Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УМ БУДДЫ, Тулку Тхондуп Ринпоче



2015-12-07 436 Обсуждений (0)
УМ БУДДЫ, Тулку Тхондуп Ринпоче 0.00 из 5.00 0 оценок




Самдхонг Ринпоче

Буддийская медитация

Buddhist Meditation Samdhong Rinpoche, First Printing 1988 First Reprint 1993

Printed at the Vasanta Press The Theosophical Society Adyar, Madras 600 020, India

Данное издание охраняется авторским правом РФ и Индии. Переиздание, воспроизведение с помощью электронных средств или любым иным способом всей книги или ее части допускается только с письменного разрешения обладателей авторских прав.

© The Theosophical Publishing House, Adyar, 1988 © Перевод, оригинал–макет, «Саттва», 2005

Оглавление

Самдхонг Ринпоче............................................................................................................................. 1

Буддийская медитация....................................................................................................................... 1

Предисловие.................................................................................................................................. 2

I........................................................................................................................................................ 2

Вопросы и ответы..................................................................................................................... 7

II...................................................................................................................................................... 8

Вопросы и ответы................................................................................................................... 14

III................................................................................................................................................... 15

Вопросы и ответы................................................................................................................... 22

IV................................................................................................................................................... 23

Вопросы и ответы................................................................................................................... 30

V.................................................................................................................................................... 31

Вопросы и ответы................................................................................................................... 37

VI................................................................................................................................................... 38

Вопросы и ответы................................................................................................................... 41

VII................................................................................................................................................. 44

Предисловие

Самдхонг Ринпоче — глава Центрального тибетского института высшего образования, находящегося в Варанаси. С раннего детства он начал проходить суровую школу религиозного и философского обучения, соответствующую его статусу перевоплотившегося тибетского ламы. В 1959 году, когда китайцы оккупировали его страну, он в составе свиты Его Святейшества Далай Ламы прибыл в Индию.

Основу этой небольшой книги составляет серия бесед, проведенных Самдхонгом Ринпоче в 1982 году со студентами Школы мудрости в Адьяре. Его слушателям вскоре стало очевидно, что лектор делится собственным глубоким опытом, полученным в медитации, ни в коей мере не желая никому навязывать свои предпочтения или взгляды. Царившая во время его бесед атмосфера простоты и истинного медитативного созерцания сделала для передачи духа медитации, пожалуй, больше, чем это могли бы сделать одни только слова.

Редактирование материала было сведено к минимуму в надежде, что читатель сможет уловить эту атмосферу и вдохновиться на дальнейшее освоение этого важного предмета.

Мы выражаем особую благодарность мисс Кэрин Ситроен за терпение и тщательность, с которыми она записывала и печатала беседы.

Редактор английского издания

I

Я не специалист по буддийской медитации. Как можно учить пению, если сам не умеешь петь? Давайте, тем не менее, попытаемся вникнуть в данный предмет и начнем с двух основных вопросов: для чего мы медитируем и что такое медитация? Здравомыслящий человек берется за дело, только тщательно продумав, как он будет это делать и каких он может ожидать результатов. А без этого любое предприятие кажется неразумным.

Не секрет, что люди достаточно умны и без медитации. Научные достижения, например, превосходят все наши ожидания и без нее, а компьютер без медитации производит вычисления гораздо быстрее, нежели создавший его человеческий мозг. Зачем, в таком случае, нам заниматься медитацией? В результате бесчисленных перерождений наши умы уже жестко обусловлены, и они, без сомнения, не нуждаются в дальнейшем обусловливании, даже посредством медитации! Почему же тогда множество людей в наше время так хотят медитировать? В некоторых местах труднее найти приличный ресторан, нежели медитационный центр или хотя бы школу медитации!

Ну а что же медитация дает? Люди медитируют годами и, тем не менее, кажутся такими же заурядными и несчастными, как и те, кто этого не делает. Я не намерен отговаривать вас от занятий медитацией и говорю все это лишь для того, чтобы вы сами хорошенько поразмыслили об этом, ибо если вы решите, что медитация — дело бесполезное, то вам лучше подыскать себе другое занятие.

