Организация психологической работы младшей медицинской сестры с различными группами пациенток
В гинекологической и акушерской практике очень важен психологический подход к больным, глубокое использование психологии в работе с ними. Можно избежать возникновения трудностей, если при подготовке специалистов шире использовать сведения по психологии обращения с гинекологическими и акушерскими больными. Работающие в этой области должны быть основательно осведомлены относительно вопросов любви и половой жизни, проблем брака и его расстройств. Психологическая работа с беременными женщинами осуществляется в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации, нормами международного права («Всемирной Конвенцией по правам человека», «Конвенцией о правах ребенка», «Конвенцией об охране материнства»). Она призвана способствовать повышению ценности семьи и материнства в общественном сознании, содействовать нравственному воспитанию будущих родителей, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин. Беременность и роды представляют собой естественный период в жизни женщины, закономерный этап существования семьи. Изменения, протекающие в женском организме при беременности, носят комплексный, психофизиологический характер. Проявляясь сначала в виде изменения настроения, а также психического дискомфорта, вызываемого повышением чувствительности к запахам, сонливостью, утомляемостью, тошнотой и рвотой в первом триместре беременности, дальнейшем они, — согласно моделям образования невротической реакции, или невроза, могут привести и к развитию психической и соматической патологии. Общеизвестно, насколько облегчается протекание беременности, снижается риск возникновения различных патологических состояний (токсикозы, обострения имеющихся хронических соматических заболеваний и др.) и, — соответственно, — увеличивается число здоровых новорожденных, если женщина спокойна, эмоционально настроена на благополучное материнство, чувствует поддержку медиков и близких людей. Психологическая помощь должна быть адекватна переживаемой женщиной ситуации, в связи с чем, целесообразно выделять следующие группы пациенток: 1. женщины, желающие родить ребенка и воспитывать его в семье; 2. женщины, собирающиеся родить ребенка и имеющие намерение оставить его в роддоме; Первая группа Взаимодействие младших медицинских сестер с женщинами первой группы направлена на психологическую подготовку к родам и материнству, обеспечению благоприятного психоэмоционального настроя в течение беременности, повышению доверия к врачу. Работа с семейным окружением беременной женщины также является важным компонентом оказания психологической поддержки. Вторая группа При общении с женщинами, собирающимися родить ребенка и имеющими намерение оставить его в роддоме, задача младшей медицинской сестры заключается в том, чтобы:
В любом случае, психологическая помощь может быть оказана, исходя из индивидуальных особенностей личности женщины: социальных, психологических и физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему. Безусловно, есть и общие моменты или причины, которые женщины предлагают в качестве аргументации своего отказа от ребенка. Благодаря кажущейся актуальности внешних причин, «вынуждающих» женщину поступить подобным образом, внутренние психологические проблемы остаются недоступными для осмысления и прорабатывания самой женщиной, вследствие чего могут развиться тяжелые психологические состояния, такие как невроз, депрессия, повышенная тревожность и чувство вины и т.д. вилось до послеродового психоза (если к этому была предрасположенность). В отечественных и зарубежных исследованиях проблемы отвержения от новорожденного отмечается значение комплекса патогенных факторов в возникновении и осуществлении решения об отказе, а также роль закономерностей развития кризисной ситуации в реализации такого решения. В ряде исследований были выявлены психические последствия для матери ее отказа от ребенка. Авторы отмечают, что подобный шаг является для женщины стрессовым фактором, способствующим возникновению и развитию у нее психических и физических нарушений. Нарушения не уменьшаются даже спустя десятилетия после отказа, а в 48% случаев «чувство потери» возрастает; в момент отказа женщины вытесняют свое горе и прячут свои чувства. Предположение о том, что именно отказ от новорожденного вызывает тревогу и депрессию у матери, подтверждается данными об улучшении эмоционального состояния женщины при изменении решения в пользу воссоединением с ребенком. Вполне вероятно, что в основе тревожности и депрессии женщин, отказавшихся от своих младенцев, лежат внутренние конфликты. Индивидуальный подход психологической помощи женщинам-отказницам предполагает и решение общих задач по данной проблеме. Основные задачи:
Психологическая помощь со стороны младшей медицинской сестры предполагает беседу в доверительной атмосфере при помощи «научного» диалога (который не совпадает с житейским). Диалог — путь познания человека, но знание в диалоге не является самоцелью. Диалог предполагает бережное отношение к собеседнику и доверительные глубокие отношения с ним. Женщине, оказавшейся в кризисной ситуации необходим диалог с человеком, верящим в нее, в ее духовные возможности; тогда она начинает верить в себя и открывает эти возможности. Приведенный выше анализ комплекса психолого-социальных проблем, позволяет сделать вывод о необходимости ведения психологической работы с беременными женщинами.
Выводы
Беременность для женщины является стрессовым событием, т.к. создаются новые условия жизни, к которым женщина должна адаптироваться. а) Нормальная, без осложнений соматического характера, без социальных и личностных проблем беременность является для женщины эустрессом, (конструктивный стресс - является защитной реакцией организма, протекает без существенных потерь для организма. Происходит нормальный процесс адаптации). б) Беременность же протекающая на неблагоприятном фоне: заболевания, проблема взаимоотношений, внутренний конфликт, выступает как дистресс. Деструктивный стресс подрывает защитные силы организма. И естественно, отрицательно влияет на развивающийся плод. в) Беременность, действуя как неспецифический стресс, проявляется у женщин по-разному, в зависимости от особенностей их личности. К наиболее значимым психосоциальным стрессам относится: конфликты между супругами, родителями и детьми, отсутствие мужа, неудовлетворенные материально-бытовые условия. Они увеличивают риск возникновения акушерских осложнений. Вынашивание нежеланного ребенка вообще, нежеланного по полу ребенка, способствует развитию акушерских осложнений в родах, а также нарушению психического развития будущего ребенка. Содержание родового и послеродового периода действует на фоне уже имеющегося отношения матери к будущему ребенку. Процесс родов и послеродовой деятельности матери требует высокого уровня ее физической, интеллектуальной и эмоциональной активности. Исследования свидетельствуют, что переживание родов и, в частности болей схваток, зависит от психологического настроя женщины. У беременных с хроническим психоэмоциональным стрессом возникают патологии следующего характера: · токсикоз первой половины беременности, · раннее развитие гестозов, · хроническая плацентарная недостаточность в III триместре, · новорожденные рождаются в состоянии гипоксии различной степени, · беременность заканчивается срочными родами, · преждевременными родами, выкидышами. Таким образом, у беременных с хроническим психоэмоциональным стрессом нарушается формирование родовой доминанты. Младшая медицинская сестра, осведомленная в вопросах психологических особенностей беременных, при общении с пациентками создает благоприятные условия для эффективного родоразрешения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |