Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов



2015-12-07 628 Обсуждений (0)
Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок




Виды правоприменительных актов:

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д.

По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.

По наименованию все правоприменительные акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.

Структура правоприменительных актов:

Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).


72. Толкование права: понятие, способы и виды.

Толкование права - мыслительный процесс, включающий уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых норм.

В толковании выделяются два аспекта - внутренний (уяснение) и внешний (разъяснение). Сначала требуется понять, осмыслить правовую норму, затем - объяснить свое понимание нормы третьим лицам. Уяснение есть толкование для себя, разъяснение - толкование для других.

Реализация права, включая правоприменительную деятельность, всегда сопровождается толкованием права. Существует множество причин, обусловливающих необходимость толкования права. Как и любая целенаправленная деятельность, реализация права объективно требует его сознательно-волевого осмысления. Кроме того, законодатель и субъекты, реализующие право, не совпадают в одном лице.

Главная цель толкования - обеспечить правильное и единообразное (унифицированное) понимание и реализацию права. Толкование способствует приданию праву признака формальной определенности. При этом выявлению подлежит не только содержание (буква), но и смысл (дух) правовой нормы.

Способы толкования права:

1. Грамматическое толкование - анализ юридического текста с использованием правил языкознания - грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п. Речь идет об исследовании юридического языка закона. Выясняется значение отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т. д.

2. Систематическое толкование - выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права.

3. Логическое толкование - использование логического анализа, то есть исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями.

4. Историческое толкование - изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта. Речь здесь идет об изучении политических аспектов правотворчества.

5. Функциональное толкование - изучение сложившейся практики реализации (применения) правовых норм. Этот способ особенно актуален при анализе оценочных правовых категорий.

Виды толкования:

Официальное - толкование права компетентными государственными органами, носящее общеобязательный характер. Официальное толкование осуществляется в установленной процессуальной форме, его результат оформляется специальным актом. Акты официального толкования обладают юридической силой, то есть признаком общеобязательности.

Официальное толкование классифицируют по субъекту на аутентичное (авторское) и делегированное. Аутентичное толкование осуществляется самим органом, издавшим толкуемую норму. Eius est interpretari legem, cuius est condere (с лат.) - тот вправе толковать закон, кто вправе его устанавливать (Цельс). В данном случае субъект правотворчества и субъект толкования права совпадают в одном лице. Делегированное толкование осуществляется специально уполномоченным субъектом. Например, Конституционный Суд уполномочен законом официально толковать нормы Конституции России.

По содержанию официальное толкование подразделяется на нормативное и правоприменительное (казуальное). Первое распространяется на все юридические ситуации определенного рода, второе - на конкретную юридическую ситуацию (казус). Процесс нормативного толкования идентичен правотворчеству. Акты нормативного толкования содержат конкретизирующие нормы, то есть имеют нормативный характер.

Неофициальное - толкование права частными субъектами. Неофициальное толкование осуществляется в произвольной форме - устной или письменной и не обладает признаком официальной обязательности для третьих лиц. В неофициальном толковании выделяют три разновидности - доктринальное, профессионально-юридическое и обыденное.

По объему выделяют буквальное, расширительное и ограничительное толкование. При буквальном результаты толкования полностью совпадают с текстом толкуемой нормы; при расширительном - они шире текстового содержания нормы; при ограничительном - толкование сужает текстовое содержание нормы.


73. Акты толкования права, их структура и требования, предъявляемые к ним.

Термин "акты толкования" относится только к актам официального толкования норм права, т.е. имеются в виду результаты государственновластной деятельности по разъяснению норм права.

Акты официального толкования (интерпретационные акты) - это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.

В общем признаки актов толкования и их отличия от иных правовых актов уже были рассмотрен нами выше. Обобщив сказанное, можно выделить следующие особенности актов толкования:

- не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;

- имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы;

- содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;

- обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственновластных полномочий;

- адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.

16.6.1. Виды интерпретационных актов

По внешней форме:

- письменные

- устные.

По юридической значимости:

- акты нормативного толкования

- акты казуального толкования.

Это одна из основных классификаций интерпретационных актов. Акты нормативного (общего) толкования адресуются правоприменительным органам и содержат общие разъяснения правовых норм, которыми правоприменитель обязан руководствоваться во всех случаях, когда возникает необходимость применить разъясняемую норму права. Например, Постановление № 3/1 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суд РФ от 5.02.98г. "О некоторых вопросах применения ФЗ "О переводном и простом векселе"" является актом нормативного толкования.

