Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


вопрос Марксистская теория права



2015-12-07 579 Обсуждений (0)
вопрос Марксистская теория права 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос -

Вопрс.

Существует специальный язык юридической профессии. Это искуственный язык, созданный для нужд юриспруденции и правоприменительной практики. Термины должны быть устойчивы, объяснимы, не отличаться друг от друга, т.е. однозначны в пониманиии отражать современное развитие юриспруденции.

Можно вывести определенные категории терминов: 1. обыденные понятия – не меняет своего значения в обычной речи и у юристов. 2. обыденные термины, которым юристы придают специальное значение. 3. профессиональные понятия и термины, взятые из других сфер жизни. 4. Собственные юридические понятия, т.е. понятия изначально бывшие в юридическом языке. Эволюция терминологии имеет место, понятия и их названия меняются. Это связано с развитием отношений. Есть термины, которые не изменили своего значения (демократия, правосудие). Есть термины, которые меняли свое значение, например, юрисконсульт. Можно выделить группу вновь созданных терминов в современной жизни. Есть устаревшие понятия, которые не используются на практике, но они остались в истории (спекуляция, тунеядство).

Вопрос.

Основными причинами возникновения государства являются:

1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3. социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы: азиатская; рабовладельческая; прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.

Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные: древнегреческая; древнеримская; древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

Вопрос в практической

9вопрос.
Право возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясня­ется происхождение государства, и оба эти процесса имеют общие историче­ские параллели. Экономическая и соци­альная жизнь любого общества нужда­ется в определенной упорядоченности. Такая урегулированность достигается с помощью правил поведения или соци­альными нормами.

В первобытном обществе эти нормы выражались в обычаях, тесно переплетенных с религиозными и нрав­ственными устоями.

С расслоением общества на касты и классы обычаи, нравственные и рели­гиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распре­деления и обмена товаров обязатель­ными для всех, ибо единства интересов уже не существовало.

В силу этого экономический ба­зис раннеземледельческого классового общества требовал особой формы регу­лирования в виде обязательных норм, установленных или санкционированных и охраняемых государством, т.е. осо­бым аппаратом управления и подчине­ния.

Основоположники марксизма от­стаивали закономерность зависимости права и правовых отношений от эконо­мики, от господствующих производст­венных отношений. В целом история цивилизации подтверждает такой вы­вод.

У древних греков и римлян, у славянских народов, кельтов и герман­цев, у которых не было развито полив­ное земледелие, сельскохозяйственные работы находились в ведении сельской общины: ритуальные торжества в Древ­ней Греции и Риме в честь Диониса и Вакха, литургии в Афинах (празднества для афинян, устраиваемые богатыми землевладельцами), использование клятв, других ритуальных действий по Законам XII таблиц, толкование законов понтификами (до конца IV в. до н.э.), процедура манципации - ритуально-правового обряда приобретения в соб­ственность вещей, в том числе земли и рабов, в Древнем Риме.

В Древней Индии основным ис­точником права были в общинном быту религиозные книги - Веды (Ригведа), масутры и дхармашастры (в том числе Законы Ману), создаваемые брахма­нами и защищаемые государством.

В античных государствах преж­ние родовые обычаи (квиритов - в Риме, афинян - в Греции) сменились право­выми обычаями военной демократии в результате развития рабовладения и пе­рехода к наследственному семейному владению землей, вызвавшему первое расслоение на богатых и бедных, про­дававших землю за долги. Однако в афинской, а также римской истории главное значение сравнительно быстро приобрели законы демократического государства (Законы Солона - в Греции, Законы XII таблиц - в Риме). В Спарте, напротив, пережитки родового строя длительное время сохранялись для обеспечения власти спартиатов.

В развитии германских и славян­ских народов правовые обычаи, тесно связанные с военным бытом и сохране­нием язычества, долгое время главенст­вовали. Это нашло свое отражение в древнейших памятниках права - "вар­варских правдах" ("Салическая правда" - у германцев, "Русская правда" и "Польская правда" - у славян), возник­ших как записи правовых обычаев предков.

Большую роль в становлении но­вых правовых норм играли судебные органы, защищавшие прежде всего ин­тересы имущих и привилегированных каст, классов. Судебные функции пер­воначально осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала либо при­надлежали верховному правителю (царю, королю). Суды создают право­вые нормы сами, и возникает судебный прецедент, под которым понимается превращение решения суда по конкрет­ному делу в общую норму.

Становление государственности требовало все более прочного закрепле­ния правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают та­кое закрепление в первых законах вер­ховной власти.

