Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, сущность, виды и принципы правотворчества и 138



2015-12-07 817 Обсуждений (0)
Понятие, сущность, виды и принципы правотворчества и 138 0.00 из 5.00 0 оценок




Одно из важнейших направлений государственной деятельности - правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента право творческого замысла и до практической реализации юридическом нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчеству это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество — одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Их известная многоплановость предопределяет структурное содержание правотворческого процесса, которым складывается из двух частей. Первая — включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение и соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.); вторая — в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит реше­ние о подготовке проекта нормативного акта.

Обе эти части неразрывно связаны между собой и в общем контекс­те представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соот­ветственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии. Первая — предусматривает предварительное формирование го­сударственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порож­дают правовых последствий. Официальное закрепление государствен­ной воли в нормах права — вторая стадия, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный ха­рактер.

Внутри этих стадий осуществляются различные процедурные опе­рации формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии. Система органов государственной власти и управления, составляющих ее сердцевину, об­разует юридическую субординацию издаваемых актов. Правотворческий процесс основывается на определенных принци­пах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм и глас­ность правотворчества; профессионализм; законность; научный харак­тер; связь с правоприменительной практикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества.Суть принципа за­ключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлече­нию граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но выс­шим проявлением демократизма правотворчества является рефе­рендум.

2. Профессионализм правотворчества.Этот принцип прямо и не­посредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода дея­тельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, само­деятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами. Работа по совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким направлениям.

Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное плани­рование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, требуется независи­мая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламента зако­нопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе законодательной власти; в-чет­вертых, необходимо провести юридический всеобуч парламентариев правилам законодательной работы.

3. Законность правотворчества.В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подго­товке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов долж­на осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных проце­дур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию пра­вовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам между­народного права.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприме­нительной практикой.Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стра­не, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобно­го регламентирования и т.д.

Для выявления этих параметров используются различные социаль­но-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые пред­писания будут обоснованными и эффективными.

Существенное влияние на научный характер правотворчества ока­зывает планирование законодательных работ.

Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою ра­боту. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявля­ет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворчес­кие потребности.

Виды правотворчества чаще всего определяются в зависимости от субъектов, осуществляющих эту деятельность. В этой связи вы­деляются следующие виды правотворчества.

Правотворчество государственных органов.Основная масса нормативных актов принимается в рамках именно этого вида пра­вотворческой деятельности (законы, акты президента, акты пра­вительства и т.д. вплоть до внутренних актов, принимаемых ад­министрацией государственных предприятий и учреждений).

Референдум (всенародное голосование).Врамках Российской Федерации таким образом была принята 12 декабря 1993 г. ныне действующая Конституция. Этот вид правотворчества встречается относительно редко и прежде всего в связи со сложностью органи­зации референдума, требующего значительных материальных и иных затрат.



2015-12-07 817 Обсуждений (0)
Понятие, сущность, виды и принципы правотворчества и 138 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, сущность, виды и принципы правотворчества и 138

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (817)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)