Акты индивидуального толкования обязательны только в отношении конкретного юридического дела. Элементы индивидуального толкования содержатся в мотивировочной части судебных решений и приговоров, где суд разъясняет, какие именно нормы права и почему он считает нужным применить в этой ситуации. Примером актов индивидуального толкования могут служить определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, выносимые в результате рассмотрения конкретных дел высшей судебной инстанцией и содержащие подробные разъяснения правовых норм, касающихся данного юридического спора.

В зависимости от субъекта издания:

- акты аутентичного толкования

- акты легального толкования.

Акты аутентичного толкования издаются органами, которыми был издан и сам разъясняемый акт.

Акты легального толкования издаются органами, специально уполномоченными на дачу официальных разъяснений действующего законодательства. Наибольшую значимость среди актов легального толкования имеют постановления Конституционного Суда РФ, а также постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

В зависимости о отраслей права акты толкования можно подразделить на:

- конституционноправовые

- уголовно-правовые

- гражданско-правовые

- другие.

Пишутся акты толкования в произвольной форме. Даже для актов судебного толкования не разработаны какие-либо формы, образцы, типовая структура.


74. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления. Аналогия права и аналогия закона.

В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в праве.

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие юридической регламентации общественного отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Пробелы в праве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

Пробелы в праве устраняются (восполняются) законодателем (принимается соответствующим правотворческим органом недостающая норма или группа норм), преодолеваются правоприменительными органами (не вправе отказаться от решения данного юридического дела по причине неполноты законодательства). Способы преодоления пробелов в праве (методы их оперативного преодоления): аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – это применение к неурегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому, если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.

Аналогия права – это принятое решение по конкретному делу на основе общих начал и смысла законодательства. Для применения аналогии права не требуется наличие сходных норм, как при приме­нении аналогии закона.

При аналогии права решения принимаются в соответствии с общими принципами и смыслом законодательства. В этом состоит отли­чие аналогии права от аналогии закона.

Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.


75. Юридические коллизии.

Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:

1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

2) субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты;

4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.


76. Понятие и виды правомерного поведения.

Правомерное поведение - такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. Правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы - поведение правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение - это условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является результатом правомерного поведения.

Признаки правомерного поведения:

1.Субъектами выступают люди.

2.Может выражаться в действии или бездействии

3.Является правовым, юридически значимым

4.Является общественно полезным или общественно допустимым

Виды правомерного поведения

По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения):

1. Действия - активное правомерное поведение. 2 Бездействия - пассивное правомерное поведение.

По субъективной стороне правомерного поведения (психическая сторона): 1 Активно-сознательное правомерное поведение (социально-активное) - основано на внутреннем убеждении субъекта поступать правомерно. Свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм действует активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее. 2 Положительное (привычное) поведение - осуществляется в рамках сформировавшейся привычной деятельности личности по соблюдению и исполнению правовых норм, т.е. человек поступает так в силу привычки, в силу воспитания. Особенностью данного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим, оно становится внутренней потребностью человека. 3 Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Ему присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремиться не выделяться, ''делать как все''. 4 Маргинальное правомерное поведение - когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение (см. Вопрос 6). 5 Законопослушное поведение – это ответственное прав поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания.

По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2 Правомерное поведение в политической сфере. 3 Правомерное поведение в культурной сфере и т.д.

По субъекту, осуществляющему правомерное поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 Правомерное поведение организаций. 3 Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.

По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2 Уголовное правомерное поведение. 3 Гражданское правомерное поведение и т.д.

С точки зрения форм реализации норм права - это соблюдение, исполнение, использование и применение норм права.

С позиции юридических фактов (в зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации) это могут быть юридические поступки и действия, создающие объективированный результат и юридические акты.

В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия: правомерное индивидуальное и групповое поведение. Групповое – объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий.


77. Понятие и признаки правонарушения.

Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Признаки правонарушения:

1.Совершается людьми. Но не все люди могут быть субъектами правонарушения, что связано с вменяемостью и достижением определенного возраста.

2.Правонарушение, это деяние, т.е. внешнее поведению людей, а не их мысли.

Деяние может выражаться в действии или бездействии. Бездействие является правонарушением, в случае если закон предписывает действовать.

