Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Вопрос 3 Лирические внеобрядовые песни




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мифологическая школа в русской фольклористике. Труд А.Н.Афанасьева « Поэтические воззрения славян на природу ».

Русская мифологическая школа оформилась на рубеже 1840-1850х годов. Ее основоположником был Ф. И. Буслаев. Вслед за братьями Гримм он установил связь фольклора, языка и мифологии, выделил принцип коллективной природы художественного творчества народа. Труды Буслаева развивали идею о том, что народное сознание появилось в 2 важнейших формах: языке и мифе.

Братья Гримм и Буслаев были основоположниками мифологический теории (она возникла в Западной Европе в начале XIX века, в период расцвета романтизма). Всех мифологов объединяло убеждение, что древней религией была религия природы, обожествление ее сил.

Афанасьев – представитель русской школы младших мифологов и его капитальный труд «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов».

В этой книге Афанасьев с почти исчерпывающей полнотой изложил в систематизированном виде все то, что было известно о верованиях, обрядах и фольклоре восточных славян к середине 1860-х гг. Написанная живо и талантливо, книга сочетает в себе ученый труд по славянской мифологии и художественное сочинение о первобытном человеке, который жил одной жизнью с природой и видел воочию небесные и грозовые мифы.



Афанасьев в фольклористике поставил существенные теоретические проблемы: о сущности мифов, об их происхождении, об историческом развитии.

 

 

Специфика фольклора как предмета филологического изучения.

Международный термин «фольклор» появился в Англии в середине XIX века. Он происходит от англ. Folk-lore ( народное знание, народная мудрость) и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов.

Фольклор-предмет изучения разных наук. К фольклору обращаются лингвисты, историки, психологи, социологи и другие ученые. Для филологов фольклор важен как искусство слово. Филологическая фольклористика изучает совокупность устных художественных произведений разных жанров, созданных многими поколениями народа.

Народное словесное творчество хранилось в памяти людей, в процессе общения произведения переходили от одного к другому и не записывались. По этой причине фольклористы должны были заниматься так называемой «полевой работой» - выезжать в фольклорные экспедиции, чтобы выявлять исполнителей и записывать от них фольклор.

Фольклор имеет свои художественные законы. Устная форма создания, распространения и бытования произведений – та главная особенность, которая порождает специфику фольклора, вызывает его отличие от литературы.

 

Традиционность.

Фольклор – массовое народное творчество. Произведения литературы имеют автора, произведения фольклора – анонимны, их автор – народ. В литературе есть писатели и читатели, в фольклоре - исполнители и слушатели. В образах фольклорных персонажей типическое преобладало над индивидуальным. Традиция требовала идейной направленности произведений: они учили добру, содержали правила жизненного поведения человека

 

Синкретизм.

Художественное начало победило в фольклоре не сразу. В древнем обществе слово сливалось с верованиями и бытовыми потребностями людей, а его поэтическое значение, если оно было, не осознавалось.

Остаточные формы этого состояния сохранились в обрядах, заговорах и других жанрах позднего фольклора. Например, хороводная игра – комплекс нескольких художественных компонентов: слова, музыки, мимики, жеста, танца. Все они могут существовать только вместе, как элементы целого – хоровода. Такое свойство принято обозначать термином «синкретизм».

 

Вариативность

Устная форма усвоения и передачи произведений делала их открытыми для изменения. Двух полностью одинаковых исполнений одного и того же произведения не было даже в том случае, если исполнитель был один. Устные произведения имели подвижную, вариантную природу.

Вариант – каждое однократное исполнение фольклорного произведения, а также его зафиксированный текст. Поскольку фольклорное произведение бытовало в виде многократных исполнений, оно существовало в совокупности своих вариантов.

 

Импровизация

Вариативность фольклора могла практически осуществляться благодаря импровизации.

Импровизация – создание текста фольклорного произведения, или его отдельных частей, в процессе исполнения.

Между актами исполнения фольклорное произведение хранилось в памяти. Озвучиваясь, текст каждый раз как бы рождался заново. Исполнитель импровизировал. Импровизация не противоречила традиции, напротив, - она существовала именно потому, что существовали определенные правила, художественный канон.

 

Вопрос 3 Лирические внеобрядовые песни

Лирика — поэтический разряд устного художественного творчества. В народной лирике слово и мелодия (пение) нераздельны.

суть назначение лирических песен — раскрывать мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений. Большинство исследователей склоняется к мысли, который лирические песни возникли в недрах обряда, отделившись от песен заклинательных и величальных, от причитаний. Уже к XV— XVI вв. лирические песни существовали вполне беспричинно, со своим кругом тем и со своими принципами художественной типизации жизни. Определенный пласт лирических песен остался в рамках обрядовой поэзии; гурьбой с тем оформился огромный внеобрядовый песенный репертуар, который выразил характерные переживания русского человека в разных жизненных ситуациях. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически навеки и везде — русские много пели, любили и ценили песню.

В современной филологической фольклористике проблема классификации народной лирики знает два основных подхода. Один — жанровый — был предложен Н. П. Колпаковой. для основании анализа целевой жизненной установки песен в крестьянском быту и специфики их художественно-выразительных средств исследовательница пришла к выводу о том, что весь традиционный крестьянский песенный запас (обрядовый и внеобрядовый) распадается на четыре основных жанра: песни-заклинания, песни игровые, песни величальные и песни лирические. Каждый жанр имеет внутренние разновидности .

другой подход — тематический — сложился к рубежу XIX— XX вв. (А. И. Соболевский) и поддерживается рядом современных ученых. "Классификация народной лирики, — считала А. М. Новикова, — должна разрешаться на исконной основе выделения народом в его лирике наиболее важных тем и типических героев"; она может пребывать плодотворной "только при полном и глубоком учете жизненной основы — содержания песен, в котором многообразно отразились самые коренные стороны труда, быта и мировоззрения народа" .

По тематическому принципу народную внеобрядовую лирику подразделяют для песни бытовые (любовные, семейные, шуточные), песни социального содержания (разбойничьи, солдатские) и песни крестьянских отходников — людей, временно уходивших из своих деревень на заработки (ямщицкие, чумацкие, бурлацкие).




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1948)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7