Непременные условия получения пользы от Корана
ФАВАИД Полезные наставления
Москва | Умма | 2013
УДК 28- 053.2 ББК 86.38 И14 Финансовую помощь в выпуске этого издания оказал Абу Ибрагим, да воздаст ему Аллах благом
Перевела Карима (Екатерина) Сорокоумова Канонические редакторы Рауф Абаскулиев, Мухаммад Евлоев
Ибн Каййим аль-Джаузийя И14 Фаваид = Полезные наставления / Отв. ред. шейх Бакр ибн 'Абдуллах Абу Зейд; пер. с араб. Е. Сорокоумовой. — М.: Умма, 2013. — 480 с. ISBN 978-5-94824-208-8 Книга, перевод которой предлагается вашему вниманию, — одно из самых замечательных дошедших до нас произведений известного мусульманского учёного и автора множества ценных трудов имама Ибн аль- Каййима. Книга представляет собой собрание полезных мыслей и выводов, высказываний, наставлений, замечаний, наблюдений самого автора — другие источники цитируются редко. Можно предположить, что оригинальный труд представлял собой подобие дневника, куда великий учёный записывал эти разнообразные мысли и делал добавления к уже написанному в разные периоды своей жизни. Единобожие и его правильное исповедание; упование на Аллаха и его виды; предопределение; темы, связанные с Кораном; разъяснения хадисов; достоинства знания и его виды; недуги и деяния сердца, — это лишь некоторые темы, которые затрагиваются в этой уникальной книге, вобравшей в себя жемчужины полезного знания, отобранные автором на протяжении многих лет. Каждое маленькое наставление предваряется словом «Раздел», «Правило», «Польза» или «Замечание», под которым автор помещал свои мысли или высказывания наших праведных предшественников, стихотворные строки или просто мудрые слова, которые он сам считал прекрасной помощью тем, кто желает следовать путём спасения и преуспеяния в этом мире и мире вечном. УДК 28-053.2 ББК 86.38
© Сорокоумова Е., перевод, 2013 © Оформление. ООО «Издатель
ISBN 978-5-94824-208-8 Эжаев А.К.», 2013
В данной книге традиционные исламские формулы бла- гопожелания передаются как с помощью перевода, так и арабскими лигатурами: да благословит его Аллах и приветствует салляЛлаху 'алейхи ва саллям (после упоминания Пророка Мухаммада ) мир ему 'алейхи с-салям (после упоминания других пророков и ангелов); да будет доволен им Аллах рады Аллаху 'анху (после упоминания сподвижников Пророка ) да будет доволен Аллах им и его отцом рады Аллаху 'анхума (после упоминания сподвижника, отец которого был сподвижником); да будет доволен ею Аллах рады Аллаху 'анха (после упоминания сподвижниц Пророка );
да будет доволен Аллах ею и её отцом рады Аллаху 'анхума (после упоминания сподвижницы, отец которой был сподвижником).
Об авторе
Шейх Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са'д ибн аль-Каййим ад-Димашкы аль-Ханбали принадлежит к числу наиболее известных и выдающихся мусульманских учёных. Он родился в 691 году по хиджре. Среди его учителей — Такыйюддин Сулейман аль-Кады, Абу Бакр ибн 'Абд-ад- Даим, ас-Сафийй аль-Хинди и шейх ислама Ибн Таймийя. Ибн аль-Каййим был выдающимся знатоком хан- балитского мазхаба, давал фетвы. К тому же он хорошо ориентировался в Писаниях иудеев и христиан, обладая значительными познаниями в данной области. Будучи выдающимся знатоком толкования Корана и основ религии, он достиг удивительных высот в этих двух науках. Ибн аль- Каййим известен также как превосходный мухаддис, не только знавший наизусть множество хадисов, но и глубоко понимавший их смысл, умевший анализировать их и извлекать из них нормы Шариата. Блестяще зная фикх и его основы, Ибн аль-Каййим был одновременно тонким знатоком арабского языка и связанных с ним наук. Таким образом, он достиг высот практически во всех областях шариатского знания и при этом хорошо разбирался в разных религиях, течениях и мазхабах.