Желающих же медитировать я, прежде всего, хочу спросить: а зачем вам это нужно? Это отнюдь не праздный вопрос, поскольку именно от намерения зависит результат медитации. Если причины, побуждающие нас к ней, недостаточно чисты, то необходимо пересмотреть их. Кто–то хочет медитировать, чтобы просто успокоить свой суетливый ум. Они не знают, что такое спокойный ум и истинная суть покоя, и стремятся к такому покою, который обеспечил бы им беззаботное состояние, подобное глубокому сну, но такой подход лишен мудрости. Они всего лишь хотят избавиться либо от своего беспокойства, либо от усталости, либо от разочарований. Но тогда им лучше принять пару таблеток снотворного, которое не только действует быстрее, но и приносит желанный результат безо всяких усилий со стороны страдальца. Другие считают медитацию своего рода методом лечения физических и психологических болезней, и хотя она действительно может иногда помочь в подобных случаях, но это далеко не главная цель медитации. Современная медицина со своими химическими и техническими средствами гораздо эффективнее в этой области.

Третьи мечтают о магических силах или о каких–то необыкновенных способностях, которые будут подпитывать их уже и без того раздутые эго. Им хочется чего–то исключительного, чего нет у обычных людей, — на самом деле только ради бахвальства. Подобным людям медитация не даст ничего хорошего и может даже привести их к безнравственным поступкам.

Поэтому необходимо серьезно подумать и решить, зачем же мы все–таки хотим медитировать. А для этого в первую очередь следует выяснить, что такое медитация, так как от ответа на этот вопрос будет зависеть и ответ на вопрос «Для чего мы медитируем?».

Мне неизвестно происхождение английского слова «meditation», но в санскрите медитация имеет два аспекта: дхарана и бхавана. Дхарана означает сосредоточение, а бхавана — размышление, обдумывание, рассмотрение, анализ. Подлинная медитация поэтому должна включать оба элемента: однонаправленность ума и анализ, которые вместе и составляют полноту медитации, то есть шаматху и випассану. Шаматха подразумевает концентрацию, а випассана — анализ. Анализ с полным сосредоточением и есть медитация. Но на чем же мы сосредоточиваемся и что анализируем? Во внешнем мире анализ, как правило, не требует полной сосредоточенности ума.

Даже ученый, обходясь без медитации и полагаясь только на внешние инструменты, весьма искусно анализирует этот материальный мир. Но при этом он не затрагивает его внутреннюю сущность. Истину внутренней стороны вещей нельзя раскрыть с помощью научных методов и аппаратуры. Однако существование и важность духовных измерений все больше осознаются сегодня. Прежде, когда наука только зарождалась, ни духовные вопросы, ни внутренняя мудрость большинство людей не интересовали. Теперь же уже сами ученые понимают, что есть еще нечто, что необходимо открыть, и что, возможно, помочь в этом может только то, что выходит за рамки материализма. Медитация — это сосредоточенное размышление, которое должно быть направлено внутрь, а не вовне. Это инструмент, необходимый для поиска внутри нас того, что выводит нас за пределы нас самих.

Описание медитации можно найти в большинстве религиозных писаний. У буддистов нет каких–то особых методов, которые можно назвать чисто буддийскими, но есть свои особые понятия: например, о сущности шаматхи, или спокойном аспекте ума, и о сущности випассаны, или постоянной осознанности. Но буддийские медитационные техники основаны на тех же принципах, что описаны в санкхье, веданте и других философских школах индуизма и, вероятно, используются и в других религиях, где практикуют медитацию.

На самом деле наш ум не приспособлен для исследования наших внутренних сокровенных глубин. Нам известны методы исследования внешних по отношению к нам вещей, но едва ли у нас есть хоть какие–то идеи о том, как заглянуть внутрь себя. Но учиться этому необходимо, и помочь в этом может только медитация. Медитация требует направления ума по определенному руслу, иначе он не сможет сосредоточиться на одном объекте, и тогда то, что часто представляется нам медитацией, в действительности вовсе не будет ею. Наш недисциплинированный ум подобен мерцающему на ветру пламени свечи, и освещаемые его светом объекты дрожат и не могут четко восприниматься. Всего лишь несколько минут медитации покажут, как быстро ум перескакивает с одного объекта на другой и как много на него влияет беспокоящих факторов, таких как эмоции и воспоминания. Он похож на улицу, запруженную машинами, мотоциклами, велосипедами и людьми.

