Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аннотация рабочей программы



2015-12-07 403 Обсуждений (0)
Аннотация рабочей программы 0.00 из 5.00 0 оценок




КУЛЬТУРА РЕЧИ и ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Учебно-методический комплекс

 

ля бакалавриата по направлению 080100 Экономика

 

Всеволожск 2014

КУЛЬТУРА РЕЧИ и ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Программа курса

 

Автор- составитель:

 

Е.П. БУТОРИНА, канд. Филол. Наук. Доц., О.А. ЯШНИКОВА

 

 

Программа утверждена

На заседании кафедры русского языка

27.12.2010, протокол № 4

 

 

Программа утверждена

На заседании кафедры гуманитарных и социально- экономических дисциплин

 

От 23.06.2012г., протокол № 12

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2012

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Культура речи и деловое общение» является частью профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки № 080100 – Экономика. Профиль: Финансы и кредит. Курс читается на первом курсе (первый семестр). Дисциплина реализуется на факультете кафедрой гуманитарных и социально- экономических дисциплин.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с основами владения правилами и нормами современного русского литературного языка и культуры речи, теории коммуникации, делового общения, этики деловой коммуникации.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

общекультурные компетенции (ОК): ОК-1,ОК-6, ОК-7, ОК-9,ОК-17.

 

По курсу «Культура речи и деловое общение» предусмотрены следующие формы контроля знаний бакалавров в соответствии с принятой в университете рейтинговой системой контроля знаний: текущий (проводится на практических занятиях в устной или письменной форме: устный доклад, тест), промежуточный (контрольная работа ), итоговый контроль (зачет).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

Курс дисциплины рассчитан на 26 часов, программой дисциплины

предусмотрены лекционные занятия (12 часов), семинары (14 часов), самостоятельная работа студента (46 часов). Для заочной формы обучения курс дисциплины рассчитан на 6 лекционных часов.

 

 

Пояснительная записка

В динамично усложняющемся современном мире специалист с высшим образованием (бакалавр) должен уметь в процессе своей деятельности эффективно общаться с различными людьми в разнообразных ситуациях, точно описывать результаты своих исследований, убеждать в справедливости своих идей, отстаивать свою профессиональную позицию. Гуманитарно ориентированное образование обеспечивает создание благоприятных возможностей для развития личности студента, для реализации его познавательных запросов и духовных потребностей. Конкурентоспособному специалисту необходим высокий уровень функциональной грамотности, опирающейся на системный набор компетенций, что позволит ему самостоятельно выстраивать коммуникативные и социокультурные стратегии взаимодействия в группе и коллективе. Под компетентностью понимается способность специалиста (бакалавра) решать профессиональные задачи, которая предполагает наличие совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов действия), необходимых для продуктивной профессиональной деятельности[1]. Компетентность рассматривается как способность использовать знания, умения и компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы, т.е. она напрямую коррелирует со способностью справляться со сложными, не всегда прогнозируемыми ситуациями общения. В современных условиях соревнование выигрывает не просто профессионал, а компетентная личность, владеющая не только знаниями, но и компетенциями по их свободному применению. Это выдвигает новые требования к преподаванию русского языка.

 

Настоящая программа составлена на базе примерной программы дисциплины «Русский язык и культура речи», рекомендованной научно-методическим советом по филологии Учебно-методического объединения университетов России и утверждённой начальником Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования 16.06.2000[2].

Дисциплина «Культура речи и деловое общение» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

Требования к входным знаниями, умениям и компетенциям для её изучения отражены в Приложении к приказу Минобразования России от 30 июня 1999 № 56 «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (русский язык как государственный, русский язык как родной, литература, иностранные языки)», на базе умений курса строится изучение всех курсов, предполагающих понимание и написание текстов на русском языке.

Предмет курса –система норм современного русского литературного кодифицированного языка.

Цель курса - повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у студентов нефилологических специальностей.

Задачи курса состоят в формировании у студентов основных компетенций[3], которые должен иметь профессионал любого профиля:

- информационных, предполагающих понимание сложных текстов на русском языке, умение извлекать значимую для принятия профессиональных решений информацию, систематизировать её, анализировать, структурировать, обобщать;

- исследовательских, состоящих в умении формулировать как в устной, так и в письменной речи цели, задачи, предмет, объект и гипотезы профессионального исследования, делать выводы;

- когнитивных, представляющих собой умения выделять из текстов понятия и концепты, классифицировать их, сравнивать, синтезировать и формулировать на их основе новое знание;

- креативных, заключающихся в умении акцентировать наиболее значимые части сообщения, используя приёмы экспрессии и языковой игры;

- коммуникативных, рассматриваемых как умения

-- строить связные, правильные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения и

-- участвовать в диалогических и полилогических ситуациях общения, устанавливать и поддерживать речевой контакт, обмениваться информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим (пищущим) различными социальными отношениями;

- аксиологических, понимаемых как умения выявлять лакуны в собственных знаниях и умениях, оценивать свои коммуникативные компетенции, результативность и профессионализм, повышать свою функциональную грамотность на различных уровнях языковой системы;

- управленческих, представляющих собой умения организовывать работу коллектива, мотивировать, корректировать и контролировать результаты деятельности.