3.Правонарушение это противоправное деяние, оно всегда связано с нарушением норм действующего права.

4.Правонарушение это виновное деяние.

Вина это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию. Правонарушения являются сознательными волевыми актами. Исключение составляет невиновное причинение вреда владельцем источника повышенной опасности и ответственность поручителя за чужую вину - вину основного должника.

5.Правонарушение от общественно вредное деяние. Оно наносит ущерб охраняемым правом общественным отношениям. Вредность и антиобщественность составляют материальное содержание правонарушения, а противоправность является юридическим выражением вредности поступка. Вред это совокупность неблагоприятных последствий наступивших в результате правонарушения.

6.Правонарушение - наказуемое деяние, т.е. оно влечет юридическую ответственность. Деликтоспособность -это способность нести ответсвенность за гражданские правонарушения (деликты), а также вменяемость как условие уголовной ответсвенности.


78. Состав правонарушения.

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме:

- объект;

- объективная сторона;

- субъект;

- субъективная сторона.

Объект правонарушения – охраняемые законодательством общественные отношения, на которые посягает виновный.

Виды объектов правонарушения:

- общий (вся совокупность общественных отношений, охраняемых правом);

- родовой (совокупность однородных общественных отношений, охраняемых правом);

- непосредственный (конкретное общественное отношение, охраняемое правом).

Объективная сторона – это совокупность установленных законодательством признаков правонарушения, которые характеризуют внешнюю сторону посягательства на охраняемые законодательством общественные отношения.

Это внешняя сторона общественно опасного посягательства, протекающего в определенных условиях, месте и времени.

Объективная сторона правонарушения включает в себя основные и факультативные элементы.

К основным элементам можно отнести:

- деяние (в форме действия или бездействия) – действие подразумевает активную форму поведения, т.е. виновный не ожидает естественного течения событий, а сам вмешивается в их развитие для того, чтобы достичь желаемого результата. Бездействие же – пассивная форма поведения, выражающаяся в воздержании от совершения тех или иных действий, которые субъект мог и обязан был осуществить в сложившейся обстановке;

- противоправность деяния (нарушение запрета, который содержится в законе или подзаконном акте, либо невыполнение обязанности, которая вытекает из нормативно-правового акта или заключенного на его основе трудового или иного договора);

- общественная опасность (в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства);

- причинно-следственная связь (необходимая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождает его).

Факультативные элементы: время, место, способ, обстановка.

Субъект правонарушения – достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо или организация.

При осуществлении штрафной ответственности лица, совершившего правонарушение, учитываются обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания – смягчающие (несовершеннолетний, беременная женщина и др.) или отягчающие (наличие судимости или неснятого взыскания, состояние алкогольного опьянения и др.). Также ряд составов правонарушений предусматривает специального субъекта – должностное лицо, военнослужащий, медицинский работник.

В свою очередь, субъектами целого ряда правонарушений могут быть и организации. Они могут быть привлечены к юридической ответственности за нарушения правил строительных работ, правил по охране природы и другие правонарушения. За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений, в свою очередь, могут быть и органы печати, другие средства массовой информации, которые распространили о ком-либо неправильные или порочащие сведения.

В уголовном праве ответственность наступает с 16 лет (в отдельных случаях – с 14 лет), в административном – с 16 лет, в трудовом – с 16 лет, в гражданском полная ответственность – с 18 лет, частичная – с 14 лет.

Субъективная сторона правонарушения – это совокупность установленных законодательством признаков, характеризующих внутреннюю сторону общественно опасного посягательства (психическую), которая определяется конкретной формой вины, мотивом, целью посягательства, эмоциональным состоянием субъекта правонарушения. Основной элемент субъективной стороны правонарушения – вина.

Вина – это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

Умысел – лицо, совершившее правонарушение, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел).

Неосторожность – лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (противоправная самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (противоправная небрежность).

Факультативный элемент субъективной стороны правонарушения: цель, мотивы.

Цель – идеальное предвосхищение результата.

Мотив – это те внутренние побуждения, которыми руководствовался правонарушитель.


79. Классификация правонарушений по различным основаниям.

Правонарушения классифицируются по:

степени общественной опасности — на преступления и проступки; принадлежности норм права, которые нарушаются, в соответствующих отраслей права: уголовные, гражданские, административные, правонарушения в сфере трудового законодательства и др.); кругом лиц — личные и коллективные; характером правовых предписаний — нормативно-правовые и дисциплинарные; в зависимости от характера гражданско-правового нарушения — договорные и внедоговорные правонарушения; правонарушения в сфере общественной жизни (в сфере социально-экономических отношений, в общественно-политической сфере, в сфере быта и досуга).