Обладая столь обширными познаниями, Ибн аль- Каййим был очень привязан к своему учителю, выдающемуся мусульманскому учёному шейху Ибн Таймийи, и опирался на его слова и мнения, отстаивая их и подтверждая их правильность с помощью убедительных доказательств и неопровержимых доводов. Он много времени посвятил обработке книг своего учителя и на- ставника и распространению его знания. В конце жизни учителя Ибн аль-Каййим попал вместе с ним в заключение и был отпущен на свободу только после смерти Ибн Таймийи. Ибн аль- Каййим был учеником Ибн Таймийи около двенадцати лет. По словам одного из его учеников, Ибн Касира, имам Ибн аль-Каййим был очень деятельным человеком, который много времени посвящал молитве и чтению Корана. Он отличался благонравием, его личность притягивала людей, и по натуре своей он не был ни за- вистливым, ни злопамятным. Ибн Касир говорил: «Я не знал среди наших со- временников человека, который поклонялся бы Аллаху больше, чем он». Он также сказал: «Его страстью было собирание книг. У него их было так много, что после его кончины его дети ещё очень долго продавали эти книги, отделив те, которые желали оставить себе». Ибн аль-Каййим — автор многих замечательных трудов в разных областях исламского знания, среди которых есть даже поэма в семь тысяч строк. К наиболее известным его сочинениям относятся:
— Бадаи'аль-фава'ид = Прекрасные пользы; — Аль-Вабиль ас-саййиб мин аль-калим ат-таййиб = Благодатный дождь благих слов; — Аль-Джаваб аль-кафи = Исчерпывающий ответ;
— Зад аль-ма'ад = Запасы для Дня воскрешения; — Игасат аль-ляхфан = Помощь опечаленному; — 'Уддат ас-сабирш ва захират аш-шакирин = Снаряжение терпеливых и запас благодарных; — И'лям аль-муваккы'ин 'анрабби ль-'алямин = Оповещение передающих от Господа миров; — Раудат аль-мухиббин ва нузхат аль-муиипакын = Сад любящих и прогулка стремящихся; — Ар-Pyx = Дух; — Ат-Тибйан фи аксам аль-Кур'ан = Разъяснение клятв, встречающихся в Коране; — Тарик аль-хиджратейн = Дорога двух переселений; — Мадаридж ас-саликин = Степени идущих; — Мифтах дар ас-са'ада = Ключ от обители счастья; — Аль-Фава'ид = Полезные наставления; — Хади аль-арвах иля биляд аль-афрах = Проводник душ в обитель радостей; — Хидайат аль-хийара фи аджвиба аль-йахуд ва ан- насара = Руководство для растерявшихся в ответах иудеям и христианам; — Шифа'аль-'алиль = Исцеление больного.
Труды Ибн аль-Каййима и по сей день пользуются огромной популярностью у мусульман всего мира. Они отличаются ясностью изложения, красотой слога, упорядоченностью содержания и представляют собой настоящую кладовую полезного знания. К сочинениям этого великого знатока шариатских наук на протяжении многих веков прибегали мусульманские учёные при написании новых ценных трудов, и сегодня редко можно встретить книгу, в которой бы не упоминался Ибн аль- Каййим и не цитировались его труды. При жизни у имама Ибн аль-Каййима было много учеников, в числе которых и такие выдающиеся учёные, как Ибн Рад-
жаб и Ибн Касир, и после его смерти люди продолжили пользоваться его знанием, обращаясь к его трудам. Кадый Бурхан ад-Дар'и сказал о нём: «Не доводилось мне видеть человека с большими знаниями, чем у него. Он преподавал в медресе "Ас-Садрийя" и долгое время возглавлял медресе "Аль-Джаузийя" Он написал своей рукой множество трудов и оставил множество сочинений в разных областях знания. Он очень любил знание, неустанно делал заметки, читал, писал труды и приобретал книги других учёных. У него было столько книг, сколько не было, пожалуй, ни у кого другого». Ибн аль-Каййим скончался 751 году по хиджре. В последний путь великого учёного провожало множество людей. Сообщают, что после его кончины некоторые люди видели благие сны о нём.
Предисловие
Хвала Аллаху, Господу миров, и мир и благословение Его Посланнику, его семье и всем его сподвижникам! Книга, которая предлагается вашему вниманию, — одно из самых замечательных дошедших до нас произведений имама Ибн аль-Каййима (да помилует его Аллах). В этой книге он собрал полезные наставления, мысли, изречения, замечания на самые разные темы. Он не стал упорядочивать собранный материал по темам и делить его на главы. Вероятно, у него было подобие современной тетради, куда он записывал эти разнообразные мысли и делал добавления к уже написанному в разные периоды своей жизни. Каждое маленькое наставление предваряется словом «Раздел», «Правило», «Польза» или «Замечание», под которым автор помещал свои мысли или высказывания наших праведных предшественников, стихотворные строки или просто мудрые слова, которые он сам считал прекрасной помощью тем, кто желает следовать путём спасения и преуспеяния в этом мире и мире вечном. Книга охватывает несколько тем из области единобожия и убеждений ('акыда) и напоминает нам о том, что познать
и лучше всех знает Его тот, кто осознаёт Его совершенство, величие и красоту. Познание Аллаха делится на две категории: простое знание, которое бывает и у покорного Ему и у грешника; и особое знание, результатом которого становится стыдливость перед Ним, любовь к Нему, смирение перед Ним и покорность Ему. Автор показывает различия уровней людей в исповедании единобожия, а также говорит о пользе, которую приносит человеку исповедание единобожия в этом мире и в мире вечном. Отдохновение для сердца и тела заключается в покорности Аллаху, напоминает автор. Рассказывает он и о том, что значит быть истинным рабом Аллаха, и о степенях покорности раба своему Господу, а также о плодах веры в Божественные качества и о приближении к Аллаху посредством упоминания Его прекрасных имён в мольбе. Он затрагивает и такие темы, как упование на Аллаха и его виды, предопределение, отпущенный творениям удел и жизненный срок и напоминание о том, что все милости и блага — от Аллаха, а грехи — от шайтана, а чтобы снискать заступничество Посланника , требуется покорность ему. Автор касается и других тем, связанных с единобожием. В книге встречаются и темы, связанные с Кораном, — толкование отдельных аятов, некоторые положения коранических наук, в том числе и разъяснения того, что необходимо верующему, чтобы получать пользу от Корана, и размышления на тему сур «Аль-Фатиха», «Каф», «Страсть к приумножению» и так далее. Также автор иногда даёт разъяснения к некоторым ха- дисам, например к хадису Ибн Мас'уда о тревоге и печали, словам Пророка . «Ислам — нечто видимое, а вера— в сердце», словам Всевышнего об участниках битвы при Бадре: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам».
10 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Также автор поднимает важный вопрос из области основ фикха: отказ от исполнения велений Аллаха — более серьёзное деяние перед Ним, чем совершение запретного. Ибн аль-Каййим уделяет много внимания этому вопросу и приводит доказательства этого утверждения. В книге затрагиваются и такие важные темы, как достоинства знания, его виды и связанные с ним беды, степени знания и. качества скверных учёных, а также предостережение учёных от привязанности к миру этому. Если говорить о деяниях сердца, причинах грехов и ослушания и их последствиях, похвальных и порицаемых нравственных явлениях, советах, наставлениях, назиданиях, важных замечаниях, словах, призванных смягчить сердца, и побуждениях к равнодушию к мирским благам, то им также отведено достойное место в книге. Таким образом, книга представляет собой собрание полезных мыслей и выводов, высказываний, целью которых является смягчение сердец, наставлений, замечаний и наблюдений самого автора, и другие источники цитируются редко.