Первые законы государств закре­пляли имущественное неравенство, привилегии богатых и знати, бесправ­ное положение рабов, повинности и ог­раниченные права низших эксплуати­руемых слоев населения. Нормы о нака­заниях, о торговом обмене, о праве на­следования, об охране публичного ин­тереса ("мира" у славян) включала уже преследование таких преступлений, как бунт, неуплата долга, отказ от повинно­сти, разбой, кража, т.е. таких деяний, которых не было и не могло быть в пер­вобытном обществе.

В судебном рассмотрении споров древние средства доказывания (орда­лии, поединок, присяга) все больше приспосабливались к интересам бога­тых и знати: допускались выкуп от ор­далия или поединка, привилегии бога­тых при поединке. Присягнуть за бога­того или знатного всегда могли зависи­мые люди.

Так возникшее право постепенно закрепляло интересы господствующей верхушки общества за счет низших со­словий, неимущих и эксплуатируемых масс. Оно было нужно для установле­ния и поддержания единого для всего населения страны общественного по­рядка, обеспечения единого рынка, ус­ловий владения и распоряжения собст­венностью, обмена товарами, сохране­ния патриархально-семейного быта в сельской общине, а также для обеспече­ния единой власти в государстве.

(продолжение в тетрадке)

10вопрос.

Теологическая теория. Так же как и теологическая теория происхождения государства, эта теория целиком связывает происхождение права с Божественной волей.

По древнеегипетскому мифу правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Ма-ат. Судьи носили изображение этой богини на своей одежде и считались ее жрецами. Считалось также, что земная власть и официально одобренные правила поведения соответствуют или должны соответствовать маат — естественно-божественному порядку справедливости. Древнеегипетское понятие ма-ат имеет аналоги в других языках и у других народов: рта (рита) у индоариев, дао — у древних китайцев, дике — у древних греков, правда — в древнерусском правосознании. Речь во всех этих случаях идет о правде-справедливости, которая в позднейшее время стала пониматься как естественное право.

По древнееврейским (иудейским) представлениям еврейскому народу закон дал сам Бог через Моисея. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им Божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. В Библии об этом сказано буквально следующее: «Моисей возошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его». Поскольку Библия признается и главной книгой христианства, то такие воззрения присущи и христианским теориям происхождения права.

Один из крупнейших христианских мыслителей Фома Аквинский (1225-1274) выстроил свою пирамиду права, на вершине которой стоит вечный закон — Божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью, но строительство мира еще не закончено. Людям недоступен план Творца, но он проявляется во Вселенной по мере ее развития в соответствии с Божьим замыслом. Ограниченному человеческому разуму вечный закон в его целостности недоступен. Часть вечного закона — это Божественный закон, выраженный в Библии.

Естественно-правовая теория. Эта теория получила широкое распространение в Новое время, одновременно с договорной теорией происхождения государства, и в значительной степени перекликается с ней, в том числе имеет одних и тех же представителей (Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Эта теория чрезвычайно популярна и в наши дни. Зачатки же естественноправовой теории возникли еще в античном мире.

Так, Аристотель не отождествлял закон с правом. Закон, по его мнению, условное, волеустановленное право. Закон может быть справедливым и несправедливым. Но тем не менее даже несправедливые законы имеют обязательную силу, иначе в обществе не будет порядка. Иное дело, что законы необходимо совершенствовать. Задача законодателя — создавать законы, соответствующие праву, а не подгонять право к придуманным законам.

В Новое время одним из первых естественноправовую теорию развил Г. Гроций. Его основной труд, в котором изложена эта теория, — «О праве войны и мира» — три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. Г. Гроций заимствовал у Аристотеля его деление права на естественное и волеустановленное и определял естественное право как предписание здравого разума. Согласно этому предписанию, то или иное действие признается либо морально необходимым, либо морально позорным в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе человека, а не в зависимости от какого-либо волеустановленного (людьми или Богом) предписания (дозволения или запрета).

В любом случае, пафос всех естественноправовых воззрений в том, что позитивное (человеческое, писаное, позитивное, волеустановленное) право, чаще всего выраженное в законе, не должно противоречить естественному праву. Только тот позитивный закон, который соответствует этим требованиям, относится к праву вообще.

Историческая школа права. Эта теория возникла в Германии в конце XVII в. Виднейшими представителями исторической школы права были Густав Гуго (1764-1844), Фридрих Карл Савинъи (1779-1861), Георг Пухта (1798-1846).

