Областное государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Технологический техникум в с. Большое Нагаткино
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Охрана труда
специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
среднее профессиональное образование базовой подготовки
с. Большое Нагаткино
2011.г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Охрана трударазработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
РЕКОМЕНДОВАНА
|
УТВЕРЖДАЮ
|
на заседании ЦМК по дисциплинам технического профиля
Председатель ЦМК
А.В.Можаев
Протокол заседания ЦМК
№_______ от «__»________20___г.
| Заместитель директора по учебной работе ОГОУ СПО технологического техникума в с. Большое Нагаткино
О.Ю. Мынина
«__»________20___г.
|
Автор-разработчик:
Еливанов Ю. И., преподаватель
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
|
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
|
|
2. Структура и содержание учебной дисциплины
|
|
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
|
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
|
|
Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Охрана труда
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Охрана трудаявляется частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Программа учебной дисциплины является единой для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 11620 Газосварщик, 8511 Слесарь по ремонту автомобилей, 18552 Слесарь по топливной аппаратуре, 19203 Тракторист, 19906 Электросварщик ручной сварки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина входит в профессиональный цикл в раздел общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;
-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
-анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
-использовать экобиозащитную технику;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и термины безопасности труда;
- классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной среды;
- действие негативных факторов на человека и их нормирование;
- источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;
- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов:
· физических (вибрации, шума, инфра и ультразвука, электромагнитных и ионизирующих излучений, механического силового воздействия);
· химических и биологических;
· факторов комплексного характер
- воздействие негативных факторов на человека;
- правовые, нормативные, организационные основы охраны труда в организации
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
лабораторные и практические занятия 18 часов;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 57
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 38
|
в том числе:
|
|
лабораторные занятия
| 2
|
практические занятия
| 16
|
контрольные работы
| 0
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 19
|
в том числе:
|
|
заполнение таблиц
| 3,5
|
составление схем
| 1,5
|
подготовка сообщения
| 14
|
Итоговая аттестация в форме зачёта
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08«Охрана труда»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды
|
|
|
|
Тема 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
|
| - основные стадии идентификации негативных производственных факторов;
- классификацию опасных и вредных производственных факторов;
- наиболее типичные источники опасных и вредных производственных факторов различного вида на производстве;
- наиболее опасные и вредные виды работы
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заполнить таблицу по опасным и вредным производственным факторам
| 1,5
|
|
Тема 1.2.Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека.
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
| Опасные механические факторы: механические движения и действия технологического оборудования, инструмента, механизмов и машин. Другие источники и причины механического травмирования, подъемно-транспортное оборудование.
Физические негативные факторы:
Виброаккустические колебания, электромагнитные поля и излучения (неионизирующие излучения), ионизирующие излучения, электрический ток.
Химические негативные факторы (вредные вещества) - их классификация и нормирование.
Опасные факторы комплексного характера пожаро - взрывоопасность основные сведения о пожаре и взрыве, категорирование помещении и здании по степени взрывопожарной опасности; герметичные системы находящиеся под давлением - классификация герметичных систем, опасности, возникающие при нарушении герметичности; статическое электричество
| 2
|
Практическое занятие №1
| 2
|
|
1. Изучение приёмов и средств защиты от опасных механических факторов
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Составить схему «Опасные факторы комплексного характера»
| 1.5
|
|
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов
| |
|
|
Тема 2.1.Защита человека от физических негативных факторов
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
| Защита от вибрации, шума, инфра и ультразвука. Защита от электромагнитных излучений, защита от постоянных электрических и магнитных полей, лазерного излучения, инфракрасного (теплового) излучения и ультрафиолетового. Защита от радиации. Методы и средства обеспечения электробезопасности
| 2
|
Практическое занятие №2
| 2
|
|
Применение методов и средств защиты от физических негативных факторов
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить сообщение по теме: Защита от радиации
| 1,5
|
|
Тема 2.2.Защита человека от химических и биологических негативных факторов.
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
| Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиляции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ.
