например, в самовольном занятии перегона, нарушении скоростного режима, несоблюдении техники пилотирования, позднем принятии мер к уклонению от столкновения, неправильной подготовке самолета к полету.

4. Если нарушение правил не повлекло указанных в законе последствий, оно считается административным нарушением, преследуемым по нормам гл. 11 КоАП РФ.

5. Причинная связь во всех транспортных преступлениях носит сложный характер, и наступление последствий обычно бывает обусловлено виновными и невиновными действиями разных лиц (например, нескольких судоводителей).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Осознанное нарушение самих правил движения или эксплуатации не превращает рассматриваемое преступление в деяние с двумя формами вины.

7. Субъект преступления специальный - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать соответствующие правила; эти же субъекты подлежат уголовной ответственности в случае отказа от исполнения трудовых обязанностей, запрещенного законом. Такими лицами являются работники транспорта (пилот, штурман, помощник капитана, машинист, диспетчер и проч.). Частные владельцы различных судов, допустившие нарушение соответствующих правил, отвечают за неосторожные преступления против личности.

8. Специальной нормой по отношению к данной статье выступает ст. 271.1 УК.

 

Статья 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах

 

Комментарий к статье 263.1

 

1. Объективная сторона описана с помощью бланкетной диспозиции как неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Указанные понятия раскрываются в ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

2. Состав преступления описан в законе как материальный и предполагает причинение крупного ущерба (примечание к статье) или тяжкого вреда здоровью человека.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, т.е. лицо, на которое в установленном порядке возложены обязанности по соблюдению требований транспортной безопасности.

 

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

 

Комментарий к статье 264

 

1. Предметом преступления являются автомобили, трамваи или другие механические транспортные средства, к которым примечание к статье относит троллейбусы, трактора, мотоциклы, иные самоходные машины специального назначения (например, грейдеры, погрузчики, комбайны и проч.) и иные механические транспортные средства (любые транспортные средства, приводимые в движение двигателем, за исключением тех, рабочий объем двигателя которых не превышает 50 куб. см и максимальная скорость которых не превышает 50 км/ч).

Следует иметь в виду, что все указанные средства являются предметом этого преступления лишь при условии, что они использовались в качестве транспорта и участвовали в движении по дороге. Если происшествие имело место вне дороги, а равно при погрузке, выгрузке, производстве дорожных, строительных, снегоуборочных и проч. работ, ответственность должна наступать по ст. ст. 109, 118, 143 или 216 УК (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения").

2. Объективная сторона преступления представлена тремя признаками: а) деяние, представляющее собой нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; б) общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (по ч. 3 - смерти одного, а по ч. 5 - двух и более лиц); в) причинная связь между нарушением и указанными тяжкими последствиями.

3. Нарушение Правил дорожного движения (выезд на встречную полосу, превышение скорости, нарушение правил проезда перекрестков и проч.) или нарушение правил эксплуатации (например, эксплуатация автомобиля при наличии одной из неисправностей, исключающих эксплуатацию) представляет собой неисполнение правовых предписаний, содержащихся не только в нормативных правовых актах, но и в утвержденных заводами-изготовителями инструкциях.

4. Если нарушение Правил не повлекло указанных в законе последствий, оно считается административным нарушением, преследуемым по нормам гл. 12 КоАП РФ.

5. Субъект преступления специальный - лицо, управляющее транспортным средством, независимо от наличия разрешения со стороны собственника и водительского удостоверения. При учебной езде на автомобиле с двойным управлением ответственность несет инструктор.

6. В ч. ч. 2, 4 и 6 предусмотрен один и тот же квалифицирующий признак, относящийся к преступлениям, предусмотренным в ч. ч. 1, 3 и 5 соответственно, - уголовно-наказуемое нарушение правил, допущенное лицом, находящимся в состоянии опьянения.

 

Статья 265. Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

 

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

 

Комментарий к статье 266

 

1. Предметом преступления являются все виды транспортных средств (автомобиль, самолет и проч.), пути сообщения (взлетно-посадочная полоса, направляющая рельсовая колея, дорога с твердым покрытием и т.п.), средства сигнализации (семафоры, светофоры, бакены), средства связи (телекс, рация), иное транспортное оборудование (причал, оборудование для заправки воздушных судов, устройства освещения и проч.).

