Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Б) искусство в культуре XVII в



2015-12-07 293 Обсуждений (0)
Б) искусство в культуре XVII в 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА №7

НОВОЕВРОПЕЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

ПЛАН:

1.Новое время как культура рационализма (45 мин.):

а) наука и научные открытия XVII в.

б) искусство в культуре XVII в.

2. Культура Просвещения XVIII в. (45 мин.):

а) ценности и основные направления деятельности просветителей-энциклопедистов

б) кризис Просвещения: явление романтизма

Литература:

1.Культурология: Учеб. пособие для вузов ; под ред. А.Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2.Силичев, Д.А. Культурология : Учеб. пособие для вузов. – М. : «ПРИОР», 20012.

3.Культурология/под ред. Ю.Н.Солонина, М.Г.Кагана. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 566с.

4.Кравченко, А.И. Культурология учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, ТК Велби. 2007.

5.Культурология: История мировой культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 608 с.

 

 

Вводная часть

XVII век - этап в истории европейской культуры, эпоха утверждения новых буржуазных отношений, «эпоха кризиса, войн, революций». Эпоха Просвещения (18 век) явилась продолжением культуры Нового времени. Культурология оценивает Просвещение и как важнейшую прогрессивную ступень в развитии европейской культуры, и как период, определивший кризисное состояние XX века, период, освободивший культуру от иррационалистического начала.

Новое время как культура рационализма

Новоевропейская культура (XVII - XVIII вв.) – период в истории стран Западной и Центральной Европы, сопровождавшийся распространением и утверждением буржуазных отношений. Новоевропейский тип культуры - исторический тип культуры, основанный на научном мышлении, утверждавшем значение разума, знания, человека-ученого как главных компонентов культуры (Паскаль «Человек ничто, и только разум его делает всем»; Декарт «Я мыслю, и поэтому я существую»; Бекон - «Знание – сила»)

А) наука и научные открытия XVII в.

Эпоха Возрождения реабилитировало и утвердило существование человека, воспитало в людях представление о ценности личности, и это было уже необратимо. Однако со временем происходит разлад между идеалами гуманистов и суровыми законами общества. В 17 веке – происходит осознание того что человек сам находится во власти времени. Ведущее место в Новое время отводится именно науке, развитие которой виделось человеку необходимым для понимания сложного и несправедливого мира, который окружал человека. Поэтому в 17 веке происходит переход от религиозного сознания к научному сознанию (т.е. в основе эпохи лежал рационализм познающий мир).

Приметы науки 17 века:

1) утверждение самостоятельности, выделение из других сфер человеческой культуры:

- отделяется от философии (единое целое наука составляла в эпоху Античности),

- отделяется от религии (единое в Средневековье),

- отделяется от искусства (в эпоху Возрождения);

2) развитие наук о природе (т.е. естествознания);

3) дифференциация науки (т.е. разделение по отраслям: математика и физика (Г.Галилей, Р.Декарт, Б. Паскаль, И. Ньютон), астрономия (И.Кеплер), биология (У.Гарвей), химия (Р.Бойль), и др.);

4) экспериментальность науки (истинно то, что подтверждено опытом).

Основные научные открытия (знаковые):

- Джордано Бруно (1600 г. – год сожжения ученого) – идея множественности обитаемых миров, что предполагает утверждение бесконечности мирового пространства, где человек не является центром и вершиной мироздания;

- Галилео Галилей (основатель экспериментальной физики) т.е. впервые использовав телескоп он подтвердил теорию гелиоцентризма (автор которой Н.Коперник), которая изменила представление о мире, в котором земля и сам человек утрачивает центральное место (человек становится мельчайшей частицей в бесконечном пространстве);

- Ньютон (открытие 3- х законов механики утверждающих подвижность, изменчивость мира, а также з-н всемирного тяготения - подтверждает зависимость человека от естественных законов).

б) искусство в культуре XVII в.

Художественный стиль 17 века – стиль, отражающий новые, рациональные ценности эпохи. Искусство выполняет главную задачу времени – познание основ мира, но только с помощью художественных средств. Можно обозначить три основных стиля: 1) Барокко (переводится как причудливая жемчужина). Внешние признаки: подвижность, витиеватость, динамичность, напряженность, стремление к величию, парадность, пышность. Образец барокко в живописи – П. Рубенс «Воздвижение Креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Новое звучание – ничего не статично. Рубенс – крестный отец киномотографии, все персонажи в движении (фрагмент вырванный из действия). Образец барокко в скульптуре – Л. Бернини «Экстаз св.Терезы». Образец барокко в музыки – полифонизм Баха.Европейское барокко – это драматический стиль, отражающий кризис возрожденческого идеала и подвижность, изменчивость мира.

В дальнейшем барокко утратило трагическое содержание, но сохранило витиеватую причудливую форму, подвижность. В таком виде барокко придет в архитектуру Европы и русскую культуру, в которой приобретет жизнерадостность, праздность, жизнетворящее звучание. Образец: – Версаль прообраз Петергофа.

2) Реализм – отражение жизни в формах самой жизни. Приметы: достоверность, правдивость объектов, фактографичность. Пример реализма в живописи:

1) Д. Веласкес (исп.) «Менины», «Пряхи» «Совсем как живое! Где же картина». Приемы: световоздушная техника письма (живопись) с целью достижения реальности (на памятнике высечено два слова «Живописцу истины».

2) Ян Верме́ер (галл.) «Девушка, читающая письмо у открытого окна» «Девушка с жемчужной сережкой».

3) Рембрандт (галл.) «Данная», «Флора», «Возвращение блудного сына», «Святое семейство» «Автопортрет», «Урок анатомии доктора Тульпа». Приемы: необычный цвет и свет, яркие пятна, которые он высвечивает в своих картинах. Правило Рембрандта:

1) натура как она есть (предельная достоверность);

2) поэтизация натуры как обнаружение внутреннего скрытого смысла (дополнительного смысла – Даная, блудный сын)).

3) Классицизм – образцовое искусство (отражение жизни по заданному образцу; если барокко отдает предпочтению чувству, то классицизм покоится на разуме). Классицизм – стиль, отражающий идею рациональности или прославление разума. Главные принципы: ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония. Образцы в живописи: Н.Пуссен «Пейзаж с Полифемом», «Царство Флоры». Образцы в литературе: Корнель «Сид», «Эдип», «Гораций», Расин «Андромаха», «Федра», «Эсфирь», Мольер (17-18вв). Комедия Мольер – конфликт между чувством и разумом. Приметы классицизма:

- выбор между чувством и разумом;

- жесткое подчинение 3-м правилам (единство времени, места, действия);

- воспитание гражданских качеств, разумного гражданина.

 



2015-12-07 293 Обсуждений (0)
Б) искусство в культуре XVII в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Б) искусство в культуре XVII в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)