Защита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды, обеспечение качества питьевой воды. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.
| 2
|
Практическое занятие №3
Применение методов и средств защиты от химических и биологических негативных факторов
| 2
|
|
3
|
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить сообщение по теме: Защита человека от биологических факторов
| 1.5
|
|
Тема 2.3.Защита человека от опасности механического травмирования
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
| Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и инструментом: требования, предъявляемые к средствам защиты; основные защитные средства - оградительные устройства, предохранительные устройства, устройства аварийного отключения, тормозные устройства и др.; обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом; обеспечение безопасности подъемно - транспортного оборудования.
| 2
|
Практическое занятие №4
| 2
|
|
Расчёт защитного заземления в цехах с электроустановками напряжением до 1000 вольт
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить сообщение по теме: Обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом
| 1.5
|
|
Тема 2.4.Защита человека от опасных факторов комплексного
характера
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
| Пожарная защита на производственных объектах: пассивные и активные меры защиты, методы тушения пожара, огнетушащие вещества и особенности их применения. Методы защиты от статического электричества; молниезащита зданий и сооружений. Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем: предохранительные устройства, контрольно -измерительные приборы, регистрация, техническое освидетельствование и испытание сосудов и емкостей.
| 2
|
Практическое занятие №5
| 2
|
|
Применение методов и средств защиты от пожара на производственных объектах
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить сообщение по теме: Методы и средства защиты от статического электричества
| 1,5
|
|
Раздел 3Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности
|
|
|
|
Тема 3.1.Микроклимат помещений
| Содержание учебного материала
| 1
|
|
| Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в рабочих помещениях
| 2
|
Лабораторная работа №1
| 2
|
|
1. Определение параметров микроклимата на рабочем месте.
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить сообщение по теме: Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
| 1.5
|
|
Тема 3.2.Освещение
| Содержание учебного материала
| 1
|
|
| Характеристика освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование.
Искусственные источники света и светильники. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Расчет освещения.
| 2
|
Практическое занятие №6
| 2
|
|
Расчёт общего освещения
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить сообщение по теме: Методы для регулирования светового потока в осветительной арматуре
| 1.5
|
|
Раздел 4 Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда
|
| 3,5
|
|
Тема 4.1.Психофизиологические основы безопасности труда.
| Содержание учебного материала
| 1
|
|
| Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда.
Виды и условия трудовой деятельности: виды трудовой деятельности, классификация условий трудовой деятельности по тяжести и напряженности трудового процесса, классификация условий труда по факторам производственной среды. Основные психические причины травматизма.
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить сообщение по теме: Основные психические причины травматизма.
| 1.5
|
|
Тема 4.2. Эргономические основы безопасности труда
| Содержание учебного материала
| 1
|
|
| Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономических требований.
| 2
|
Раздел 5
Управление безопасностью труда
|
| 9,5
|
|
Тема 5.1.Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда.
| Содержание учебного материала
| 1
|
|
| Правовые и нормативные основы безопасности труда: Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ », трудовой кодекс, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил. Структура системы стандартов безопасности труда Госстандарта России.
Организационные основы безопасности труда, органы управления безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда; аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма; ответственность за нарушение требований по безопасности труда
| 2
|
Практические занятия №7,8
| 4
|
|
7. Оформление журналов для инструктажей по технике безопасности.
8. Классификация, расследование, оформление и учёт несчастных случаев
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Составить таблицу «Виды нормативно-правовых актов в области охраны труда»
| 2
|
|
Тема 5.2.Экономические механизмы управления безопасностью
труда.
| Содержание учебного материала
| 1
|
|
| Социально - экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда. Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Экономический эффект и экономическая эффективность мероприятий по обеспечению требований охраны и улучшению условий труда.
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить сообщение по теме: Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний
| 1.5
|
|
Раздел 6
Первая помощь пострадавшим
|
|
|
|
Тема 6.1. Принципы оказания первой помощи пострадавшим. Основные приёмы.
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
| Принципы оказания первой помощи пострадавшим. Основные приемы
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить сообщение оп теме: Основные приёмы оказания первой помощи пострадавшим на производстве
| 2
|
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 57
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 38
|
|
в том числе:
|
|
|
лабораторные занятия
| 2
|
|
практические занятия
| 16
|
|
контрольные работы
| 0
|
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
|
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 19
|
|
| | | | | | |
условия реализации программы дисциплины