2. Объективная сторона преступления представлена тремя признаками: а) два варианта деяния: недоброкачественный ремонт всех указанных выше предметов либо выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; б) общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (по ч. 2 - смерти одного, а по ч. 3 - двух и более лиц); в) причинная связь между соответствующими деяниями и указанными тяжкими последствиями.

3. Недоброкачественным ремонтом признается ремонт, сопровождающийся: а) неустранением опасных для движения и эксплуатации дефектов либо б) установкой нового некачественного оборудования и запасных частей. Выпуск технически неисправного транспортного средства в эксплуатацию - это выдача разрешения уполномоченным лицом на выезд (выход) соответствующего средства в рейс при наличии дефектов, исключающих согласно действующим правилам и нормативам его использование. В обоих случаях совершения рассматриваемого деяния при производстве по делу необходима судебно-техническая экспертиза.

4. Специфика причинной связи при совершении рассматриваемого преступления состоит в том, что предусмотренные законом общественно опасные последствия (например, смерть человека) в физическом смысле причиняются не самим виновным, а действующим виновно или невиновно третьим лицом, чаще всего - оператором соответствующего вида транспорта.

5. В качестве специального субъекта преступления практика рассматривает индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующую лицензию, и работников транспортных, специализированных ремонтных или иных организаций, обязанных в силу выполняемой работы или занимаемого служебного положения обеспечивать надлежащий ремонт либо отвечающих за техническое состояние соответствующих средств (например, главный механик строительной организации). Частные владельцы транспортных средств не привлекаются к ответственности по комментируемой статье, хотя закон и не исключает этого применительно к ненадлежащему ремонту.

 

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

 

Комментарий к статье 267

 

1. Предмет преступления совпадает с соответствующими признаками преступления, предусмотренного ст. 266 УК, с тем уточнением, что диспозиция нормы особо выделяет из путей сообщения такую разновидность предмета преступления, как транспортные коммуникации.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях, общественно опасных последствиях и причинной связи между ними.

3. Разрушение транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, связи или иного транспортного оборудования - это физическое или химическое воздействие, приводящее соответствующий предмет в полную негодность. Повреждение отличается от разрушения тем, что предполагает возможность восстановления соответствующего предмета. Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние не предполагает нарушения физической целостности или структуры соответствующего предмета, но также препятствует его использованию по назначению (например, затопление водой, отключение от электросети). Частным случаем приведения путей сообщения в негодное для эксплуатации состояние является блокирование транспортных коммуникаций, т.е. создание физических помех движению транспортных средств по путям сообщения (создание завалов, заполнение людьми и проч.).

4. Последствия этого преступления аналогичны рассмотренным выше транспортным преступлениям и, кроме того, могут выражаться в причинении крупного ущерба (имущественного, экологического, организационного), стоимостное выражение которого определено в примечании в 1 млн. рублей. Квалифицирующие признаки в комментируемой статье те же, что и в ст. ст. 263, 266 УК.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью преимущественно в виде легкомыслия. Умышленное отношение к причинению указанных в законе последствий, в зависимости от целей и иных обстоятельств, квалифицируется по ст. ст. 105, 111, 205, 281 УК.

 

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

 

Комментарий к статье 268

 

1. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу любого вида транспорта (кроме трубопроводного), причинением тяжкого вреда здоровью человека (в ч. 2 - смерти одного, а в ч. 3 - двух или более лиц) и причинной связью между деянием и последствием.

2. Обеспечивающие безопасную работу транспорта правила предусмотрены в большом количестве нормативных правовых актов (Правила дорожного движения, Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования и т.п.). Нарушением такого рода правил может быть самовольное приведение в действие механизмов для открытия дверей, средств пожаротушения, препятствование закрытию и открытию дверей, переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора и проч.

3. Указанное нарушение правил должно находиться в причинной связи с общественно опасными последствиями (о специфике причинной связи см. комментарий к ст. 266 УК).

4. Субъект специальный - достигшее 16 лет лицо, являющееся участником движения и не указанное в ст. ст. 263 - 264 УК (пассажир, пешеход, погонщик скота, водитель мопеда и проч.).

 

Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

 

Комментарий к статье 269

 

1. Предметом преступления является магистральный трубопровод; вспомогательный, складской трубопровод предметом преступления не является.

2. Деяние при совершении рассматриваемого преступления характеризуется как нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода. Оно может выражаться в неустранении протечек, сливе кислот в охранных зонах, превышении предельных величин давления в системе т.п.