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Важное правило Непременные условия получения пользы от Корана
вниманием ему. Слушай внимательно и присутствуй так, будто слова эти, сказанные Всевышним, адресованы непосредственно тебе — а это действительно так, поскольку это обращение к тебе устами Его Посланника. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, или кто прислушивается и присутствует при этом» (сура 50 «Каф», аят 37). Ведь для того, чтобы влияние было полноценным, источник влияния должен быть подходящим, объект влияния должен поддаваться этому влиянию в полной мере, и должны выполняться необходимые условия и отсутствовать препятствия. В аяте всё это разъясняется в наикратчайшей форме, но при этом максимально ясно и доходчиво. Так, слова Всевышнего: «Поистине, в этом заключено напоминание»— указание на то, о чём говорится в начале суры. Это — источник влияния. Слова Всевышнего: «для тех, у кого есть сердце» — это объект влияния. Подразумевается живое сердце, восприимчивое к тому, что приходит от Аллаха. Как ска-
зал Всевышний: «Это — не что иное, как Напоминание и ясный Коран, чтобы он предостерегал тех, кто жив»(сура 36 «Йа Син», аяты 69-70). То есть жив сердцем. А слова Всевышнего «или кто прислушивается»означают: сосредотачивается на том, что слышит. Это необходимое условие для того, чтобы слова оказывали воздействие на внимающего им. Слова Всевышнего «и присутствует при этом» означают: присутствует сердцем, а не рассеян. Ибн Кутайба сказал: «Внимает Книге Аллаха, присутствуя сердцем и понимая, не будучи беспечным и не пребывая в рассеянности. Это указание на то, что мешает воздействию — беспечность и невнимательность к тому, что произносится, мешающие осознавать и размышлять об услышанном». Если имеется источник воздействия и объект воздействия, восприимчивый к нему, то есть живое сердце, и выполняется условие — сосредоточенное внимание, и отсутствует препятствие — занятость сердца и его отвлечённость на что-то иное, мешающая улавливать смысл произносимого, имеет место воздействие, то есть получение пользы и поминание. Кто-то может спросить: если для воздействия необходимо всё перечисленное, тогда почему в аяте упоминается союз «или» и сказано: «или кто прислушивается»? Ведь, казалось бы, в данном случае требуется союз «и», а не «или», который подразумевает выбор одного из перечисленных наименований. Это хороший вопрос. А ответить на него можно следующим образом. Союз «или» упоминается, потому что учитывается положение того, к кому направлено обращение и призыв. Есть люди с живым сердцем с неиспорченной изначальной природой. Если такой человек начнёт размышлять,
14 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
пропуская мысли через свое сердце, его сердце и разум укажут ему на правильность Корана и подтвердят, что он — истина. Сердце его засвидетельствует правильность того, о чём сообщил Коран. Для сердца такого человека Коран становится светом, который накладывается на свет его изначальной природы. Как раз о таких людях сказано: «Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина»(сура 34 «Саба», аят 6). И Всевышний сказал о них: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет [в душе верующего] подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключён в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не тянется ни на восток, ни на запад. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём. Свет над светом! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает. Аллах приводит людям притчи, и Аллах знает о всякой вещи» (сура 24 «Свет», аят 35). Это свет изначальной природы над светом Откровения. Таково положение обладателя живого и восприимчивого сердца. О тайнах и назиданиях, содержащихся в этом аяте, мы рассказывали в книге «Иджтима' аль-джуйуш аль- ислямиййа 'аля газе аль-му'аттыля ва-ль-джахмиййа = Стягивание исламских воинств для выступления против му'аттылитов и джахмитов». Обладатель живого сердца соединяет своё сердце со смыслами Корана так, будто они запечатлены в нём и он читает их наизусть. Но есть среди людей и такие, у которых нет полной готовности, сознательного сердца и полноценной жизни. Такой человек нуждается в том, что помогло бы ему отличить истинное от ложного. Жизнь его сердца, его свет и чистота его изначальной природы не достигает
степени обладателя живого и восприимчивого сердца. Для того чтобы найти правильный путь, ему требуется освободить слух свой для внимания словам, а сердце — для осознания услышанного и размышления о нём и извлечения смысла. Тогда он узнает, что это1истина. Положение первого — это положение человека, который своими глазами видит то, к чему его призывают и о чём сообщают ему. А положение второго — это положение человека, который знает о правдивости того, кто сообщает, и осознаёт её и говорит: «Мне достаточно его сообщения». Его степень — степень веры (иман), а степень первого — степень совершенства веры (ихсан). Один достиг уровня достоверного знания, и сердце его поднялось до высоты непоколебимой убеждённости. А второй решительно считает это истиной, благодаря чему выходит из неверия и входит в ислам. Полная убеждённость бывает двух видов: один вид — в этом мире, а второй — в мире вечном. Тот вид, который достижим в этом мире, имеет к сердцу такое же отношение, что и свидетель — к объекту наблюдения. То, о чём сообщили посланники из области сокровенного, в мире вечном можно увидеть воочию, а в этом мире постигается внутренним взором. Такова полная убеждённость двух видов.
