Направление подготовки среднего профессионального образования по специальностям: 230115 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальностям 230111 Компьютерные сети (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010 г., № 685).
Протокол заседания № ___от ___ сентября 2012 г.
Председатель УМК ____________________ Н.А. Шевчук
Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, формируемой на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Данная учебная дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла ОПОП.
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных факторов производственной среды;
- основные негативные факторы, воздействующие на человека, их влияние на здоровье;
- основные способы и методы защиты от опасных и вредных производственных факторов;
- обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда;
- состав и порядок работы комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;
- порядок оформления и учета материалов расследования несчастных случаев на производстве.
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
Результаты обучения (компетенции) выпускника ОПОП, на формирование которых ориентировано изучение дисциплины«Охрана труда» (в соответствии с ФГОС СПО):
Наименование
разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
| Объем
часов
| Уровень
освоения
|
|
|
|
|
Введение.
Цели и задачи дисциплины
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Цели и задачи учебной дисциплины.
Предмет изучения. Основные термины и понятия.
|
Практические занятия
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
| -
|
Раздел 1.
Воздействие негативных факторов на человека
|
|
| |
Тема 1.1.
Классификация негативных факторов
| Содержание учебного материала
|
|
| Воздействие негативных факторов на человека
Классификация негативных факторов.
Опасный производственный фактор: электрический ток, раскаленные тела, падения с высоты, давление выше атмосферного. Вредный производственный фактор: неблагоприятные метеорологические и климатические условия, запыленность и загазованность воздуха, воздействие шума, вибрации, инфра- и ультразвука, электромагнитных полей, лазерного и ионизирующего излучений. Физические, химические, биологические и психофизиологические факторы.
|
|
Практические занятия
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Выявление источников негативных производственных факторов
|
Раздел 2.
Методы и средства защиты от опасностей технических систем
|
|
|
|
Тема 2.1.
Методы борьбы с шумом, вибрацией, инфра- и ультразвуковыми колебаниями
| Содержание учебного материала
| 0,5
|
|
| Методы борьбы с шумом, вибрацией, инфра- и ультразвуковыми колебаниями
Источники звуковых, инфра- и ультразвуковых колебаний и вибраций. Уменьшение шума в источнике его возникновения. Изменение направленности излучения шума. Рациональная планировка предприятий и цехов. Уменьшение звуковой мощности по пути распространения шума (звукоизоляция, экранирование, применение глушителей). Увеличение жесткости колеблющихся конструкций. Снижение вибрации в источнике ее возникновения. Уменьшение параметров вибрации по пути ее распространения (вибродемпфирование, виброгашение, виброизоляция). Применение средств индивидуальной защиты.
|
Практические занятия
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Классификация средств защиты. Виды коллективных средств защиты от шума
|
Тема 2.2.
Защита от электромагнитных полей и лазерного излучения
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Защита от электромагнитных полей и лазерного излучения
Источники электромагнитных полей и лазерного излучения, их параметры. Рациональное размещение излучающих и облучающих объектов. Ограничение места и времени нахождения работающих в ЭМП. Удаление рабочего места от источника излучений. Ограждение лазерно-опасной зоны. Использование поглощающих или отражающих экранов. Применение средств индивидуальной защиты (специальные комбинезоны и халаты, специальные очки).
|
Практические занятия
|
|
1. Методы защиты от электромагнитных полей
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Источники электромагнитных полей и лазерного излучения. Защита от электромагнитных полей и лазерного излучения. Классы опасности лазерных установок.
|
Тема 2.3.
Защита от ионизирующих излучений
| Содержание учебного материала
| 0,5
|
| Защита от ионизирующих излучений
Виды ионизирующих излучений и их характеристики. Снижение уровня излучения на рабочем месте экранированием источников. Ограничение времени пребывания работающих в опасной зоне. Ограждение опасной зоны. Контроль и учет полученойдозы облучения. Применение средств индивидуальной защиты.
|
|
Практические занятия
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Особенности воздействия ионизирующего излучения на организм
|
Тема 2.4.
Электробезопасность и молниезащита зданий и сооружений
| Содержание учебного материала
| 0,5
|
|
| Электробезопасность и молниезащита зданий и сооружений
Изоляция токопроводящих частей и ее непрерывный контроль. Установка оградительный устройств. Предупредительная сигнализация и блокировки. Использование знаков безопасности и предупреждающих плакатов. Использование малых напряжений. Электрическое разделение сетей. Защитное заземление. Выравнивание потенциалов. Зануление. Защитное отключение. Индивидуальная электрозащита. Молниеотводы.
|
Практические занятия
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Основные термины и определения. Методы защиты от воздействия электрического тока.
|
Тема 2.5.
Обеспечение безопасности при работе с компьютерами
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Обеспечение безопасности при работе с компьютерами
Требования к помещениям с ЭВТ. Организация рабочего места. Организация рабочего времени для взрослых и детей.
|
Практические занятия
|
|
1. Организация рабочего места и времени при работе с ПЭВМ
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Параметры микроклимата и световой среды в помещениях с ПЭВМ
|
Тема 2.6.
Пожарная и взрывная безопасность
| Содержание учебного материала
| 0,5
|
|
| Пожарная и взрывная безопасность
Показатели пожаровзрывоопасности. Основные причины пожаров и взрывов на производстве. Основные способы тушения пожаров
|
Практические занятия
|
|
1. Причины пожаров. Первичные средства пожаротушения. Классификация веществ по горючести.
