Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория как наука и учебная дисциплина



2015-12-07 544 Обсуждений (0)
Теория как наука и учебная дисциплина 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы для подготовки к итоговой аттестации по курсу

«Теория государства и права»

Для студентов 5 курса специальности 030501.65 - Юриспруденция

(очная форма обучения) 2012/2013 уч.год

Утверждены на заседании кафедры,

протокол №2 от 27 сентября 2012 г.

 

1. Теория государства и права как наука; ее место в системе гуманитарных и юридических наук.

Теория как наука и учебная дисциплина

В юридических ВУЗах теория государства и права преподается как учебная дисциплина и представляет собой определенную систему знаний о государстве и праве, построенную в соответствии с учебной программой, предназначенной для подготовки профессиональных и квалифицированных юристов. Наука является теоретической базой для учебной дисциплины. В науке разрабатываются различные точки зрения на тот или иной предмет или категорию; отельные проблемы.

Государство и право изучаются во взаимодействии т.к. они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Примеры).

Место и роль теории в системе общественных и юридических наук.

Государство и право изучают многие науки, но под своим углом зрения.

Философию интересует ценность государства и права (или анти ценность) для общества в целом или отдельного индивида в частности;

Социология – влияние и взаимовлияние социологических факторов на государство и право;

Политология – изучает политические системы государств в целом и отдельных в частности, технологию власти.

Экономические науки – безусловно, интересует взаимодействие государства, права и экономики.

В системе юридических наук:

С теорией государства и права тесно связан весь цикл историко-правовых дисциплин, а также отраслевых и прикладных (судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.)

Организационные юридические науки также тесно взаимодействуют с теорией государства и права – это судоустройство, судопроизводство, организация прокуратуры, адвокатуры и нотариата.

Теория государства и права по отношению к юридическим наукам является:

1. обобщающей наукой, т.к. именно она обобщает и суммирует все данные отраслевых наук и на этой базовой основе, формулирует общие понятия

2. фундаментальной наукой т.к. она раскрывает связи и отношения, возникающие в государственно-правовой действительности и формулирует выводы, которые используются другими науками. Например, понятие права, нормы права, правоотношений, юридических фактов и т.п.

3. методологической наукой т.к. она формулирует общие выводы, которые служат основой для других наук, а те в свою очередь, поставляют конкретный материал для теории государства и права. Понятий, определения и категории, выработанные теорией государства и права являются как бы ключом при проведении анализа другими юридическими дисциплинами. Например, анализируя тот или иной вариант идеальной модели государства, предложенный как современными мыслителями, так и учеными прошлых веком, мы анализируем с помощью выработанных теорией категорий. Так, рассматривая форму государства, выделяем в ней такие категории как: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

4. Исходной наукой по отношению к другим наукам, поскольку от уровня развития теории государства и права зависит общее состояние юриспруденции в целом.

 

 

2. Объект, предмет и методология теории государства и права.

Наряду с предметом в современной науке выделяют еще и объект изучения теории.

Под объектом понимается некоторая цельность (государства и права), которая представляет интерес и для других наук и которая имеет в этом объекте свой определенный участок, проблематику и средства познания.

Под предметом понимается непосредственно изучение общих закономерностей государственно-правовых явлений и категорий как таковых.

 

Метод –греческий термин, означающий путь следования. Он состоит в применении совокупности современных приемов и правил для получения истинных знаний. У нас в Конституции закреплено идеологическое многообразие. Этот же принцип относится и к применению методов исследования, но при этом для установления истины необходимо придерживаться определенных принципов при проведении исследования:

- всесторонность исследования;

- принцип историзма;

- принцип комплексности;

- сочетания со знаниями, достигнутыми в других науках;

- изучение и обобщение практики (сомнительно).

Кроме того, должен учитываться уровень философских знаний в целом и более того, уровень научного познания человечества на данный момент его развития.

Сами методы научного исследования также подлежат систематизации и разделяются на:

Общенаучные методы, которые используются практически в качестве приемов пригодных для всех наук. К таким относятся:

Индукция и дедукция- предполагающие возможность из анализа суммы частных фактов прийти к обобщениям;

Конкретно-исторический анализ – предполагающий изучение условий, при которых формировались те или иные институты и учреждения государства и права. При проведении подобного анализа учитывается множество факторов: география, состояние почвенного покрова, климат, этнические свойства народа; его традиции, социальный состав населения, экономические условия развития и современной жизни общества.

Метод актуализации – предполагающий использование современных знаний при изучении прошлого, понимание настоящего и предсказание будущего

Метод системно-структурного анализа - моделирование представлений о целостности исторического процесса и связях и взаимосвязях отдельных частей процесса.