1 То есть Коран.
Раздел О значениях и тонкостях суры «Каф»
философов-догматиков и расселениях сторонников умозрительных доказательств. Так, она содержит подтверждение первого сотворения и воскрешения, единобожия, пророчества и веры в ангелов, разделения людей на погибших несчастных и преуспевших счастливых, а также описания тех и других. В суре также утверждаются совершенные качества Аллаха и отсутствие у Него противоположных, то есть недостатков и изъянов. В суре упоминаются два воскрешения — малое и большое, и два мира — большой [мир вечный] и малый [мир этот]. Всевышний упоминает о сотворении человека, его смерти и его воссоздании, о его состоянии перед смертью и в День воскрешения, а также о том, что Он, Всевышний, знает о нём всё, даже то, что нашёптывает ему душа, и о том, что Он поставил над ним хранителей, которые засчитывают каждое слово, произнесённое им, и в Судный день он придёт к Нему, и с ним будет тот, кто приведёт его, и тот, кто будет свидетельствовать против него. И когда поводырь приведёт его, то скажет: «Вот то, что подготовлено у меня»(сура 50 «Каф», аят 23). То есть: вот тот, кого мне велено было привести, я привёл его. И когда его приведут, будет сказано:
«Вдвоём бросайте в Геенну каждого упрямого неверующего»(сура 50 «Каф», аят 24). Это подобно тому, как провинившегося приводят к султану и говорят: «Это такой-то, я привёл его», а он говорит: «Отведите его в тюрьму и подвергните наказанию, которое он заслужил!» Посмотрите, как сура ясно указывает на то, что Всевышний Аллах воссоздаст то самое тело, которое было покорно Ему или ослушивалось Его, и либо дарует ему блаженство, либо подвергнет его наказанию, как дарует Он блаженство именно той душе, которая уверовала в Него, и подвергает наказанию именно ту душу, которая не веровала в Него, а не создаст другую душу и подарит ей блаженство или подвергнет её наказанию, как говорят те, кто не знает о том воссоздании, о котором сообщали посланники. Они утверждают, что Всевышний Аллах сотворит совершенно другое тело, и именно оно будет испытывать блаженство или мучения. Они считают, что дух [душа] относится к числу случайных, преходящих явлений тела, и Он создаст другую душу и другое тело. Это противоречит тому, о чём согласно утверждали посланники и на что указывает Коран и Сунна, а также остальные Писания Всевышнего Аллаха. В действительности это отрицание воссоздания и согласие со словами тех, кто считает его ложью. Поистине, они не отрицают способность Аллаха создать новые тела и даровать им блаженство или подвергнуть их наказанию. Да и как же иначе, ведь они видят, что род человеческий постоянно пополняется новыми созданными представителями. Всевышний Аллах постоянно создаёт тела и души — новые, не те, которые уже покинули этот мир. Так что же им удивляться тому, что они видят своими глазами ежедневно? Их удивляет именно воссоздание тех же тел после того, как они истлеют и превратятся в кости, в прах. Им кажется удивительным то, что они сами
будут воскрешены для воздаяния. Поэтому они сказали: «Неужели мы будем воскрешены после того, как умрём и станем прахом и костями?»(сура 37 «Стоящие в ряд», аят 16). Они также сказали: «Это возвращение невероятно!»(сура 50 «Каф», аят 3). Если бы воздаяние получили иные тела, то это не было бы ни воскрешением, ни возвращением, но было бы первым сотворением. Тогда и всловах Всевышнего «Мы знаем, что земля отнимает от них»(сура 50 «Каф», аят 4) не было бы большого смысла. Поистине, Аллах сделал эти слова ответом на вопрос, который не задаётся здесь, но подразумевается. Он отличает эти частицы, которые смешались с землёй и разложились на элементы так, что сделались неразличимыми. Всевышний сообщил, что Он знает, насколько уменьшает земля их плоть, кости, волосы. И как Он знает об этих частях, так Он способен добыть их и собрать после их разделения и соединить заново. Всевышний Аллах подтверждает истинность воскрешения, упоминая совершенство Его знания, совершенство Его могущества и совершенство Его мудрости, поскольку сомнения отвергающих воскрешение сводятся к трём видам.