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Работа с информационным источником Правила противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г.
|
Тема 2.7.
Экобиозащитная техника
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Экобиозащитная техника.
Физико-химические методы очистки атмосферы от газообразных загрязнителей. Механическая очистка стоков. Химическая или реагентная очистка стоков. Биохимическая очистка стоков. Обеззараживание и специальные методы очистки воды (дистилляция, вымораживание, мембранный метод, ионный обмен). Утилизация твердых промышленных отходов и их переработка.
|
Практические занятия
|
|
1. Методы очистки атмосферы от газообразных загрязнителей. Механическая очистка стоков.
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Работа с информационным источником Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»
|
Тема 2.8.
Основные требования безопасности промышленного оборудования
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Основные требования безопасности промышленного оборудования
Оградительные, предохранительные, блокирующие, сигнализирующие, специальные системы.
|
Практические занятия
|
|
1. Оградительные, предохранительные, блокирующие, сигнализирующие, специальные системы
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Автоматизация процессов производства
|
Раздел 3. Основные направления государственной политики в области охраны труда
|
|
|
|
Тема 3.1.
Основные направления государственной политики в области охраны труда
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Основные направления государственной политики в области охраны труда
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Принятие и реализация федеральных и иных законов и нормативно-правовых актов. Государственное управление охраной труда, надзор и контроль за соблюдением требований охраны. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Защита законных интересов работников на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев. Компенсации за тяжелую работу и вредные и (или) опасные условия труда. Финансирование мероприятий по охране труда. Подготовка специалистов по охране труда.
|
Практические занятия
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
|
Раздел 4. Требования охраны труда
|
|
|
|
Тема 4.1. Государственные нормативные требования охраны труда
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Государственные нормативные требования охраны труда
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ. Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда
|
Практические занятия
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Работа с информационным источником: Постановление Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010 г. «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»
|
Тема 4.2.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Обеспечение безопасности при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования. Обеспечение соответствующих условий труда на каждом рабочем месте. Соблюдение режимов труда и отдыха. Проведение аттестации рабочих мест. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.
|
Практические занятия
|
|
1. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
|
Тема 4.3.
Обязанности работника в области охраны труда
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Обязанности работника в области охраны труда
Правильное применение средств защиты. Прохождение обучения по охране труда. Прохождение обязательных медицинских осмотров.
|
Практические занятия
|
|
1. Обязанности работника в области охраны труда
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
|
Раздел 5.
Организация охраны труда
|
|
|
|
Тема 5.1. Государственное управление охраной труда
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Государственное управление охраной труда
Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами. Основные полномочия органов исполнительной власти
|
Практические занятия
|
|
1. Государственное управление охраной труда
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
|
Тема 5.2.
Служба охраны труда в организации
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Служба охраны труда в организации
Цели и задачи, решаемые службой охраны труда. Численность и структура службы охраны труда. Правила расчета численности службы охраны труда в организации. Комитеты (комиссии) по охране труда.
|
Практические занятия
|
|
1. Расчет численности службы охраны труда в организации
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Работа с информационным источником: Постановление Минтруда РФ от 22.01.2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»
|
Раздел 6.
Обеспечение прав работников на охрану труда
|
|
|
|
Тема 6.1.
Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены
Соответствие рабочего места требованиям охраны труда. Обязательное социальное страхование. Возможность отказа от работы при угрозе жизни и здоровью. Компенсации за условия труда. Ознакомление с условиями труда на рабочем месте.
|
Практические занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
|
Тема 6.2.
Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
Условия труда гарантированные трудовым договором. Гарантии в связи с приостановлением работ. Отказ от работ при угрозе жизни и здоровью работника. Обеспечение средствами защиты. Возмещение вреда.
|
Практические занятия
|
|
1. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
|
Тема 6.3.
Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
Инструктаж по охране труда (первичный, периодический, специальный). Обучение и стажировка лиц, поступающих на работу. Периодическая проверка знаний требований безопасности.
|
Практические занятия
|
|
1. Виды обучений по охране труда. Периодичность проверки знаний требований охраны труда
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Виды инструктажей по охране труда
|
Тема 6.4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Источники финансирования мероприятий по охране труда и улучшению условий труда. Размеры финансирования.
|
Практические занятия
|
|
1. Источники и размеры финансирования
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Порядок направления средств для осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных
|
Тема 6.5.
Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве
Создание комиссии по расследованию несчастного случая на производстве. Оказание первой помощи пострадавшему от несчастного случая на производстве. Доставка пострадавшего в медицинское учреждение. Извещение органов исполнительной власти о происшедшем несчастном случае на производстве.
|
Практические занятия
|
|
1. Порядок создания комиссии по расследованию несчастного случая на производстве
|
2. Оказание первой помощи пострадавшему. Доставка в лечебное учреждение
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Извещение органов исполнительной власти о происшедшем несчастном случае.
|
Тема 6.6.
Порядок расследования несчастных случаев на производстве
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Порядок расследования несчастных случаев на производстве
Состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве. Сроки проведения расследования. Документы, оформляемые в ходе расследования несчастных случаев на производстве. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
|
Практические занятия
|
|
1. Определение состава комиссии по расследованию несчастных случаев
|
2. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве
|
3. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
|
ВСЕГО:
|
| |
| | | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).