Находясь в толпе, мы видим только суету и спешку вокруг себя, но если мы посмотрим на нее с вершины небоскреба, то увидим, сколь огромна и сколь многочисленна эта толпа. Точно так же и суетливый и беспокойный ум не позволяет нам увидеть, насколько он непостоянен и неустойчив. Когда же мы начинаем медитировать и развиваем способность отстранять свое сознание, то замечаем, насколько наш ум беспокоен и обременен. У обычного человека он, как правило, раздирается противоречиями, кишит мыслями и иллюзиями. Никакое сосредоточение в таком состоянии невозможно. Поэтому, чтобы смотреть внутрь себя ради лучшего осознания своей внутренней сущности, ум необходимо приучать к концентрации.

Таким образом, первый шаг в медитации — научиться сохранять в течение какого–то времени концентрацию ума на одной точке, одном объекте. Это нужно для преодоления его нынешней ограниченности, из–за которой он не способен ни на полную, ни на хотя бы непродолжительную сосредоточенность на чем–то одном. Во время разговора, например, ум должен быть полностью сосредоточен на обсуждаемой теме. Но в действительности он лишь частично занят тем, о чем говорится, так как в это же время мы воспринимаем пение птиц и движение людей вокруг себя. Таким образом, ум делает сразу несколько дел, одновременно слушая, наблюдая и поддерживая разговор. Отсюда ясно, что он редко бывает в состоянии сосредоточиться на одном–единственном объекте, хотя иногда это все–таки случается. Например, когда мы любуемся прекрасной картиной или закатом, это может настолько поглотить нас, что мы даже не услышим, если к нам обратятся. Подобная сосредоточенность, однако, длится обычно всего несколько секунд.

Поэтому в медитации первым делом следует научить ум сосредоточиваться на чем–то одном, не отвлекаясь и не беспокоясь. Однако, занимаясь интенсивной практикой концентрации, мы вскоре заметим, что нам становится трудно размышлять и анализировать. Допускать этого нельзя, ибо если концентрация — это первый шаг в медитации, то размышление, обдумывание и анализ составляют второй шаг. На этих двух важнейших элементах и строится медитация: однонаправленная сосредоточенность на теме или объекте при одновременном сохранении способности четко видеть и анализировать их многочисленные аспекты. Понимая это, мы поймем и то, что подразумевают под медитацией буддисты.

А теперь давайте вернемся к нашему намерению. Медитация принесет реальную пользу и оправдает затраченное время только в том случае, если мы действительно серьезно стремимся познать себя, или, как говорят буддисты, «ищем отсутствие своего “я”» или «ищем то, что иллюзорно, внутри». Если мы тверды в своем стремлении найти эту истину — не ради собственного удовлетворения, но ради помощи тем, кто еще не нашел ее, — тогда действительно стоит осваивать и практиковать медитацию. Но если наши намерения не чисты, то мы будем напрасно терять время, ибо медитация не может способствовать достижению таких мирских целей, как удовольствие или власть.

Этот мир пребывает в жалком состоянии. Наши тела подвержены болезням, разрушению, боли и смерти, а в мире есть еще такие беды, как бедность, неравенство и ненависть. Каждый человек — популярный или безвестный, богатый или бедный, молодой или старый, — несет собственный груз страданий — свое тело, — к которому он привязан кармой. Разумный человек должен не только осознать безмерность страданий мира, но и попытаться понять их причину. Согласно буддийскому учению, страдание порождается кармой, которая обусловлена удовольствием — продуктом нечистого ума. А нечистый ум создается иллюзорным «я», авидьей, или неведением. Иллюзию существования «я» можно преодолеть только благодаря праджне (мудрости), или пониманию, которое обретается посредством самадхи, сосредоточенности ума. Сосредоточенность ума, в свою очередь, достигается только при соблюдении шилы — нравственного, или правильного, образа жизни. Полное буддийское учение содержится в три–шиксе — собрании трех учений. Это учение шилы, или праведного образа жизни; учение о самадхи, или сосредоточенности ума; и учение о праджне, или мудрости. Отсюда ясно, что медитация незаменима для стремящихся к правильному пониманию Истины, осознанию Истины, осознанию отсутствия своего «я». Таким образом, медитация необходима для развития ума и постижения внутренней природы человека. Необходимо добиться полной концентрации ума, в чем нам и поможет правильная медитация, включающая два аспекта: шаматху, или спокойствие ума, и випассану, или способность к анализу.

