Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ценности человека эпохи Возрождения



2015-12-07 7282 Обсуждений (0)
Ценности человека эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА №6

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

План.

1.Понятие «возрождение» (15 мин)

2.Ценности человека эпохи Возрождения (60 мин)

3.Причины кризиса ренессансного идеала (15 мин)

Литература:

1.Культурология: Учеб. пособие для вузов ; под ред. А.Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2.Силичев, Д.А. Культурология : Учеб. пособие для вузов. – М. : «ПРИОР», 20012.

3.Культурология/под ред. Ю.Н.Солонина, М.Г.Кагана. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 566с.

4.Кравченко, А.И. Культурология учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, ТК Велби. 2007.

5.Культурология: История мировой культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 608 с.

 

Вводная часть

Эпоха Возрождения – одна из самых плодотворных в истории европейской культуры, эпоха взлета человеческого гения. Возрождение – это этап в истории европейской культуре, ее кульминация, о которой скажет эпоха величайших переворотов. Возрождение – самостоятельный тип культуры, предложивший свои ценности, свое понимание человека, мира, создавший свои отличительные памятники.

 

Понятие «возрождение»

Слово «возрождение» (фр. Ренессанс) ввели гуманисты. Оно означает возрождение античной культуры, античности. Историческое определение – исторический период в истории стран западной и центральной Европы длившийся с 13(14) по 16 вв., сопровождавшийся кризисом феодальных отношений и зарождением новых буржуазных отношений (смена формаций).

Выделим основные периоды эпохи Возрождения:

· предвозрождение (к. 13-н.14 в.в.) – Данте Алигьери, Франческо Петрарка.

· раннее Возрождение (15 в.) – Сандро Боттичелли, Джованни Боккаччо.

· высокое Возрождение (расцвет 1500-1530) – Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.

· позднее Возрождение (конец 16века) – Шекспир, Сервантес.

Родиной Возрождения является – государство Италия. Так как:

· во-первых: Италия возникла на территории бывшей Римской империи.

· во-вторых: в Италии происходит формирование раннекапиталистических отношений. Гористая местность Северной и средней Италии не позволяла создать крупных земельных владений. Страна не имела постоянной королевской династии и была раздроблена на отдельные города-государства. Все это способствовало более раннему (10-11 века), чем в других странах росту городов, а вместе с тем росту и усилению роли торгово-ремесленных слоев. В результате создавались благоприятные условия для возникновения и развития элементов капитализма. Именно нарождавшийся капитализм, нуждавшийся в свободной рабочей силе, ускорял разрушение системы феодальных отношений.

Культурологическое определение (мировоззренческое определение) – эпоха гуманизма предложившая новое понимание человека – личности, человека – индивидуальности (т.е. для эпохи возрождения характерен интерес к человеку, как к личности).

 

Ценности человека эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения – это эпоха гуманизма, открывшая ценность человеческой личности, эпоха, сформировавшая новое представление о человеке. Внешний индивидуализм (неповторимость, уникальность) предполагает:

· открытие лица, которое становится критерием красоты (в античности – главное тело), ведущий жанр портрет;

· имя – эпоха Возрождения повышает статус имени человека; в античности – человек безымянный автор, в средневековье – анонимность. (Рафаэль, Леонардо де Винчи, Микеланджело, Данте, Петрарке, Шекспир, Коперник, Колумб, Лютер);

· открытие биографии (жизнеописание людей).

А внутренний индивидуализм («ренессансного индивидуализма») предполагает абсолютизацию человеческих возможностей, сравнение человека с Богом (человек может все, как Бог). Внутренний индивидуализм остался в эпохи Возрождения и не дошел до наших дней. Он является открытием той эпохи, именно внутренний индивидуализм позволил состояться эпохи Возрождения.

Впервые идея равенство человека Богу прозвучала в литературном произведение Данте «Божественная комедия», в ней главное действующее лицо человек, который проходит все уровни мироздания и дает оценку увиденному (ранее доступно только Богу). Встречает в раю Биатриччи, а не Бога. Также идея равенства отражается в картине Леонардо Да Винчи «Джоконда» (Мона Лиза), в которой божественность достигается с помощью художественных деталей: взгляд, улыбка, руки и фон (секрет улыбки); в картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна»: ренессансный индивидуализм достигается путем нарушения иконографических правил (т.е. правил иконописи); в скульптуре Микеланджело «Давид» божественность достигается с помощью сюжета из Ветхого Завета (битва Давида с Голиафом).

Эпоха Возрождение задумывается над вопросом: почему человек = Богу? Обоснованием ренессансного индивидуализма выступает философия антропоцентризма. Которая найдет отражение в трудах Пико дела Мирандолы (главный трактат о чести и достоинстве человека). Идеи, лежащие в основе антропоцентризма:

А) Утверждение центрального места человека в системе мироздания (человек как высшее биологическое существо завершает земной мир, но одновременно, являясь, разумным существом, человек начинает небесный мир). Каждый человек по своей биологической организации является центром мироздания.

Б) Утверждение активности человека, признание его как творца своей судьбы способного сделать выбор (либо земная тварь, либо Бог). Возрождение всех уравновешивает и дает право выбора.

Следствием индивидуализма и антропоцентризма является – титанизм. Титан – гений, создающий уникальные творения, открытия, произведения; гений во всем, энциклопедист (в наше время нельзя, т.к. наука ушла вперед и нельзя одновременно во многих областях открытия). Образцом титана становится фигура Леонардо да Винчи – художник и ученый. Утверждению идеи индивидуализма способствовали великие географически открытия – открытия Америки (1492 г.) Колумбом, открытие морского пути из Европы в Индию (15 век), а также создание Коперником гелиоцентрической системы, изобретение книгопечатания (15 в.).

Ценность, уравновешивающая индивидуализм – жизнерадостность, которая предполагает утверждение светских ценностей, земного, человеческого, отказ от религиозного аскетизма. Человек – это природное существо достойное земного счастья, следовательно главная светская ценность – любовь, для которой свойственно:

- Конкретность (обращение к реальным женщинам, любить надо не идею, а женщину). Например: Биатриччи «Новая жизнь» Данте, Лаура «Кансоны» («Книга песен») Петрарки, Виктория Колонна (возлюбленная Микеланджело).

- Неплатоническая, чувственная, телесная. Главное достоинство женщины – внешность и ее желанность. Реабилитация телесной красоты: Боттичелли в живописи «Рождение Венеры», Боккаччо в литературе «Декамерон».

- Многогранность (многообразие оттенков: счастье, горе, надежду).

Таким образом, эпоха Возрождения предложила оптимальный идеал, объединяющий божественное начало и светское (земное). Он существует на протяжении трех десятилетий (1500-1530). А затем следует кризис.



2015-12-07 7282 Обсуждений (0)
Ценности человека эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ценности человека эпохи Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)