1. Смешивание частиц [из которых состоят тела умерших] с землёй таким образом, что они становятся неотличимыми, то есть невозможно отличить частицы одного тела от частиц другого.
2. Могущество не распространяется на это.
3. Это бесполезно: мол, мудрость предполагает постоянство существования рода человеческого, так чтобы поколения сменяли друг друга. А умертвить весь род человеческий, а потом оживить — в этом якобы нет никакого смысла.
Доказательства истинности воскрешения в Коране связаны с тремя основами.
1. Подтверждение совершенства знания Господа. Как сказал Всевышний, отвечая тем, кто сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?»: «Скажи: "Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении"»(сура 36 «Йа Син», аяты 78-79). Всевышний Аллах сказал: «Час непременно настанет. Посему прощай их красиво. Поистине, твой Господь — Творец, Знающий»(сура 15 «Хиджр», аяты 85-86). Он также сказал: «Мы знаем, что земля отнимает от них»(сура 50 «Каф», аят 4).
2. Подтверждение совершенства Его могущества. Как сказал Всевышний: «Неужели Тот, Кто сотворил небеса И землю, не способен создать подобные им?»(сура 36 «ЙаСин», аят 81). Он также сказал: «Конечно! Мы способны восстановить даже кончики его пальцев»(сура 75 «Воскресение», аят 4). Всевышний также сказал: «Это происходит, потому что Аллах — Истина, оживляет мёртвых и способен на всякую вещь»(сура 22 «Хадж», аят 6). Иногда Всевышний упоминает о том и другом сразу, как, например, в Его словах: «Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобные им? Конечно, ведь Он — Творец, Знающий»(сура 36 «Йа Син», аят 81).
3. Совершенство Его мудрости. Как в Его словах: «Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь»(сура 44 «Дым», аят 38).
Всевышний также сказал: «Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?»(сура 75 «Воскресение», аят 36). Он также сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин!»(сура 21 «Верующие», аяты 115-116). Всевышний также сказал: «Неужели те, которые вершили зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения!»(сура 45 «Коленопреклонённая», аят 21).
Поэтому правильно будет сказать, что о воскрешении известно из Шариата, но также подтверждается разумом, и что совершенство знания Господа и совершенство Его имён и качеств предполагает, что воскрешение должно быть, и что Он превыше того, что говорят отрицающие воскрешение, подобно тому, как Его совершенство исключает любые недостатки и изъяны. Всевышний сообщил о том, что отрицающие воскрешение отказались признавать истину, и потому всё у них смешалось и запуталось: «Но они сочли ложью истину, когда она явилась к ним, и теперь они находятся в замешательстве»(сура 50 «Каф», аят 5). То есть всё для них смешалось, и они не могут извлечь из этой путаницы пользу для себя. Затем Всевышний призвал их посмотреть на высший мир — на его устройство, возвышенность, основательность, красоту и гармоничность. А потом Он велит им посмотреть на низший мир, то есть землю — как Он распростёр её и подготовил к тому, для чего она создана, укрепив её горами, заложив в ней то, что приносит пользу, и взрастив