Метод типологии – выделение общих черт из исследуемого материала.

Специальные методы:

Социологический, кибернетический, математический (моделирование – скоре специальный, нежели общий), статистический и т. п.

Частные методы: - они еще называются частно-научными.

- формально юридический;

- сравнительно-правовой (устанавливается общее и единичное. Повторяемость и регулярность и на этой основе определяется закономерное и выделяется индивидуальное. Сравнение помогает систематизировать и классифицировать фактический материал).

- Метод толкования.

3. Социальное регулирование и управление в архаическом (первобытном) обществе.

Социальная организация первобытного общества. Рассматривая систему первобытного хозяйства, мы видим, что взаимодействие людей в первобытном сообществе было определенным образом организовано.

Во-первых, эта организация достигалась через систему социальных ролей и статусов. Член каждой половозрастной группы играл определенную социальную роль, то есть выполнял в общественной жизни определенную функцию, выполнение которой ожидало от него общество. Взрослый мужчина должен был охотиться и поступать с добычей определенным образом, а отнюдь не по своему усмотрению. Каждый ребенок, по достижении определенного возраста, проходил обряд инициации (посвящения во взрослые, связанного с довольно жестокими испытаниями), после чего сразу же получал статус взрослого, получая все соответствующие права и обязанности.

Во-вторых, выполнение соответствующих ролевых функций регулировалось жесткой системой норм, часто оформленных как система запретов (табу) за нарушение которых предусматривались жесткие санкции. Так, например, в некоторых племенах охотников Южной Америки зафиксирован обычай, когда охотнику запрещено питаться тем, что добыл он сам: свою долю он должен получать из добычи других. Табуирование добычи призвано, очевидно, поддержать систему равнообеспечивающего распределения, не допустить нарушений со стороны отдельных членов коллектива.

Таким образом, мы можем наблюдать действие целостной системы ролей и статусов, закрепленных за отдельными группами и индивидами, системы норм организации коллективной экономической деятельности, обеспечивающих стабильность и выживаемость этого коллектива и подчиняющие жизнь каждого отдельного человека этой сверхзадаче. Подобная система именуется социальным институтом.

Выше был описан основной институт первобытного общества - родовая община. Во-первых, она институализировала описанные выше экономические отношения - отношения людей по поводу производства (добывания) и распределения материальных благ.

Во-вторых, помимо экономических отношений, первобытная община регулировала вторую, не менее важную систему отношений первобытного общества - систему взаимоотношения полов. Проблема заключалась в том, что для человеческого общества были неприемлемы те механизмы регулирования половых отношений, которые наблюдаются в животном мире, где они основаны на принципе естественного отбора. Так, у большинства приматов (обезьян) действует механизм доминирующих самцов и гаремов, когда «львиную долю» добычи получает сильнейший, и он же оставляет потомство. Излишне говорить, что принцип естественного отбора несовместим с описанной выше системой равнообеспечивающего распределения. В первобытном коллективе индивид имеет возможность выжить только благодаря устойчивости коллектива, через подчинение этого индивида (даже самого сильного) жестким правилам общественной жизни.

Таким образом, был необходим некий механизм снятия неприемлемых в человеческом обществе биологических механизмов регулирования половых отношений. Таким институтом являлась дуальная родоплеменная организация, когда два экзогамных рода (коллектива родственников по материнской линии) составляли одно эндогамное племя. Экзогамность заключалась в том, что внутри рода браки были строжайше запрещены (табуированы). Супругов брали не из своего рода, а из другого, входившего в это же племя и только из него (см. рис.1). Род был экзогамен (от греч. exo – «вне», и gamos – брак) а племя эндогамно (от греч. endon – внутри). При этом данный обмен являлся эквивалентным, осуществляясь через систему кросскузенных браков. При этом данный брак не был парным. Для эпохи первобытности характерен брак групповой со свойственными ему полигамией (многоженство) и полиантрией (многомужество). Налицо, таким образом, своеобразное «равнообеспечивающее распределение» и в сфере брачных отношений.

Итак, в лице общины и дуальной родоплеменной организации мы наблюдаем уже собственно социальные институты. Происходит снятие биологического и возникновение специфически социального, когда взаимоотношения индивидов и их совместная деятельность регулируются не инстинктами, а системой ролей и статусов, закрепленных в системе норм – определенным образом

 

 

4. Характеристика основных теорий происхождения государства.

теологическая представителем яв-ся Ф.Аквинский, Августин обосновывает Г. как явление богом данное. Государь - ставленник божий на земле. В средние века 16 18 использовалась для обоснова-я неограниченной вл. монарха - королевский абсолютизм.

 

Достоинства - способствует укреплению гр-го согласия в об-ве, усилению духовности, препятствует насилию, революциям и граж-м войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток - основана на вере, а не на проверенном научном знании.

патриархальная рассматривает возник-е Г. непосредственно из разросшейся семьи, власть мон-ха констатируется из вл. отца над членами его семьи. Она зародилась в Греции. Первоначальное обоснование получила в трудах Аристотеля, а свое развитие нашла в 17 в. в сочинении Фильмера «Патриарх». Использ-сь и для идеологического обоснов-я российской империи.

+ Способствует сплочению об-ва, уважению, почитанию гос.вл.; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов об-ва (как членов семьи).

- Преувеличивало, придавая универсальное и определяющее знач-е отдельным сторонам организации об-ва в частности семьи.

естественно-правовая (договорная - д.т.) получила широкое распростр-е в 17-18 в. в Голландии в 17 в. сторонниками были Гроций и Спиноза, в Англии - Локк, Гоббс, во Фр-ции в 18 в. Руссо, в Росии - революционный демократ Радищев. В д.т. Г. возник как продукт сознательного творчества, как рез-т договора, в кот. вступают люди, находившиеся до этого в «естественном» состоянии (Война всех против всех). Г. - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу кот. они передают часть своей свободы, вл. Г. При этом договор не яв. историческим фактом подписания всеми к.-л. конкретного док-та, кот. лег в основу появления Г., а как состояние об-ва, когда люди добровольно объединились в гос-но организов-ю форму, правомерность гос. вл. Д.т. использовалась в разных целях. 1 для обоснов-я народного суверенитета и возможности отобрания вл. у недобросовестного правителя (Русоо, Радищев). 2. Для обоснованияя Конст-й Монархии. т.к. обществ-й договор - это компромисс между народом и правителем, ограничения свободы и народа и монарха (Локк). Сторонники этой теории считают Г результатом юр. акта - общественного договора. Эта теория устанавливает очередность явлений (сначала возникло право, затем Г как институт обеспечения этого права и оно призвано защищать частные интересы.) +: 1. были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении Г, полного подчинения власти, отсутствие народа, возможности повлиять на власть;2. Фактически выдвинут принцип народного суверенитета - вл. производна от народа и принадлежит ему. 3.Согласно этой теории Г и народ имеют взаимное обязательства.

-: Идеалистичность:1. Общественный договор - скорее идеал, чем реальная действительность, зачастую гос-ва возникали др. путями - войнами, насилием при наличии др. условий. 2. Ни одно Г не возникло на основе договора

Насилия - Каутский, Дюринг, Гумплович - Г возникает как результат акта насилия. ПО утверждению Каутского племя-победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает его землю, а затем принуждает его работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудит аппарат, созданный победителя и для управления побежденными, превращается в Г.

+ : Подтверждено историческими примерами. Насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается Г - сбор налогов, правоохранительная деятельность.

-: Насилие при его важной роли было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение Г.

Экономическая теория (классовая) - на сегодняшний день является наиболее доказанной, она логически, последовательно выстроена и является результатом научного изучения исторических данных. (Энгельс «Возникновение семьи, ч.с. и Г», Ленин «О государстве», Маркс) Г возникает на основе разложения общины, следовательно явления, которые способствовали этому разложению и являются причинами происхождения гос-ва: совершенствуются орудия труда + разделение труда, следовательно повышается производительность труда, а значит производят больше, прибавочный продукт.

+ - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными интересами - классов и др.

-: не только классово-экономич. факторы повлияли на возникновение Г, но и национальные, военные, психологические и т.д.

 

5. Понятие и признаки государства.

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

Государство – это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная, опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) – понятия не тождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, и, в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимнос-ти. Легитимностъ власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

4. Право. Как система, обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, ког-

Глава I Теория государства

Да ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, органы для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

8. Государственный суверенитет. Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств

6. Формационный подход к типологии государств.

Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-ва.

Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека.

Признаки общественно-экономической формации.

1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. На основании формационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н. восточное. (отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат, застойность)

Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных сил, 3. характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р Г. Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон-м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр. явлениях.

7. Цивилизационный подход к типологии государств.

ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей

 

Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными - не устоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.

 

Концепция цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций.

Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход. Общественная ценность - это то, что для определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос- вом. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до определенного этапа - предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно.

 

 

8. Функции государства: понятие, признаки и классификация.

Функции государства — это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.

 

Существенными признаками функций государства являются:

1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни;

2. непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций;

3. направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

4. реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти.

 

Важнейшей функцией государства является охрана и гарантия прав человека и гражданина.

Функции государства разделяются по следующим видам:

1. По субъектам:

1. функции законодательных органов власти;

2. исполнительные функции;

3. функции правосудия;

II. По направлениям:

1. Внешние функции — это направление деятельности государства по решению стоящих перед ни внешних зада

1) поддержание мира;

2) сотрудничество с иностранными государствами.

 

2. Внутренние функции — это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач

1) экономическая функция;

2) политическая функция;

3) социальная функция;

 

III. По сфере деятельности:

1. правотворческую;

2. правоприменительную;

3. правоохранительную.

9. Механизм государства: понятие и структура.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

10. Государственный аппарат и государственный орган: понятие и признаки.

Гос.аппарат и госорган гос.аппарат- сист. гос. Орг-в, к. обеспеч-т вып-е задч и фун-й г-ва В основе созд гос ап-та - принципы единства и раздел-я гос власти. Ед-во- осущ власти от им всего народа страны как единств источ-ка госвласти и суверенитет сосредот в единой с-ме гос власти и в этом смысле явл неделимым.Раздел-е властей- разд-е управленч-го труда (закон-е, исп, суд-е) и разд-е властн полномочий.

Разд-е объема властной компет-и предп-т распр-е объема властн полномочий мд одноуровневыми орг-ми (ветвями власти), к могут не т реализовать управленч ф-ции в рамках своей компет, но и контр-ь деят-ть друг друга, препятствуя узурпации власти, перераст власти г-ва в деспотию.Ср-м контроля и огранич-я явл для ветвей власти «мех-м сдержек и противовесов», впервые получ теор обос-е в работе фр мысл-я Монтескье «О духе законов». Юр оформ-е эт мех-м получ в Конст США 1787 г.

В России свое офиц закр-е мех-м разд-я властей пол-л в Конс 1993 г. Ст. 10. Гос. орган – структур. часть гос. аппарата, созд-е по воле г-ва обособл функц институты, относит. самост, им собств. компет-ю, осущ-шие от имени г-ва правотворч, правоисполнит и правопримен-ю деят-ть. Его признаки: публ-прав хар-р -формир-ся по воле гос-ва, нормативный пор-к формир-я и функц-я, объективность – существование гос органа не зав от воли лиц его сост-х, имеет орг. структуру, имеет собст. комп-ю, полн-я гос-власт. хар-ра, матер. ср-ва. Гос органы реал-т моноп г-ва на законотв-во, правосудие и прим-е гос принуж.

11. Форма правления.

Это организация государственной власти и ее осуществление. Говоря о форме государства можно определить, что под такое определение подходит любое из 195 государств Земли. Аристотель делил государства на правильные (монархии, политии) и неправильные (деспотия, олигархия и демократия). Форма правления – это организация высших органов государственной власти. Делятся на монархии и республики. Форма правления констатируется в главном законе страны. Монархия – это когда верховная власть принадлежит одному лицу пожизненно и на правах наследования. Есть выборные монархии – ОАЭ, они были созданы из британских колоний и он избирают президента. Или Малайзия – там тоже выборная монархия. Пожизненная монархия – Англия. Есть т.н. квази-монархии (их 17 шт в мире), такие как Австралия, Новая Зеландия, Канада, Тринидад и Тобаго. Это бывшие доминионы, которые до сих пор считают главой государства английского монарха. Есть монархии абсоллютные – Ватикан, Саудовская Аравия и ряд ближневосточных государств. Власть в монархиях не делится на ветви, монарх осуществляет все виды верховной власти + король является лидером духовной деятельности нации. Ограниченные монархии – их большинство. Все монархии обычно имеют конституции. Ограниченные монархии могут быть дуалистические, когда власть делится между королем и парламентом и парламентские монархии. Все европейские монархии – парламентские. Республики – это государства, где верховная власть принадлежит выборному органу. Бывает единоличный и коллегиальный. Есть страны с пожизненными президентами – Югославия (Тито), Тунис, Туркмения, но это исключение из правил, т.к. обычно избирается на 2 срока (в результате послевоенных изменений конституций сногих стран, в.т.ч. США). По реальнойвласти можно выделить 5 типов республик – президентская республика (страна – идентификатор США. Президент является главой исполнительной власти и возглавляет кабинет министров. Суперпрезидентские – (ст<



2015-12-07 544 Обсуждений (0)
Теория как наука и учебная дисциплина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория как наука и учебная дисциплина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (544)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)