Дав определение медитации и разобравшись, зачем она нам нужна, мы можем теперь рассмотреть ее подготовительные стадии. Эти стадии очень важны, и недооценивать или игнорировать их нельзя. В буддийской медитации их три. Первая — слушать наставления от своих учителей и старших товарищей, читать книги. Эта первая стадия называется шрути, «слушать». Вторая стадия называется вичара и заключается в осмыслении услышанного. Следует внимательно рассмотреть известные вам методы, чтобы выбрать те, которые вам сейчас больше подходят. И только когда ваш ум готов и вы выбрали подходящие вам методы, можно приступать к третьей стадии — бхаване, или собственно медитации.

Есть условия, которые абсолютно необходимы начинающему. Например, у него должно быть соответствующее жилье. Это должно быть тихое и спокойное место, где он сможет сидеть, не опасаясь, что ему помешают, без психологического напряжения или беспокойства, как сознаваемого, так и несознаваемого, ибо любой страх означает конец медитации. Кроме того, оно должно находиться недалеко от рынка или магазинов, чтобы быстро приобретать пищу, одежду, лекарства и все необходимое. Изолированность на первых порах не рекомендуется: необходимость проходить многие километры для посещения врача, например, была бы напрасной тратой времени, особенно недопустимой для тех, кто только начинает практиковать медитацию.

Наша жизнь должна быть чистой и физически, и, особенно, нравственно. Следует приучать себя к простоте, преодолевая желание жить в роскоши, и отказаться от планов приобретения новой, более удобной и современной техники и других вещей, если старые вполне исправны, потому что все эти мысли беспокоят и отвлекают ум. Мы должны учиться довольствоваться тем, что имеем, будь то пища, одежда или жилье. Достаточно продвинувшись в своей практике, вы вольны поступать по собственному усмотрению, но начинающим лучше отказаться от всего, что отвлекает ум, не смотреть телевизор, не ходить по театрам и людным улицам, не читать газет.

С целью дальнейшего обуздания и успокоения ума нужно уделить внимание и повседневному распорядку. Это значит, что подъем, прием пищи, отход ко сну и так далее должны осуществляться в строгом соответствии с расписанием. Питание должно быть умеренным, пища простой, предпочтительно вегетарианской. И, наконец, очень важно понять, что чистая жизнь несовместима с аморальными способами добычи средств к существованию. При условии надежного достатка и постоянного места жительства, где вы будете серьезно заниматься практикой и следовать твердо установленному распорядку, вы непременно добьетесь значительного успокоения как тела, так и ума.

Из всего сказанного видно, почему занятый чиновник, да и вообще любой деловой человек, ведущий бурную жизнь, посещающий общественные собрания, пытающийся повсюду поспеть и работающий весь день напролет, просто не сможет подготовиться к медитации. Необходимое успокоение достигается не в самой медитации, а в обычной, повседневной жизни. Даже техническим специалистам и ученым будет поначалу трудно медитировать, поскольку медитация вначале плохо совмещается с научно–исследовательской работой, по крайней мере в течение первых трех–шести месяцев. Однако если они уже продвинулись в своей практике, то у них не должно быть никаких трудностей в совмещении своей работы с медитацией. Но для начала лучше отказаться от всякой деятельности, которая отвлекает от практики концентрации. Более того, начинающему не рекомендуется иметь много книг, а выбирать только те, что посвящены медитации. Помимо этих книг полезно также иметь учителя или единомышленников, с которыми он мог бы обсуждать возникающие у него сомнения в используемых им методах или способах совершенствования своей медитации.

Проведя всю вышеописанную подготовку, следует проанализировать всю свою жизнь. Нужно вновь проверить свои намерения, свое понимание медитации и причины, по которым мы хотим заниматься ею. Следует еще раз оценить свое окружение и проведенную подготовку. Если они неудовлетворительны, то следует либо отложить практику, либо практиковать только кратковременную медитацию. Совсем нелишне будет напомнить о том, что медитация — это непростое, а нередко и опасное занятие, ведущее небрежно практикующего к ненормальной жизни. Поэтому эти меры предосторожности необходимы стремящимся к серьезной повседневной практике медитации, к более духовному образу жизни и к поискам истины.