на ней прекрасные разновидности растений разных видов, цветов, размеров, обладающих разным предназначением и качествами. Это помогает прозреть: когда раб Аллаха, покорный Ему, созерцает это, он прозревает, вспоминая о том, на что указывает всё то, что он видит — то есть о единобожии и воскрешении, о которых сообщали посланники. Таким образом, созерцающий всё это сначала прозревает, а потом вспоминает. Однако это случается только с рабом, сердце и другие члены тела которого покорны Аллаху. Далее Он призывает их задуматься о том, из чего состоит их удел, их пища, одежда, средства передвижения и сады. Это вода, которую Он низвёл с неба и сделал благодатной, вырастив посредством неё сады с разными плодами и фруктами — белыми, чёрными, красными, жёлтыми, сладкими, кислыми и средними, приносящими разную пользу и относящимися к разным видам. Посредством этой воды Он взрастил зерновые разных видов, приносящие разную пользу и имеющие разные свойства, разные видом и в разных количествах. А потом Он отдельно упомянул о пальмах, поскольку в них — назидание и указания, которые не укрываются от размышляющего. И посредством этой воды Он оживил землю после её смерти. Затем Он сказал: «Таким же будет выход [из могил)» (сура 50 «Каф», аят 11). То есть подобно этому выведению из земли фруктов, плодов и зерновых будет ваш выход из земли после того, как вы скроетесь в ней. Мы уже упоминали об этой аналогии и о других, упоминаемых в Коране в нашей книге2, разъяснив некоторые секреты и назидания. Затем Всевышний Аллах переходит к утверждению пророчества — в краткой, но не оставляющей никаких
2 Подразумевается книга «И'лям аль-муваккы'ин ан рабб аль- 'алямин».
сомнений форме. Он сообщил, что послал к народу Нуха, элитам и самудянам, а также к народу Люта и народу-Фараона посланников, чьи слова они сочли ложью, после чего Он погубил эти народы, послав им разные кары. Он исполнил Свою угрозу им, которую передали им Его посланники, и которая должна была исполниться в случае, если они не уверуют. Это подтверждение их пророческой миссии и пророческой миссии того, кто сообщил о них все это, не учившись этому ни у какого учителя и не читая об этом ни в какой книге, причём сообщил с подробностями, соответствующими знанию, которым обладали люди Писания. И если в связи с этим и возникают вопросы, то это всего лишь проявления высокомерного упрямства и отрицание очевидных истин: мол, ничего этого не было! Или: мол, стихийные бедствия постигли эти народы подобно тому, как постигали они других! Изрекающий подобные утверждения знает, что его слова несостоятельны и что он отрицает очевидное, сообщения о чём передавались из поколения в поколение, — отрицание этих событий равносильно отрицанию существования известных царей, учёных и отдалённых стран. Затем Всевышний Аллах возвращается к подтверждению воскрешения и говорит: «Разве Мы изнемогли после первого сотворения?»(сура 50 «Каф», аят 15). Глагол «'айийа» употребляют, когда хотят сказать, что кто-то не в силах сделать нечто. Поэт сказал, употребив это слово:
Их утомило это дело так же, Как голубку утомило яйцо её...
Всевышний также сказал: «…и не утомился от их сотворения»(сура 46 «Пески», аят 33).
