Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обратите внимание, способы формирования права и источники права - не одно и тоже



2015-12-07 561 Обсуждений (0)
Обратите внимание, способы формирования права и источники права - не одно и тоже 0.00 из 5.00 0 оценок




Способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права.

Источники права - это формы выражения вовне правовых норм, определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права.

Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые.

3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.

4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

Вопрос.

Теологическая теория (основоположник - Фома Аквинский, имела распространение в средние века) связывает происхождение государства и права с божественной волей. Достоверность этой теории зависит от индивидуальной веры в Бога или атеистической установки исследователя.

Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский) рассматривала государство как результат разросшейся семьи. Правитель выступал в качестве отца, а подданные - его дети.

Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев, Ж.ж. Руссо, Б. Спиноза) исходит из того, что государству предшествует естественное состояние, которое сторонники теории характеризовали по-разному. Одни считали, что это был "золотой век человечества" (Руссо), другие - "война всех против всех" (Гоббс). Важное достоинство этой теории - признание за людьми естественных, неотъемлемых, данных природой или Богом прав. В результате экономического развития и расслоения общества во избежание конфликтов, для достижения мира и благополучия заключается общественный договор, по которому люди передают часть своих естественных прав государству, обязуясь ему подчиняться, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Теория была прогрессивна для своего времени, т. е. предполагала возможность свержения власти (правителя), если он не выполнял условия общественного договора.

Теория насилия (завоевания) возникла в конце XIX- начале XX вв. (основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг). В общих чертах, государство возникает в результате завоевания одним народом других, после чего требуется создать особый аппарат для поддержания угнетенных в подчинении. Этим аппаратом и является государство.

Психологическая теория (Л. Петражицкий) выводила государство из психических особенностей человека: одним свойственно подчиняться, а другим - повелевать. Причины правообразования также кроются в психике людей, право представляет собой "императивно-артибутивные правовые переживания" людей.

Марксистская теория основана на материалистическом подходе. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство - продукт непримиримых классовых противоречий.

Социально-экономическая теория - на ее основе мы и изучаем происхождение государства и права. Она также основана на материалистическом подходе, но не абсолютизирует роль классообразования при возникновении государства. Упор делается на экономические факторы, которые постепенно приводят к разложению родовой организации и возникновению на ее основе единственно возможной альтернативы - государства.

Органическая теория (Г. Спенсер, Платон) проводит параллели между государством и человеческим организмом. Государство - результат органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. В обществе происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства. Органы государства уподобляются человеческому организму: правительство - мозг, низшие классы соответствуют выделительным органам и т. д.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ │

│ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА: ├────┐

│ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ │ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Теологическая - Бог создал государство ├────┤

│ (Фома Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) │ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Патриархальная - государство как продукт развития семьи ├────┤

│ (Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.) │ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Договорная - государство как продукт соглашения между людьми ├────┤

│ (Гоббс, Руссо, Радищев и др.) │ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Теория насилия - государство возникло в результате ├────┤

│военно-политических факторов (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.) │ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Органическая теория - государство как специфическая разновидность├────┤

│ биологического организма (Спенсер, Вормс, Прейс и др.) │ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Материалистическая теория - государство как продукт ├────┤

│ социально-экономического развития (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) │ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Психологическая теория - государство возникло в силу особенностей├────┘

│ человеческой психики (Петражицкий, Фрейд, Тард и др.) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Существуют также: ирригационная, расовая, инцестная (половая), спортивная, патримониальная, диффузионная теории, теория специализации.

 

 

Теория права

1. Тип правопонимания. Особенности соотношения типа правопонимания и научной деятельности.

2. Общая характеристика классических концепций правопонимания: нормативизм, социологическая концепция и нравственная концепция.

3. Естественно-правовая концепция. Плюсы и минусы. Представители.

4. Легизм. Неопозитивизм. (Кельзен).

5. Либертарно-юридическая концепция.

6. Коммуникативная концепция.

7. Объективное свойство права.

8. Социальная ценность права.

9. Принципы права.

10. Функции права.

 

Вопрос

Принцип правопонимания определяет родь государства и права и модель их дальнейшего познания. Основной вопрос, на который отвечает концепция правопонимания – это вопрос об источнике права, о том, откуда оно берётся и как регулирует общественные отношения.

Тип правопонимания – это образ права, формирующийся в рамках определённой культуры, обусловленный как теортическими признаками права, так и культурно-обусловленным практическим (ценностям)отношением к праву.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представление о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.
Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.



2015-12-07 561 Обсуждений (0)
Обратите внимание, способы формирования права и источники права - не одно и тоже 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обратите внимание, способы формирования права и источники права - не одно и тоже

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (561)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)