Тем, кто не в состоянии регулярно заниматься длительной медитацией, рекомендуется ограниченный курс, который тоже принесет им большую пользу. Это может быть курс от нескольких дней до нескольких месяцев, и здесь важно точно определить его продолжительность, чтобы не оставлять у себя неопределенности по этому поводу. Программа должна быть глубоко продумана, а занятия распланированы так, чтобы это обязательно позволяло чего–то достичь в конце — скажем, лучшего понимания медитации.

Возможно, после двух–трех таких курсов практикующий сможет уже заниматься и самостоятельно и немного увеличить время своей медитации, не нуждаясь в постоянной помощи учителя. Необходимо, однако, понимать, что на начальных этапах развития начинающему требуется большая помощь, независимо от того, насколько он изучил материал сам, какие наставления получил от учителя и насколько уверен в применяемых им техниках. Поэтому настоятельно рекомендуется время от времени обсуждать свой прогресс с учителем или с другими искателями, потому что неправильные способы медитации, принятые вначале и практикуемые продолжительное время, могут принести вред.

Вопросы и ответы

В. Вы говорили о ясности ума и постоянной осознанности, а также о сосредоточении и об анализе. Что Вы имеете в виду, говоря об анализе как об элементе медитации? Я спрашиваю об этом, потому что в начале Вы сказали, что ум переполнен множеством мыслей, а анализ — это процесс мышления. Но не значит ли это, что аналитический процесс будет еще больше загромождать ум мыслями?

О. Это очень важный вопрос, который детально обсуждается в буддийских шастрах. Буддийские ачары (техники) можно разделить на две части: випассану — размышление, анализ, и шаматху — сосредоточение. Многие ачарьи, или учителя, рекомендуют для медитации только шаматху (сосредоточение) и не говорят о випассане, процессе анализа. Но некоторые хорошо известные ачарьи полагают, что оба аспекта должны сопровождать друг друга. Шаматха представляет собой успокоение и сосредоточение ума, а випассана, или анализ, — процесс мышления. В обычном уме этот процесс не отличается ни сосредоточенностью, ни полным поглощением, тогда как мысленный анализ во время медитации протекает при полной концентрации и поглощенности. Дисциплинируемая мысль не будет прыгать с объекта на объект. Более того, практикующий выбирает для анализа лишь одну мысль, и в этом контексте анализ означает поиск его «я» с целью понять, является ли оно чем–то реальным или только образом, рожденным умом, зависит ли оно от других аспектов личности, обладая «неуловимым существованием». Найти истину без такого анализа и размышления невозможно. На первом этапе осознание истины достижимо только через ануману (умозаключение). Анумана — это, конечно, результат мышления, но с прогрессом в медитации роль умозаключений становится все меньше и меньше. Поэтому и роль мысли в процессе медитации постепенно становится все меньше, а при достижении пратьякши, или непосредственного осознания, полностью утрачивает свое значение. Мышление больше не перегружено и протекает систематично и однонаправленно, поскольку анализируется лишь один объект. Таким образом, при полной умственной концентрации анализ будет четким и тонким. Процесс такого мышления исключает отклонения в течении мысли.

В.Что Вы можете сказать о роли пранаямы в медитации?

О. В буддизме пранаяма обычно понимается как сосредоточение на дыхании. Но роль пранаямы, предписываемой в индуистской йоге, отличается от традиционной роли дыхания в буддизме. В буддийской медитации мы не называем это пранаямой. Мы просто вдыхаем и выдыхаем через ноздри по счету, концентрируясь при этом на кончике носа. Дыхание влияет на физическое тело, что помогает нам контролировать ум. В буддизме Махаяны новички часто начинают медитацию с сосредоточения на дыхании, а не на внешних объектах, и такая концентрация очищает как тело, так и ум.

В. Какое значение в медитации имеют мантры?

О. Мантры иногда очень полезны на высших стадиях медитации. В буддизме они используются не в обычной, а только в тантрической медитации. Обычно медитация начинается с тренировки ума, но тантрическая медитация начинается с одновременного развития ума, тела и речи, и здесь мантры (подразумевающие использование речи) уже обязательны.