Главная мишень нападок исторической школы права — естественноправовые доктрины. Теоретики исторической школы права взяли под обстрел прежде всего тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне, даются «сверху» людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное и публичное) возникает спонтанно. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но «сделать» его целиком не могут. Позитивное право производно от права обычного, а последнее происходит из недр «национального духа», «народного духа», глубин «народного сознания» и в нем находится.

Историческая школа права понимала право как составную часть единой культуры народа наряду с языком, нравами и т. д. Представители исторической школы пытались истолковать право, становление его норм и институтов как объективный ход вещей.

Эволюция права, по мнению Г. Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь сама собой к потребностям и запросам времени. Поэтому людям лучше всего не вмешиваться в нее, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков.

Психологическая теория. Наиболее выдающимся представителем психологической теории происхождения права был русский ученый Л. И. Петражицкий (1867-1931). Его взгляды изложены в основном в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Л. И. Петражицкий понимал право как явление индивидуальной психики. Сравнивая право с нравственностью, он считал, что нравственность обладает чисто императивным характером, а характер права — императивно-атрибутивный. Императивность Л. И. Петражиц-ким понималась как индивидуально-личностное сознание долга и обязанности, а атрибутивность — это сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т. е. в непременном исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворении. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения.

Марксистско-ленинская теория. По этой теории право возникает одновременно с возникновением частной собственности, разделением общества на классы и государством. Право вытеснило собой родовые обычаи и стало отражать и закреплять общественное неравенство.

В рамках этой теории утверждалось, что право ничто без аппарата, способного принудить к исполнению его норм. Важнейшими функциями права признавалась принудительная, репрессивная, карательная функции. Марксистско-ленинская теория всегда подчеркивала неразрывную связь права и государства.

Вопрос.

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах – основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н.М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:

1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.

«Под именем государства, – писал Г.Ф. Шершеневич, – понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В.И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, – утверждал Ф.Ф. Кокошкин, – а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества – тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронта-ционное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: « Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»..

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства: Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся. Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Вопрос.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. В настоящее время выделяют два основных подхода к изучению типологии государства — формационный и цивилизационный.

I. Формационный подход

Формационный подход был разработан в середине второй половины 19 века Марксом и Энгельсом. До конца 80-ых годов 20 века этот подход признавался в социалистических странах в качестве единственно возможного и научного, т.к. выражал классовый подход к сущности государства.

В истории развития общества было выделено 5 общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинная2) рабовладельческая, 2) феодальная, 3) капиталистическая (буржуазная), 4) социалистическая.

Недостатки формационного подхода: многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

II. Цивилизационный подход

В рамках данного подхода предполагается, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития.

В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.).

Венгеров в соответствии с периодами исторического развития выделил три типа цивилизаций:

• Первый: локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

• Второй: особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

• Третий: современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Вопрос

Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Признаки государственной власти: 1-ый – государственная власть, это социальная - публичная власть – важнейшая разновидность социальной власти. 2-ой, государственная власть - это политическая власть, основная её разновидность (носит политический характер и выступает политической). Часто приобретает классовый характер. Нередко государственную власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять. Так как политической является не только государственная власть, но и власть других политических организаций, например власть политических партий. Государственная власть это лишь основная, главная разновидность политической власти. 3-ий признак, государственная власть это власть действующая в пределах территории государства. 4-ый, государственная власть это суверенная власть (верховенство и независимость). 5-ый, государственная власть это власть, которая осуществляется при помощи органов государства и других государственных средств. 6-ой, государственная власть легитимированная власть. Легитимность – имеет две стороны, с одной стороны она выражается в законности власти. С другой стороны легитимность означает поддержку этой власти населением. 7-ой признак, государственная власть – это власть коллективов, руководство обществом, которое осуществляется в чьих-либо интересах, всего населения либо классов.

Вопрос.

Легализация государственной власти. Законы, иные нормативные акты, издаваемые от имени государственной власти, легализуют (от латинского слова «lех»), т.е. делают законными или, напротив, нелегальными, незаконными те или иные отношения в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь сама государственная власть тоже нуждается в легализации.

Легализация государственной власти, ее органов, их полномочий, порядок деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например законы о выборах парламента и президента, законы о,правительстве, о судебной системе), указами президента, постановлениями правительства, решениями судов (например Конституционного суда и других судов, рассматривающих споры о полномочиях между органами государства) и т.д.

легитимность — это состояние не юридическое, а фактическое, не обязательно формальное, а чаще — неформальное. Легитимация государственной власти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям (экспектациям) общества, народа, людей. Легитимная государственная власть — это власть, соответствующая представлениям общества данной страны о должной государственной власти. Такие представления связаны прежде всего не с юридическими нормами, а с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни, с индивидуальной и общественной психикой людей, их коллективов.

