Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Юридические документы, их классификация, легализация документов



2015-12-07 1430 Обсуждений (0)
Юридические документы, их классификация, легализация документов 0.00 из 5.00 0 оценок




Документ – материальный носитель. Документы могут быть текстовыми, графическими, фотографическими, изобразительными, звуковыми. Юридические документы – это, как правило, документы текстовые, на бумажном носителе. Но с развитием систем электронной информации появляются и документы на машинных носителях (диски, дискеты, ленты и т.п.). Главное в том, что юридический документ – документ, содержащий правовую информацию.

Юридические документы сопутствуют всем стадиям правового регулирования. Более четкому пониманию сути юридических документов будет способствовать их классификация. В зависимости от характера правовой информации все юридические (правовые) документы можно подразделить на пять основных групп:

1. Нормативные документы. К ним относятся все нормативные правовые акты как источники, формы, права. Это акты, которые содержат такие идеальные объекты, какими являются нормы права. К числу нормативных документов следует отнести и интерпретационные акты общего характера, содержащие интерпретационные нормы.

2. Документы, содержащие решения индивидуального характера. Они имеют властно-обязательный характер, влекут правовые последствия, т.е. устанавливают, изменяют и прекращают субъективные права и юридические обязанности. Сюда относятся индивидуальные решения как государственных органов(решения высших органов государственной власти; решения, приговоры, постановления судов, решения арбитражных органов, приказы министров, руководителей предприятий и учреждений, решения государственных инспекций, акты следствия и дознания и т.д.), так и органов общественных организаций и отдельных лиц, когда их решения в общем или индивидуальном плане предается юридически обязательное значение (решения комиссий по трудовым спорам профсоюзных комитетов, третейского судьи и т.д.).

3. Документы, фиксирующие юридические факты. Это наиболее многочисленная группа юридических документов. Многочисленность и многообразие требует различных классификаций и прежде всего по характеру этих фактов:

- документы, фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъектов (паспорт, военный билет, свидетельство о рождении, о браке, об усыновлении и т. д.)

- документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка под строительство, документ об отводе лесосеки, технический паспорт автомашины, счета в сберкассе и т.д.)

- документы, фиксирующие факты – волеизъявления субъектов права (сделки, договоры, доверенности, жалобы, заявления и т.д.)

- документы, фиксирующие факты – события (акты о порче или уничтожении имущества в результате стихийных бедствий и т. п.)

- документы, фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы госбанков, сберкасс, денежных касс предприятий и учреждений, и др.)

4. Деньги и ценные бумаги. Ценные бумаги – это юридические документы, фиксирующие имущественные права их обладателей. (облигации, банковские сертификаты, чеки, акции, векселя и др.)

5. Документы, фиксирующие факты – доказательства. Они используются для обоснования (доказывания) фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов). (процессуальные документы как источники доказательств: протоколы, составляемые в процессе следствия и дознания, в судебных процессах )

Легализация документов - это придание им юридической силы, юридического значения. Легализация документов, обращающихся внутри государства, осуществляется посредством реквизитов, определяемых законом. В ряде случаев, кроме того, требуется их нотариальное удостоверение и регистрация. Однако, иной характер легализация носит в случаях, когда документ выходит за пределы государства. Тогда нужны дополнительные условия легализации.

Одной из форм является консульская легализация. В этом случае документы в подлиннике или копии документов, не подлежащих вывозу за границу (трудовые книжки, военные билеты, удостоверении личности), удостоверяются нотариусом. Подпись нотариуса удостоверяется органом Министерства юстиции, подпись дл органа М.юс и печать дл. консульской службы МИД. После этого документ легализуется в дипломатическом представительстве или консульстве того государства, на территории которого он будет использован, удостоверением подписи дл. МИД и печатью.

Другая форма легализации осуществляется на основе Гаагской конвенции от 05.10.1961, отменяющей консульскую легализацию. Это возможно только между государствами – участниками названной конвенции. В этом случае на документе или на особом листе, скрепленном с документом, проставляется «апостиль» (удостоверяющая подпись). С помощью апостиля не могут быть удостоверены документы, имеющие отношение к коммерческим или таможенным операциям.

И как наиболее упрощенная форма признания легальности документов, выданных органами одного государства на территории другого государства является признание их официальности на основе многосторонних международных конвенций и двусторонних договоров правовой помощи.

Правопорядок.

Прежде всего, правопорядок - это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок - это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования - реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.

Исходя из сказанного, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества. Рассмотрим особенности данного явления.

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. 2. Это порядок, предусмотренный нормами права. 3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования. 4. Он обеспечивается государством. Необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.

Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. принципы правопорядка: Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика. Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами. Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т. е. государство. Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка. С другой - оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу "Дозволено только то, что прямо разрешено".

Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой - состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства.

Таким образом, правопорядок и законность - цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

Под формой правопорядка понимается его внутренняя структура, организация и оформление содержания. Эта форма выступает в качестве способа существования правопорядка и сюда следует отнести: 1). Правовое оформление – внутренняя организация и внешнее проявление; 2). Существующие в пространстве, то есть все элементы и характеристики выражены в нормах материального права; 3). Осуществление и функционирование во времени, то есть диманичные процессы отраженные в нормах процессуального права.

Структура правопорядка включает в себя: 1 – правовая структура общества: государство, его органы, учреждения, негос. Образования, граждане. 2 – правовые отношения: взаимодействие элементов структуры и их свойств.

Уровни правопорядка:

От субъекта: П. государства; П. субъекта РФ; П. города или района.

От объема и значимости: общий, отраслевой, специальный.

По хар-ру отношений: конституционный, судебный, финансовый, административный и.т.д.

По форме закрепления: формализованный, неформализованный.

Функции правопорядка:

Ф. взаимодействия с внешней средой, то есть упорядочение правовой структуры общества и правоотношений.

Ф. стабилизации элементов структуры правопорядка и их внутренних связей.

Ф. статическая направлена на сохранение и совершенствование правопорядка как целостного образования.

 

Юридическая техника.

Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п. также к средствам юридической техники относятся приемы и правила изложения содержания НПА.

Юридическая терминология.

Термин – совестное обозначение понятий, используемых при изложении содержания закона. Используют три вида терминов: общеупотребляемые («документ», «строение»), специальнотехнические («депозит»), специальноюридические («залог», «перевод долга»).

Использование терминологии в законах подчиняется ряду требований: единство терминологии, общепризнанность термина, стабильность терминов, доступность терминов.

К техническим правилам относятся:

1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

законодательная (правотворческая);

систематизация нормативных актов;

учет нормативных актов;

правоприменительная.

Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.

 



2015-12-07 1430 Обсуждений (0)
Юридические документы, их классификация, легализация документов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Юридические документы, их классификация, легализация документов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)