II

В Тибете существует несколько десятков различных школ медитации, и все они отличаются собственными традициями и подходом, но обсуждать все эти школы нет никакой необходимости. Поскольку для нас важна ясность ума, нам достаточно рассмотреть только одну традицию: школу виджнянавады буддизма Махаяны, основанную учителем Асангой. Вместе со школой мадхьямики это две самые известные школы буддизма Махаяны, — представляющие два аспекта «Праджняпарамитасутры». Большая часть комментариев Асанги посвящена марге, или медитационному аспекту, в то время как в комментариях великого учителя Нагарджуны акцент делается на даршане, или ее философском аспекте.

Медитационная школа Асанги была очень популярна в Тибете и имела множество последователей. Она дошла до нас через неразрывную цепь гуру, обогащенная устными поучениями, бесценными трактатами и комментариями таких великих учителей, как ачарья Васубандху, Шантаракшита, Камалашила и Цонкхапа. И именно те принципы медитации, что изложены в трудах этих ачарьев, мы и будем изучать.

А теперь давайте вернемся к подготовке к медитации. Поскольку правильная подготовка составляет основу медитации. мы рассмотрим ее шаг за шагом.

Хотя есть и менее требовательные системы, но в данной традиции нет никаких упрощений, послаблений и уступок в том, что касается нравственной дисциплины. Здесь очень строгие требования в отношении физической и речевой дисциплинированности и от ученика ожидается самый серьезный подход к медитации, поскольку, не дисциплинировав свои тело и речь, он не сможет дисциплинировать ум. Дисциплина в этой школе включает три аспекта:

1. Кайя, дисциплина физического тела.

2. Вак, дисциплина речи.

3. Читта, дисциплина ума.

Таким образом, чтобы дисциплинировать ум, мы должны начать с физического тела, а затем перейти к речи. Полностью взяв их под контроль, мы сможем легко дисциплинировать и ум.

Буддийский образ жизни основан на Благородном Восьмеричном Пути. Путь этот состоит из трех упомянутых аспектов дисциплины. Правильное действие, правильное намерение и правильный заработок составляют нравственный аспект жизни, или шилу, а правильное усилие и правильная осознанность суть компоненты самадхи. Правильный взгляд на жизнь приводит к праджне. Правильное действие, правильное намерение и правильный заработок необходимы на первом этапе подготовки к медитации, самадхи и праджне. Правильное намерение позволяет достичь и всего остального.

Все, начатое с неправильными намерениями, будет неправильным, какими бы хорошими ни казались последующие действия. То же относится и к медитации: при неправильном намерении — нечистом и эгоистичном по своей сути — все результаты даже хороших техник будут только усиливать эго и ни к чему хорошему не приведут. Таким образом, с самого начала необходимо утвердиться в хорошем намерении, а затем приступать к дисциплинированию тела, речи и ума. Итак, правильное действие, правильная речь и правильный заработок должны составить второй этап нашей подготовки.

Большая часть наших действий так или иначе связана с добыванием средств к существованию, поэтому следует тщательно проверить свой образ жизни. Сюда входит все, что мы делаем: и зарабатывание денег, и их расходование, и такие простые вещи, как приготовление и прием пищи и сон, а также наша реакция на окружающих. Нас, естественно, волнует, как обеспечить себе достаточные средства к существованию, но, пытаясь заработать их, мы можем опуститься и до безнравственных поступков. Большинство преступлений, о которых мы слышим или читаем в газетах, совершаются из–за стремления к деньгам. В условиях современного общества порой очень трудно правильно зарабатывать себе на жизнь. Даже в общем честные люди могут иногда ощущать в себе искушение к непорядочным поступкам или противозаконной деятельности, и это правда. Но, внимательно приглядевшись к себе, мы поймем, что не всегда замечаем собственные ошибки и проступки, а если и замечаем, то всегда находим им оправдание.

Честный и искренний анализ своих действий представляет собой хорошее упражнение. Давайте, например, посмотрим, как мы ездим на поезде, как получаем зарплату или как пользуемся какими–то привилегиями. Можем ли мы сказать, что всегда делаем это так, что нам совершенно не в чем упрекнуть себя? Можем ли мы сказать, что зарабатываем свои деньги абсолютно честно и при полной самоотдаче на работе? Заработанные средства могут быть и чистыми и не включать в себя нечестные, «грязные» деньги. Но, внимательно посмотрев на свою работу, мы можем заметить в ней и негативные аспекты. От нас, например, ждут работы в течение определенного периода времени каждый день. И все положенное время мы действительно можем находиться в офисе, но, проанализировав то, что происходит в эти часы, мы обнаружим, что значительная часть этого времени тратится вовсе не на работу, за которую нам платят. Или возьмем канцелярские принадлежности. Сколько офисной бумаги, скрепок или конвертов мы, может быть, сами того не сознавая, расходуем на личные нужды? А как насчет использования служебного автомобиля? Он должен использоваться по специальным правилам, но все мы знаем, что эти инструкции не всегда соблюдаются и машина, строго говоря, используется не по назначению. А предназначенный для служебных разговоров телефон нередко используется для чисто личных. И все это отчасти «загрязняет» наш заработок.

Или возьмем, опять–таки, рынок, где мы, как правило, стараемся купить товар получше по самой низкой цене, а продавец, в свою очередь, стремится продать нам свой худший товар подороже. Для большинства людей тот уровень совершенства, которого требует правильный заработок, почти недостижим, но мы должны постоянно и неотступно стремиться к нему. Самскара все время меняется, и если мы будем прилагать достаточно усилий, то в конце концов несомненно достигнем высшего уровня.

Не менее трудна, чем правильный заработок, и правильная речь, ибо наши слова не всегда соответствуют тому, что мы на самом деле думаем. Общение стало неотъемлемым элементом жизни нашего общества, но очень трудно говорить абсолютно честно, и около половины нашего обыденного общения обусловлено желанием соответствовать принятым в обществе нормам. Вот почему в прошлом учителя ступали на путь безмолвия и соблюдали пожизненный обет молчания, сознавая, в какую нечистоту может затянуть их речь. Очень часто — когда приходится говорить правду — наше образованное, цивилизованное общество расценивает это как крайнюю бестактность, поэтому мы бываем вынуждены привирать. Порой, когда мы делаем это из благих побуждений, это не так уж и плохо, но зачастую никаких благих намерений при этом нет. Возьмем, например, человека, который поздно встает по утрам. Однажды рано утром его будит нежданный гость, и хотя он недоволен этим, но встает и встречает его с улыбкой на лице, говоря: «Как я рад видеть тебя!» Но если бы он сказал то, что действительно думал в этот момент, это прозвучало бы крайне неучтиво, однако то, что он сказал, было совершенно неискренне. Вот так, чтобы считаться цивилизованными и благовоспитанными людьми, мы, согласно нашим обычаям, вынуждены с утра до вечера — на улице, на рынке, в автобусе, на собраниях — произносить такие фальшивые и формальные слова. Поэтому и говорили древние ачарьи, что безумен лишь тот, кто всегда говорит правду, потому что он всегда говорит то, что думает!

Далее у нас идет чистота правильного действия. Очень часто мы действуем и реагируем совершенно непроизвольно и автоматически. Наши мысли настолько обусловлены, а речь настолько подчинена мгновенным реакциям ума, что большая часть наших действий оказывается невольным выражением нашего психологического состояния. Сколько всего, например, мы совершаем необдуманно или без внимания? А если и уделяем какое–то внимание тому что делаем, то часто все равно делаем это неправильно. Следовательно, достижение контроля через очищение тела, речи и действий составляет абсолютно необходимое условие для дисциплинирования и обуздания ума, иначе — из–за несоблюдения этого условия — мы встретимся с таким количеством самых разных трудностей, что просто не сможем преодолеть их все сразу.

Тот, кто дисциплинировал свои действия и речь и честно зарабатывает на жизнь, становится вполне духовным существом и без медитации. На самом деле медитация не является абсолютной необходимостью для того, кто способен строго придерживаться подобной дисциплины, ведь описанный образ жизни настолько возвышает человека, что достижение такого уровня — если не в этой, то хотя бы в следующей жизни — вознаграждается с лихвой. Поэтому нам лучше неуклонно стремиться к этому, несмотря на неудачи, которые иногда случаются. Когда же мы падаем, то просто должны подняться и идти дальше, к той же цели.

Правильный заработок, правильная речь, правильное действие и — главное — правильное намерение суть четыре дисциплины, соблюдение которых готовит почву для медитации, а дисциплина тела и речи требуется для дисциплинирования ума. Кроме того, не только для медитации, но и для нашей общей подготовки весьма полезны тишина и близость к природе. Живя в тихом месте, гораздо легче практиковать правильное действие, правильный заработок, правильную речь и правильное намерение. Суета и шум доставляют наибольшее беспокойство уму. Духовная музыка (бхаджаны) и молитвы хороши либо перед медитацией для создания религиозной атмосферы, либо после, но ни музыка, ни молитвы не рекомендуются начинающим во время медитации как не способствующие сосредоточению. Однако со временем концентрация на звуке и слушании тоже становится элементом медитации, но это не легко.

Следующим шагом в медитации является практика асан, или определенных положений тела. О них знают все, так как они входят во все медитационные системы. Дисциплинирование ума и тела взаимосвязаны, поскольку ум действует через тело и мозг. В системе Ваджраяны начинают с контроля над физическим телом, что позволяет овладеть умом и остановить его посторонние движения. Но это сложнейшая и к тому же тайная система, следовать которой способны лишь немногие избранные. Тело — это носитель ума, и, чтобы ясно увидеть взаимоотношения между ними, тело можно уподобить автомобилю. Когда автомобиль останавливается (т.е. когда достигается контроль над телом), вместе с ним автоматически останавливается и водитель (ум). Таким образом, правильное положение тела имеет столь же большое значение, как и дисциплина ума. Асаны, рекомендуемые обычно для медитации, могут подходить не всем, и каждый должен сам выбрать для себя наиболее удобную сидячую позу. При этом, однако, следует придерживаться некоторых базисных принципов. Во–первых — сидим ли мы во время медитации на полу или на стуле, или стоим или идем, — позвоночник должен быть абсолютно прямым. Мы должны внимательно следить за этим, потому что многие из нас привыкли сутулиться, когда сидят или стоят. А некоторые люди просто физически неспособны держать спину прямо, и им поначалу придется преодолеть некоторые трудности. Но я уверен, что при условии регулярной практики они непременно научатся сидеть прямо. Во–вторых, большое значение имеет нормальное дыхание, а это требует расслабленности тела.

Ни в коем случае нельзя приступать к медитации, если вы напряжены или устали. При достижении более высоких стадий в медитации можно медитировать во время бега, вождения, плавания и вообще при любых обстоятельствах. Но вначале — для облегчения практики — следует строго придерживаться этих условий. Чаще всего рекомендуется сидеть на полу — на матраце или на подстилке, которая сзади немного выше, чем спереди. Для этого можно взять одеяло и сложить его так, чтобы получился небольшой уклон, который поможет держать спину прямо, что удобнее для желающих сидеть долго. Для многих, однако, привычнее сидеть на стуле, и им, скорее всего, будет неудобно сидеть на полу со скрещенными ногами. Это нормально, и ничего нового в этом нет: на стульях медитировали и в древние времена. Стул, однако, не должен быть настолько мягким, чтобы проваливаться в нем, но должен иметь твердое сиденье, позволяющее сидеть с прямой спиной и удобно держать ступни на полу. При желании можно медитировать и во время медленной ходьбы, концентрируясь на шагах.

Но в любом случае главное и непременное условие — прямая спина. Многим трудно принять позу, которая называется ваджрапарьянга асана. Это поза Будды, при которой ступни скрещенных ног лежат на бедрах, ближе к животу, подошвами вверх, правая нога при этом находится снаружи. Не имеет смысла напрягаться, пытаясь сложить ноги таким образом. Ноги скрещивают потому, что это позволяет медитировать в течение длительного времени, но если вам приходится напрягаться, то через пять–шесть минут вы почувствуете боль. Поэтому не беспокойтесь относительно принятия какой–то определенной позы. Если вам хочется сидеть на полу со скрещенными ногами, то делайте это так, чтобы не напрягаться и не чувствовать дискомфорта. Если вы не в состоянии вывернуть ступни подошвами вверх, то и не делайте этого, но необходимо держать спину прямо, голову чуть наклонить вперед, а кисти рук удобно расположить либо на коленях, либо на бедрах.

Для рук рекомендуются различные положения. В Тибете правую кисть часто кладут на левую и обе руки опускают на бедра ладонями вверх, соединяя кончики больших пальцев. Можно также положить левую кис



2015-12-07 436 Обсуждений (0)
УМ БУДДЫ, Тулку Тхондуп Ринпоче 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УМ БУДДЫ, Тулку Тхондуп Ринпоче

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)