В основе легитимации лежит вера людей в то, что их блага (материальные и духовные) зависят от сохранения и поддержания данного порядка в обществе, убеждение в том, что такой порядок выражает их интересы. Легитимация прямо связана с интересами людей, которые чаще всего оцениваются ими осознанно, но иногда имеют неосознанный характер (например определенная поддержка в обществе фашистской власти, которая в конечном счете привела к тяжелейшим бедствиям немецкого народа). Поскольку интересы людей и различных социальных слоев неодинаковы, а в силу ограниченных ресурсов и других обстоятельств (например давление других групп) государственная власть не может удовлетворить интересы всех членов и всех слоев общества, она удовлетворяет интересы большинства, меньшинства, определенных групп общества и только частично. Поэтому легитимация государственной власти, за редчайшими исключениями, видимо, не может иметь всеобъемлющего характера. То, что является легитимным для одних слоев населения (например для шахтеров в России, требующих выплаты заработной платы, садящихся на рельсы и останавливающих движение транспорта), нелегитимно и противозаконно для других (например для работников тех предприятий, куда не поступают грузы, необходимые для жизнеобеспечения; для железнодорожников, обращающихся с воззваниями к шахтерам). Поэтому легитимность государственной власти оценивается обычно с точки зрения ее соответствия интересам большинства населения, его представлениям о власти. Следствием легитимности государственной власти является ее авторитет у населения, признание права управлять и согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти, опирающуюся на большинство населения.

15 вопрос.

Законодательная (представительная) власть формируется на основе выборов, когда народ делегирует своим представителям власть и таким образом управомочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Следовательно, представительные органы, наряду с всенародно избранным президентом, обладают верховенством государственной власти в стране, т.к. их власть является производной от народа.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также путем наблюдения и контроля за деятельностью аппарата исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

L Однако первичным среди этих двух высших органов государственной власти является парламент, т.к. только он может принимать решения облекаемые в форму закона и обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и гражданами. Парламент олицетворяет высшую законодательную власть. Название данной ветви власти «законодательная» вовсе не означает, что, кроме законодательной деятельности, парламент не выполняет никакой другой. Так, важной функцией законодательной власти является финансовая, которая практически воплощается в его конституционном праве ежегодно утверждать государственный бюджет. Парламент также наделен правом участия в формировании высших и центральных государственных органов исполнительной власти и высших судебных органов, осуществляет контроль за работой правительства и других органов исполнительной власти, принимает решения об отстранении от власти президента и других высших должностных лиц и т.д.

Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым парламентом — высшим представительным (законодательным) органом государства), который может иметь как двухпалатную, так и однопалатную структуру. Двухпалатный парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю, как, например, сенат (верхняя) и палату представителей (нижняя). Верхняя палата является противовесом нижней палате и предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты.

Руководство палатами парламента осуществляют председатели палат, которые ведают внутренним распорядком палаты и председательствуют на заседаниях. Председатель палаты представляет парламент во взаимоотношениях с другими государственными органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т. д.

Каждая из палат на весь срок своих полномочий образуют комитеты и комиссии (постоянные, временные, смешанные) которые являются рабочими подготовительными органами по различным направлениям деятельности палат. Их задача состоит, главным образом, в предварительном рассмотрении законопроектов.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества, наделен правом издавать законы, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности путем импичмента.

Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

16 вопрос.

Исполнительная власть в отличие от законодательной власти, носит производный характер, т.е. производна от парламента или главы государства, поскольку формируется этими государственными органами.

Задачи органов исполнительной власти состоят, главным образом, в исполнении решений принятых носителями верховной власти - парламентом и президентом, т.к. исполнительная власть носит подзаконный характер и все действия, и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить,

— направленные; исполнение:закона,.„@дцрда „их, название исполнительные, Однако в настоящее время роль правительства в осуществлении государственной власти во многих государствах мира постоянно повышается, и они не только исполняют решения принятые парламентом, но и сами, порой, направляют деятельность парламента.

 

Исполнительная ветвь власти отличается следующими признаками: - первый признак заключается в том, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства.

- другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы и имеет в своем распоряжении вооруженные формирования - армию, органы безопасности, полицию.

Следовательно, исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего конституционного строя, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат. Правительства (премьер-министры) большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческ



2015-12-07 579 Обсуждений (0)
вопрос Марксистская теория права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: вопрос Марксистская теория права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (579)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)