Ибн 'Аббас сказал: «Он имел в виду: "Разве Мы обессилели?"» То же сказал Мукатиль. Могу сказать, что это — толкование в соответствии с тем, что предполагает фраза, однако смысл её более широк. Арабы говорят: «Я бессилен узнать то-то». А также: «Это лишило меня сил» — то есть мне не удалось проникнуть в суть чего-то, познать его и обрести. Ты говоришь также: «Лишило нас сил твоё лекарство» — если ты не смог найти это лекарство и обнаружить его. Это употребление предполагает отсутствие сил для осуществления чего-либо, слабость, не позволяющая осуществить что-то. Если говорить о строках стихотворения, которые были приведены в качестве доказательства, то речь не идёт о том, что голубка не в состоянии отложить яйцо, а о том, что она выбивается из сил, ища подходящее место, в котором она может отложить своё яйцо. Она описывает круги и ищет подходящее место. A когда она отложит его, то выбивается из сил, оберегая его, чтобы никто не забрал его. Она перемещает его c места на место, не зная, куда положить его. И ей подобен тот, кто выбился из сил из-за своего дела: он не знает, с какой стороны к нему подойти и как за него взяться. Под словом, употреблённым в аяте, подразумевается не усталость, как думают те, кто не знает толкования Корана. Это значение Всевышний Аллах отрицает в отношении Себя в конце суры, говоря: «и Нас ничуть не коснулась усталость»(сура 50 «Каф», аят 38). Затем Всевышний сообщил о том, что они «сомневаются в новом сотворении[воскрешении]»(сура 50 «Каф», аят 15). То есть они испытывают сомнения в отношении нового сотворения, то есть воссоздания (воскрешения]. Затем Всевышний обращает их внимание на гораздо более значимые знамения Его могущества и свидетельства Его Господства, а также доказательства воскре-
шения. Это сотворение человека — одно из величайших доказательств единобожия и воскрешения. Какое доказательство яснее и убедительнее формирования человека со всеми его органами, силами, свойствами, со всей его плотью, костями, сосудами, нервами, суставами, проходами, со всеми его орудиями, знаниями, желаниями и всем, что он производит? И всё это — из презренной семенной жидкости! Если бы раб Аллаха справедливо и беспристрастно относился к своему Господу, ему достаточно было бы размышлений о самом себе, и он удовольствовался бы собственным существованием в качестве доказательства истинности всего того, что сообщали посланники об Аллахе и Его именах и качествах. Далее Всевышний сообщает о том, что Он объем-лет всё Своим знанием и знает даже то, что нашёптывает человеку его собственная душа. Затем Он сообщил о Своей близости к человеку посредством Своего знания и осведомлённости и что Он ближе к нему, чем сосуд, находящийся внутри его тела. Он ближе к нему Своим могуществом и знанием, чем этот сосуд. Наш шейх [Ибн Таймийя] сказал: «Под словами "Мы" подразумевается "Наши ангелы" как в Его словах: "Когда же Мы прочтём его, то читай его следом"(сура 75 "Воскресение" аят 18). То есть: когда его читает тебе Наш посланец Джибриль». Он сказал: «На это указывают слова Всевышнего "Два ангела сидят справа и слева и принимают[записывают деяния]" (сура 50 "Каф" аят 17). Таким образом, упомянутая близость связывается с принятием [дел] двумя ангелами. А если бы подразумевалась близость Сущности [Аллаха], она не ограничивалась бы временем принятия [дел] двумя ангелами, так что этот аят не может быть использован в качестве доказательства ни сторонником теории единства бытия, ни отрицающим качества Аллаха».
Далее Всевышний сообщает, что справа и слева от человека — два ангела, записывающие его деяния и слова. Он обращает наше внимание на то, что и слова учитываются и записываются вместе с делами, которые совершаются реже и имеют более серьёзные последствия, чем слова, являя собой цели слов и их завершение. Затем Всевышний сообщает о малом воскрешении — это агония, и о том, что она является с истиной. Это встреча с Господом и прибытие к Нему, приход к Нему духа [души] и получение награды и воздаяния, которые ему суждено получить до Судного дня. Затем Он упоминает о великом воскрешении, говоря: «И подуют в Рог. Это — День угрозы!»(сура 50 «Каф», аят 20). Затем Он сообщает о положении творений в этот День, а также о том, что в этот день каждый придёт к нему с погонщиком, который будет вести его, и свидетелем, который будет свидетельствовать против него. Это будет иное свидетельство, не свидетельство органов его собственного тела и не свидетельство земли, на которой он жил, в его пользу и против него, и не свидетельство Его Посланника и верующих. Поистине, Всевышний Аллах призовёт в свидетели против Своих рабов хранителей, пророков и места, в которых они совершали благие и скверные деяния, и органы, посредством которых они ослушивались Его. И Он не будет вершить Суд над ними только в соответствии со Своим знанием, ибо Он — Справедливейший и Мудрейший. Поэтому Его Пророк 2015-12-07 |
777 |
Обсуждений (0) |
|
5.00
из
|
|
Обсуждение в статье: Непременные условия получения пользы от Корана |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы