Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Психологические аспекты ИИ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Искусственный интеллект

Перейти на оглавление

 

Преподаватель: Баллод Борис Анатольевич

 

Лекция №1

Литература

Пропущено

 

Введение

 

Искусственный интеллект является составной частью информатики и её проблемой является воспроизведение с помощью вычислительных устройств любой интеллектуальной деятельности человека, которая не подчиняется известным теоретическим законом, поэтому не может быть описана посредством жёстких алгоритмов.

К области искусственного интеллекта относят случаи обработки информации, которые не могут быть выполнены посредством жёстких алгоритмов.

Дата рождения 1956 года (Шеннон, Минск) – впервые использован этот термин при обсуждении компьютерной программы «Логик-Теоретик». Программа могла делать аналитические преобразования алгебраических формул. NSS – программа шахматы, использующая эвристические правила. Для решения эвристических правил использовался LISP.

Тьюринг сформулировал эту проблему в терминах имитационной игры.

Если в 2х помещениях располагается человек и компьютер, то эксперт в процессе диалога с тем и другим, задавая вопросы, должен определить, кто ему отвечает: человек или компьютер. Если эксперт не может различить ответы человека и машины, система интеллектуальна.



Основная задача – воспроизведение с помощью вычислительных устройств разумных действий, свойственных человеку. При этом возникают трудности моделирования деятельности человека:

1. Во многих случаях человек не может объяснить, как он это делает (принятие решений, распознавание речи и т.д.)

2. Существует в настоящее время устройства, которые изначально далеки от человеческого уровня компетентности – так как для выполнения работы требуется программа.

 

Однако существующие языки дают возможность описания элементарных примитивных действий. В связи с этим теория искусственного интеллекта – экспериментальная дисциплина, т.е. создание проекта и уточнение различных моделей, описывающих человеческую деятельность с тем, чтобы лучше понять принципы функционирования человеческого разума и создание практической реализации системы, способной заменить труд человека.

Исследования в области функционирования человеческой деятельности тесно связаны с одним из разделов психологии – когнитивная психологическая наука, занимающаяся проблемами, связанными с описанием процессов познания человеком окружающего мира и последующего использования накопленных знаний в практической деятельности.

 

Психологические аспекты ИИ.

 

А. Бинс является одним из основоположников когнитивной психологии. В его психологии он рассмотрел вопросы, связанные с функционированием памяти человека в процессе мыслительной деятельности. Его интересовала возможность абстрактного мышления человека. Выводы он делал на основании наблюдения за людьми, которых просил вслух комментировать свои мысли. Он сформулировал идею о том, что представления, образы, создающиеся в мозге человека, не столько отражение объекта предметной области, сведения о которых формулируются посредством рецепторов, сколько о направлениях будущего развития объекта.

Первую концептуальную модель процесса мышления он представил в виде цепочки переходов от одного состояния к другому. При этом каждый переход подчиняется некоторой общей цели, т.е. способность рассуждать может быть выражена в виде цепочки переходов S1®S2®S3®… , движение по которой от одной промежуточной цели к другой должны подчиняться единой поставленной цели. К такому выводу он пришёл, наблюдая за шахматистами. Опытный шахматист может запоминать комбинацию на доске в течение нескольких секунд, но только если ему удаётся схватить возможные пути развития для выигрыша. Но если фигуры расставлены произвольно, шахматист не воспроизведёт.

Проблема моделирования человеческого мышления связана с устройством человеческой памяти. Память человека значительно сложнее ОЗУ. Биологическими элементами являются нейроны – их около 10 миллиардов. Но если в ячейке памяти компьютера – байт информации, то в ячейке памяти человеческого мозга объём информации неизмеримо больше.

Мышление связано с устройством человеческой памяти. В ячейке памяти человека объем информации намного больше потому, что все нейроны связаны » с 1000 аналогичных элементов, и информация извлекается из множества соединённых вместе ячеек таким образом, что все из анализируемых элементов вносят свой вклад в некоторое количество извлекаемой информации. Попытки использования подобного принципа хранения были реализованы, когда создали ассоциативные элементы памяти, в основе которых положены теория нейросети.

Наличие такого значительного объёма памяти предполагает существование у человека достаточно эффективного развитого механизма, поэтому в мозгу человека непрерывно происходят процессы, связанные со структурированием хранящейся информации, создания новых структурных понятий, восприятие новой информации на основании уже существующих абстрактных структур.

Исследование как в области психологии и в хирургии показывает, что часть человеческого мозга используется особым образом – это кратковременная память. Множество составляющих ее нейронов, находятся в прямой связи с рецепторами органов чувств. Эта часть мозга обеспечивает восприятие новой информации. Для перемещения в долговременную память информация должна быть проанализирована. На этой стадии происходит формирование информации.

В кратковременной памяти информация разрушается быстро; если не подкреплена некоторой целевой установкой, то через несколько секунд будет забыта. В долговременной памяти информация может храниться значительно дольше, некоторая её часть – в течении всей жизни человека. Это зависит как от целевой установки, так и от осознанности в необходимости её хранения. Но необходимы внутренние процессы, подобные регенерации динамической памяти компьютера с тем, чтобы постоянно поддерживать информацию в долговременной памяти.

В долговременной памяти существует специальная область, называемая рефлекторной памятью , информация записанная в которую, не требует постоянного реструктурирования и скорость доступа к ней на порядок выше.

Полное перемещение накопленной кратковременной памятью информации в долговременную, занимает длинный промежуток времени. Это связано с тем, что каждый новый образ должен быть увязан с ранее созданным, для чего необходимо определённое время.

Функционирование памяти человека можно представить схемой: множество рецепторов таких как слух, обоняние , осязание, вкус связаны посредством нервных окончаний с областью кратковременной памяти передачи информации осуществляемой посредством выделенного ???, по которому осуществляется преобразование различных сигналов рецепторов в сигнал , передаваемый по нервным каналам.

 
 

Долговременная память непосредственно взаимодействует с кратковременной, и служит для восприятия новой информации, хранения и извлечения по мере необходимости. Извлечение информации может происходить как из кратковременной, так и из долговременной, и из рефлекторной, а затем использована для формирования реакции на различных изменениях внешней среды, либо связана с мыслительной деятельностью человека. Существует система управления, обеспечивающая взаимодействие отдельных компонентов, роль которых, как показывают исследования выполняет кора головного мозга.

В качестве элемента кратковременной памяти выступает средний мозг. Мозжечок связан с формированием рефлекторной деятельности.

 

Общую структуру памяти можно представить в виде сетевой модели, характерной для описания модели БД.

 
 

Чтобы быстро извлечь из памяти сведения, необходимо обратиться к абстрактному образу верхнего иерархического уровня, а затем постепенно концентрировать внимание на одном из наборов , а затем перейти к извлечению и самого элемента. Т. е. происходит сканирование классификаций структуры путем переходов от абстр. к конкретному с наследованием свойств наборов и элементов, обеспечивая быстрый и эффективный поиск информации.

Структура памяти – сетевая модель, характерная для описания БД.

Лекция №2




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7