Для формирования и развития этих компетенций студенты должны свободно владеть рецептивными и продуктивными навыками и умениями как в устной, так и письменной формах реализации языка. Таким образом, все перечисленные ранее компетенции в значительной степени опираются на лингвистическую компетенцию.

Развитие профессионально значимых компетенцийпроводится на базе аутентичных текстов аналитических обзоров, кодексов, договоров, коммерческой и деловой документации и корреспонденции, рекламы и т.п. Внимание уделяется формированию, корректировке и совершенствованию соответствующих навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Это следующие направления обучения:

 

● Чтение:

- совершенствование навыков анализа смысловой структуры текста;

- формирование навыков оценки фактов, полученных из различных информационных источников.

 

● Говорение

●● Монологическая речь

- совершенствование навыков использования всех функциональных типов речи (описание, рассуждение, повествование) в разных сочетаниях и пропорциях;

- формирование умений публичной презентации конкурентоспособных проектов;

- совершенствование навыков семантической компрессии: исключение избыточного материала, обобщение смысловых блоков, осуществление лексико-грамматических трансформаций при сохранении смысловой тождественности.

 

●● Диалогическая речь

- развитие умения вести аргументированную дискуссию в рамках принятого в официальном общении речевого этикета;

- формирование умений публичной защиты представляемого проекта.

● Аудирование

- развитие умения понимать публичные выступления различных жанров с целью ведения дискуссии на профессиональные темы.

 

● Письмо

- совершенствование навыков креативного письма: текстов рецензий, рекламных сообщений, сценариев презентаций и т.п.;

- развитие навыков составления и редактирования документов различных жанров;

- совершенствование навыков грамотного письменного оформления индивидуальных творческих проектов.

 

● Аналитико-синтетическая обработка специальной литературы

- развитие навыков опоры на широкий контекст, распознавания внутренних логических связей и выявления имплицитной информации;

- развитие навыков реферирования и аннотирования литературы по специальности;

- совершенствование навыков использования приёмов семантической компрессии.

В результате освоения дисциплины «Культура речи и деловое общение» должны быть сформированы следующие компетенции бакалавра экономики:

ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-6 – способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-7 – готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-9 - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ОК-17- обладает культурой мышления, способен к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь.

ПК-14 - способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы

ПК-15 - способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин

 

Студент, удовлетворительно отчитавшийся по дисциплине должен

Знать: систему действующих норм современного русского литературного кодифицированного языка, систему функциональных стилей, типы речевой культуры, параметры описания ситуации общения

Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Владеть: базовыми понятиями языкознания, теории коммуникации, культуры речи в пределах программы настоящего курса и рекомендованной учебной литературы

 

Структура программыопределяется логикой изучения предмета. Сначала рассматриваются возможности современного русского языка как средства общения, далее анализируются особенности функциональных стилей современного языка, их подстилей и жанров, формулируются критерии правильной речи в каждом из них. Особое внимание уделяется трансформациям текстов, оптимизации сочетания вербальных и невербальных средств коммуникации, приёмам перифразы и компрессии. Лекционный курс завершается обсуждением возможных направлений дальнейшего индивидуального совершенствования профессиональной речи. Слушатели также получают представление о готовящейся новой редакции свода русского правописания. В ходе практической работы студенты учатся самостоятельно развивать навыки и умения профессиональной речи, критически оценивая достигнутый уровень, привлекая для самообразования справочную литературу и словари.

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции и практические занятия. Субъектно-деятельностный подход к организации обучения предполагает разработку и защиту студентами проектов в тематических рамках профессиональной специализации. Это способствует формированию таких качеств личности как самостоятельность в развитии познавательных интересов, ответственность в принятии решений, способность к языковой догадке, умения и навыки индивидуальной и коллективной работы с текстами на русском языке. Формы и степень сложности учебной деятельности при этом максимально приближены к профессиональным.

Текущий контроль проводится на практических занятиях в устной или письменной форме и имеет целью проверить уровень владения определённым объёмом изученного материала.

Промежуточный модульный контроль проводится после завершения каждой учебной темы. Его цель состоит в проверке уровня сформированности отдельных компетенций на базе изученного материала.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачёта . Цель такого контроля – проверить степень автоматизации, интегрированности и координации профессиональных языковых компетенций.

Содержание курса



2015-12-07 403 Обсуждений (0)
Аннотация рабочей программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аннотация рабочей программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)