Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально государство: понятие, признаки, функции



2015-12-07 682 Обсуждений (0)
Социально государство: понятие, признаки, функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие "социальное государство" - новое для российского законодательства. Впервые оно

употреблено в Конституции Российской Федерации 1993 г.

На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и

это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал

принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства

государства в дела гражданского общества. Однако фактическое неравенство людей,

классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства

проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку

прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные

процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства

между членами общества.

Конституционное закрепление термин "социальное государство" впервые получил в ст. 28

(абз. 1) Конституции ФРГ 1949 г. в отношении субъектов федерации - земель. Существенные

элементы самого понятия перечислены в ст. 20 этой Конституции. В Конституции

указывается, что ФРГ является социальным правовым государством. Таким образом,

понятия "правовое и социальное государства" здесь тесно связаны и предполагают друг

друга. Поэтому немецкие государствоведы чаще всего называют свое государство

социально-правовым.Это предполагает, что действия государственной власти в

социальной сфере ограничены правом,а деятельности государственных структур в

социальной области придается правовая форма.

Немецкие государствоведы указывают также, что социальные права граждан - право на труд,

на пропорциональное вознаграждение, право на жилище и др. отличаются от классических

прав тем, что требуют государственного вмешательства,поскольку связаны с реализацией

социальных программ государства, и постоянной деятельности государственных органов.

Общественные ожидания в области социального обеспечения связаны в первую очередь с

государством, оно является планирующим, управляющим, производящим и

распределяющим,т.е. активно функционирующим в социальной сфере.

Принцип социального государствав той или иной форме закрепляют конституции многих

современных государств, например Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании,

Швеции, Дании, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея социального государства

связана с идеей "государства всеобщего благоденствия", которая базируется на либеральном

учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией

государства всеобщего благоденствия любое государство среди общих дел должно уделять

большое внимание социальной защитенаселения, с тем чтобы сводить к минимуму

социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для

достойногоуровня жизни.

Во время и после Второй мировой войны социальная политика становится главным

направлениемдеятельности ряда государств. Понятие "социальное государство" было

сформулировано в плане Бевериджа, предложенном британским парламентом в 1942 г.

лейбористскому правительству. Этот план послужил своего рода моделью для других

западных государств послевоенной Европы.

Провозглашение государства социальным следует оценивать как большой шаг вперед,

поскольку рыночные отношения не содержат в себе защиты личности от негативных

социальных последствий. Более того, социальная сфера в период формирования и развития

индустриального общества основывается на принципе индивидуализма,т.е. каждый должен

заблаговременно заботиться об обеспечении себя в старости, во время болезни, потери

трудоспособности и т.д.

Немецкий историк Г. Риттер классифицировал социальное государство на три типа:

первый тип - так называемое позитивное государство,в котором социальное обеспечение

основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов. Здесь государство

контролируетсоциальную обеспеченность граждан, а его социальная политика служит

целям такого контроля;

второй тип - собственно социальное государство,которое проводит политику обеспечения

занятости населения и гарантирования со стороны государства минимального прожиточного

уровня жизни и равенства шансов на успех;

третий тип - государство благоденствия,где устанавливается равенство всех в социальном

отношении, т.е. социальная политика государства для всех одинакова. В таком государстве

должны уменьшаться различия в заработной плате, гарантируется полная занятость

населения, трудящиеся играют доминирующую роль в социальной политике.

Надо отметить, что указанные типы социального государства нигдев мире не были

реализованы, а лишь отражают тенденциив изменении государственной социальной

политики. Вместе с тем Г. Ритгер отмечал, что социальное государство носит двойственный

характер: с одной стороны, оно ликвидирует бедность, способствует росту реальной свободы

человека, а с другой - таит в себе опасность управления обществом сверху, тотального

контроля со стороны государства за экономикой, ограничение свободы

предпринимательства.

Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:

1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять

доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

2) социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм

собственности;

3) формирование гражданского общества, в руках которого государство служит

инструментом u1087 проведения социально ориентированной политики;

4) разработку государством разнообразных социальных программ и определение

первоочередности их реализации;

5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные

условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для

самореализации личности;

6) развитое социальное законодательство;

7) социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и

ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу

граждан в целом, т.е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность

за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права

собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи.

Помимо названных свойств социального государства выделяют его функции:

 поддержки социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов

и др.);

 охраны труда и здоровья людей;

 поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

 сглаживания социального неравенства путем перераспределения доходов между различными

группами населения посредством налогов, специальных социальных программ,

государственного бюджета и др.;

 поощрения благотворительной деятельности (посредством разнообразных льгот);

 финансовой и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных

программ;

 борьбы с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное

обучение новым профессиям);

 участия в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и

других социальных программ;

 обеспечения компромисса в обществе, устранение социальной напряженности и конфликтов.

В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что Россия - социальноегосударство, политика

которого направлена на создание условий для достойнойжизни и свободногоразвития

человека.

Термины "достойная жизнь" и "свободное развитие" юридически неопределенны и

нуждаются в конкретизации. Очевидно, что под достойной жизнью надо понимать в первую

очередь материальнуюобеспеченность на уровне стандартовсовременного общества. При

этом такая обеспеченность не может быть ниже прожиточного минимумадля данного

региона или страны в целом.

Что касается свободного развития человека, то оно предполагает, во-первых, равный доступ

к ценностям культуры; во-вторых, гарантированность личной безопасности человека; в-

третьих, физическое, умственное и нравственное совершенствование личности.

Данные характеристики не являются бесспорными, они могут быть дополнены.

В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7) приводится перечень социальных

гарантий:

 гарантированный минимум заработной платы и минимальной пенсии;

 охрана здоровья и труда u1075 граждан;

 государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

 государственная поддержка людей с пониженной трудоспособностью - инвалидов,

пенсионеров;

 развитие социальных учреждений (пансионатов, домов для престарелых, детских

домов, приютов и т.д.).

Этот перечень является открытым, т.е. кроме перечисленных гарантий государство по мере

своего развития - экономического, культурного, социального - может устанавливать и

другие.

Конституционное положение о том, что Россия - социальное государство, является

программным, так как оно определяет цели государства, еще не достигшего уровня

социального. Это объясняется недостаточностью материальных возможностей государства,

отсутствием среднего класса собственников, развитого гражданского общества, сниженным

представлением о справедливости и равенстве и др.



2015-12-07 682 Обсуждений (0)
Социально государство: понятие, признаки, функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально государство: понятие, признаки, функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (682)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)