3. Уголовная ответственность наступает при условии причинения деянием последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1) или смерти одного (ч. 2) либо нескольких (ч. 3) лиц.

4. Субъект специальный: лицо, обязанное соблюдать соответствующие правила (работник трубопроводного транспорта, ответственное лицо организации-проектировщика либо подрядчика на ремонт или строительство и т.д.).

 

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

 

Комментарий к статье 270

 

1. Потерпевшим является хотя бы один человек, находящийся в условиях непосредственной опасности для его жизни.

2. С объективной стороны преступление характеризуется бездействием (неоказанием помощи), местом (любой водный путь) и обстановкой.

Бездействие может выражаться в: а) неоказании помощи людям с судна, столкнувшегося с судном под управлением виновного; б) неоказании помощи при визуальном обнаружении потерпевших; в) неприбытии на место бедствия по вызову.

3. Обстановка как признак неоказания помощи должна отвечать двум условиям: а) потерпевшие терпят бедствие (находятся на воде вне судна, судно повреждено и потеряло ход, тонет, горит и проч.); б) отсутствует серьезная (грозящая гибелью) опасность для своего судна, экипажа и пассажиров. Отсутствие такой опасности - вопрос факта, разрешаемый с учетом специфики аварии на чужом судне, перевозимого им груза, погодных условий и т.п.

4. Преступление имеет формальный состав и окончено в момент отдачи соответствующего приказа либо, напротив, когда требуемая команда не отдается.

5. Субъект специальный - капитан судна. Иные члены экипажа могут отвечать по ст. 125 УК.

 

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

 

Комментарий к статье 271

 

1. С объективной стороны преступление выражается в действиях (реже - бездействии), представляющих собой нарушение правил международных полетов.

2. В тексте закона дается не исчерпывающий перечень правил, нарушение которых преследуется как преступление. Непосредственно указаны следующие виды нарушений: а) несоблюдение указанных в разрешении маршрутов - отклонение от установленного и согласованного уполномоченным органом пути следования воздушного судна; б) несоблюдение мест посадки - производство промежуточной или конечной посадки в пункте, не указанном в разрешении; в) несоблюдение воздушных ворот - перемещение судна по воздушному коридору, в пределах которого прокладывается маршрут полета, с отступлением от заданных в разрешении параметров; г) несоблюдение высоты полета - отклонение воздушного судна по вертикали в ту или иную сторону от предписанных в разрешении параметров. Иным нарушением правил международных полетов являются, например, отключение опознавательных знаков, влет судна в запрещенные районы и т.д.

Местом совершения преступления является территория России.

3. Состав преступления формальный, оно окончено в момент соответствующего нарушения.

4. Субъект специальный - член экипажа российского или иностранного воздушного судна.

5. Нарушение правил международных полетов может квалифицироваться по совокупности с преступлениями, предусмотренными ст. ст. 188, 205, 206, 211, 263 УК и т.п.

 

Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 271.1

 

1. Введение в УК данной нормы продиктовано необходимостью ужесточить ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства. В соответствии с Воздушным кодексом РФ и Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138, устанавливается сравнительно упрощенный порядок использования воздушного пространства, что потребовало ужесточить уголовную ответственность за бесконтрольное его использование.

2. Объективная сторона предполагает деяние в виде действия - использования воздушного пространства без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством, и последствие в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека. Примером такого рода действий может служить использование воздушного пространства без разрешения или с нарушением его условий. Диспозиция статьи предполагает установление того, какая именно норма Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, связанная с разрешительным порядком использования, была нарушена. Нарушения уведомительного порядка использования воздушного пространства состава данного преступления не образуют, однако при наличии к тому оснований могут квалифицироваться по ст. 263 УК РФ.

Местом совершения преступления является воздушное пространство, понимаемое как уходящая ввысь от поверхности земли или водной поверхности и до высоты 100 - 110 км (правило, определяемое обычным международным правом; после указанной высоты воздушное пространство сменяется космическим) "пустота", не заполненная какими-либо предметами или зданиями и простирающаяся над территорией России, территориальным морем и внутренними водами. Предельно малые высоты (до 200 м. над уровнем земли или водной поверхностью) также следует включать в воздушное пространство, поскольку даже на этих высотах действуют указанные Федеральные правила.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъект специальный: лицо, обязанное получить разрешение на использование воздушного пространства.

 



2015-12-07 363 Обсуждений (0)
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)