Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Решения задачи методом потенциалов



2015-12-07 331 Обсуждений (0)
Решения задачи методом потенциалов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проверяем сбалансированность задачи:

– суммарный запас груза: 50 + 30 + 40 = 120;

– суммарные потребности: 30 + 30 + 10 + 20 = 90.

Задача несбалансированна, вводим фиктивного потребителя Bф с потребностью 120 – 90 = 30. Для фиктивного потребителя устанавливаем стоимость, превышающую стоимость перевозок реальным потребителям. Принимаем, сф = 15.

Используя метод северо-западного угла, находим опорный план задачи (таблица 2.2). Суть этого метода заключается в том, что на каждом этапе максимально возможным числом заполняют левую верхнюю клетку оставшейся части таблицы. Заполняют таким образом, что полностью выносится груз из Ai или полностью удовлетворяется потребность Bj.

Число заполненных клеток равно семи, что соответствует требуемому числу 3 + 5 – 1 = 7 (здесь 3 и 5 – количество строк и столбцов в таблице).

Таблица 2.2

Пункты отправления Пункты назначения Запасы  
В1 В2 В3 В4 Bф
А1                      
                         
                             
А2                      
                       
                             
А3                      
                         
                             
Потребности  

Стоимость перевозок без учета фиктивного потребителя составляет

S = 3∙30 + 4∙20 + 3∙10 + 1∙10 + 4∙10 + 6∙10 = 310.

Найденный опорный план проверяем на оптимальность. Находим потенциалы пунктов отправления и назначе­ния. Для этого определяем потенциалы ячеек по формуле:

pij = сij – аi – bj,

где сij – затраты на перевозку единицы груза от i-гo поставщика j-му потребителю;

аi – потенциал i-й строки;

bj – потенциал j-го столбца.

Потенциалы (pij) заполненных клеток равны нулю. Используя это свойство, получаем систему семи уравнений с восемью неизвестными:

a1 + b1 = 3, a1 + b2 = 4, a2 + b2 = 3, a2 + b3 = 1,

a2 + b4 = 4, a3 + b4 = 6, a3 + b5 = 15.

Полагая а1 = 0, последовательно находим b1 = 3, b2 = 4, а2 = –1, b3 = 2, b4 = 5, а3 = 1, b4 = 14.

Для каждой свободной клетки вычисляем потенциал pij:

р13 = 2, р14 = 0, р15 = 1, р21 = 2, р25 = 2, р31 = –3, р32 = –1, р33 = 1.

Заключаем найденные числа в рамки и записываем их в каж­дую из свободных клеток таблицы 2.3.

Таблица 2.3

Пункты отправления Пункты назначения Запасы Потенциалы строк (ai)
В1 В2 В3 В4 Bф
А1   +              
                         
                       
А2           +       –1
                       
                         
А3 +                
                         
–3     -1                    
Потребности  
Потенциалы столбцов (bj)    

Так как среди чисел pij имеются отрицательные, то по­строенный план перевозок не является оптимальным. Переходим к новому опорному плану. Наименьшим среди потенциалов являются р31 = –3. Для данной свободной клетки строим цикл пересчета (табл. 3.3) и производим сдвиг по этому циклу. Наименьшее из чисел в минусовых клетках рав­но 10. Клетка, в которой находится это число, становится свобод­ной в новой таблице 2.4. Далее к числам, стоящим в плюсовых клетках, добавляем 10, а из чисел, находящихся в минусовых клетках, вычтем 10 (табл. 2.4).

Число заполненных клеток равно шести, что меньше требуемого числа. Устанавливаем для клетки A2B2 нулевое значение загрузки.

Этот план проверяем на оптимальность. Снова находим по­тенциалы пунктов отправления и назначения. Для этого состав­ляем следующую систему уравнений:

a1 + b1 = 3, a1 + b2 = 4, a2 + b2 = 3, a2 + b3 = 1,

a2 + b4 = 4, a3 + b1 = 1, a3 + b5 = 15.

Полагаем a1 = 0, последовательно получаем b1 = 3, b2 = 4, а2 = –1, b3 = 2, b4 = 5, a3 = –2, b5 = 17. Для каждой свободной клетки вычисляем число рij; p13 = 2, p14 = 0, p15 = –2, p21 = 2, p25 = –1, p32 = 1, p33 = 6, p34 = 3.

 

Таблица 2.4

Пункты отправления Пункты назначения Запасы Потенциалы строк (ai)
В1 В2 В3 В4 Bф
А1               +  
  20                        
                    –2    
А2                     –1
                       
                      –1    
А3 +                 –2
                         
                       
Потребности  
Потенциалы столбцов (bj)    

Стоимость перевозок составляет

S = 3∙20 + 4∙30 + 1∙10 + 4∙20 + 1∙10 = 280.

 

Данный план перевозок также не являет­ся оптимальным, так как среди чисел pij имеются отрицательные. Поэтому переходим к новому опорному плану (табл. 2.5).

Вычислив значения потенциалов клеток, видим, что потенциалы всех свобод­ных клеток являются неотрицательными. Следова­тельно, полученный план является оптимальным. Наличие свободных ячеек с нулевыми потенциалами указывает на то, что полученный план не является единственным оптимальным планом.

 

Таблица 2.5

Пункты отправления Пункты назначения Запасы Потенциалы строк (ai)
В1 В2 В3 В4 Bф
А1                    
                         
                       
А2                     –1
                       
                         
А3                    
                         
                       
Потребности  
Потенциалы столбцов (bj)    

При данном оптимальном плане стоимость перево­зок составляет

S = 4∙30 + 1∙10 + 4∙20 + 1∙30 = 240.

 

Уменьшение суммарных затрат на перевозку бетона по сравнению с базовым планом составляет

∆S = 310 – 240 = 70 ед. или = 22,6%.



2015-12-07 331 Обсуждений (0)
Решения задачи методом потенциалов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Решения задачи методом потенциалов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)