Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности



2015-12-07 2253 Обсуждений (0)
Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности 0.00 из 5.00 0 оценок




Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в его распоряжении и охраняемым государством. Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права.

Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества (например, объект авторского права — созданное автором произведение), различные нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных й иных сообщений и т.д.).

Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений. Так, вещь может быть объектом собственности, правоотношений купли-продажи, залога, наследования, страхования и т.д.

Рассмотренные элементы состава правоотношения представим в виде схемы:

Состав правоотношений

(на примере правоотношения купли-продажи)

 
Юридический факт   договор купли-продажи  
 
Субъекты правоотношения   Покупатель /> продавец
 
Юридическое содержание Обязанностьпередать вещь право получить деньги обязанность передать вещь право получить деньги
Фактическое содержание   Вещь (передача)  
 
Объекты правоотношения   Деньги (передача)  

На схеме видно, что права и обязанности как элементы юридического содержания четко разграничены, разъединены, а права и обязанности как элементы фактического содержания соединяются: передача вещи — одновременно право покупателя и обязанность продавца; передача денег — одновременно право продавца и обязанность покупателя.

Виды правоотношений

Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

По характеру содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные.

Общерегулятивные правоотношения появляются непосредственно из закона. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные нормы, содержащие в гипотезе указание на юридические факты, также порождают у всех адресатов одинаковые правосубъектные возможности, гарантируемые государством, возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности представляет собой право особого рода, Элемент общерегулятивного правоотношения. Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и Юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами. Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Критерий Виды Примеры
1 . По отраслям права Конституционные   Гражданско-правовые   Административные   Уголовно – правовые   Трудовые   Семейные   Правоотношения иных отраслей права отношение гражданства   правоотношения купли- продажи   правоотношение по уплате налога   отношение ответственности за кражу   правоотношение по трудовому договору   алиментные правоотношения  
2. По содержанию Общерегулятивные     Регулятивные   охранительные конституционное право на труд конкретного лица   трудовые права и обязанности по договору   уголовная ответственность за преступление
3. По степени определенности сторон Пассивного типа   Активного типа Правоотношение собственности   налоговое отношение (обязанность уплатить конкретную сумму налога)

В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон) правоотношения могут быть относительными и абсолютными. В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

28. Субъекты права: понятие и виды.



2015-12-07 2253 Обсуждений (0)
Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)