В зависимости от характера гражданско-правового нарушения различают: Договорные правонарушения и Внедоговорные правонарушения. Первые связаны с нарушением обязательств сторон гражданско-правового договора, Вторые — с неисполнением или с несоблюдением условий гражданско-правовых норм.

В зависимости от социальной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. В соответствии со ст. 15 УК РФ «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Преступления подразделяются на: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Проступок – виновное противоправное деяние, не являющееся общественно опасным, влекущее применение не наказания, а взыскания.

Проступки принято подразделять на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые деликты.

Административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Дисциплинарным проступком называется нарушение трудовой, служебной, учебной и воинской дисциплины.

Гражданско-правовые деликты – это причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав.


80. Понятие и признаки юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.

Юридическая ответственность характеризуется следующими признаками:

заключается в наступлении для правонарушителя неблагоприятных последствий (ограничений, лишений, страданий) личного (например, лишение свободы), имущественного (конфискация имущества, штраф), организационного (лишение права занимать определенные должности) характера;

налагается от имени государства принудительно, т.е. вопреки несогласию правонарушителя; государство располагает эффективными средствами пресечь попытку виновного уклониться от исполненных ему по закону ограничений;

налагается только за виновно совершенное правонарушение (необходимо, чтобы присутствовали все элементы состава правонарушения):

сочетается с публичным государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя (при этом преследуется цель его исправления):

вместе с карательной ответственностью преследует также цели предупреждения новых правонарушении как со стороны данного лица, так и со стороны других неустойчивых лиц.

 

К основным принципам юридической ответственности можно отнести (рис. 4):

 

Рис. 4. Принципы юридической ответственности

 

1) ответственность лишь за деяние, являющееся противо­правным. Данный принцип обращен главным образом к законо­дателю и требует от него установления мер юридической ответ­ственности лишь за те деяния, которые по своим объективным свойствам являются общественно вредными (опасными), проти­воречат природе права, ценностям общества. Данное требование непосредственно вытекает из Основного закона страны (ст. 55 Конституции России). Содержание этого принципа непосредст­венно затрагивает также деятельность правоприменителя (юрисдикционных органов).

2) ответственность за виновные деяния, или презумпция не­виновности. Привлекаемое к ответственности лицо считается не виновным, пока его вина не будет доказана и установлена соот­ветствующим правоприменительным актом. Впервые провозгла­шенная во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), нашедшая в последующем отражение во Всеобщей дек­ларации прав человека (ст. 11), презумпция невиновности закреп­лена в Конституции России (ст. 49) и федеральном законодатель­стве (ст. 17УПК).

3) принцип справедливости. Он охватывает своим содержани­ем следующие требования:

а) нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания;

б) недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижа­ющие человеческое достоинство;

в) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы;

г) за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание. Принцип «non bis in idem» (запрещение двойного на­казания) прямо закреплен в Конституции России (ст. 50, ч. 1);

д) карательная ответственность должна соответствовать тяжес­ти совершенного правонарушения.

4) принцип законности означает, что юридическая ответствен­ность:

а) может иметь место лишь за те деяния, которые предусмот­рены законом; закону, запрещающему какое-либо деяние, не должна придаваться обратная сила;

б) применяется в строгом соответствии с процедурно-процес­суальными требованиями закона (процессуальная регламентированность - необходимое условие законного применения юриди­ческой ответственности). Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции Рос­сии, при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением федерального за­кона;

в) предполагает обоснованное применение, т.е. факт соверше­ния конкретного правонарушения должен быть установлен;

г) базируется на конституционности закона, устанавливающе­го меры ответственности.

5) принцип целесообразности означает соответствие избирае­мой в отношении нарушителя меры воздействия целям юриди­ческой ответственности. Данный принцип предполагает:

а) индивидуализацию государственно-принудительных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, личност­ных свойств правонарушителя;

б) возможность смягчения и даже отказа от применения мер ответственности в случае, если ее цели могут быть достигнуты иным путем. В этом значении данный принцип созвучен принципу гуманизма.

6) принцип неотвратимости предполагает:

а) ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным для государства;

б) быстрое и оперативное применение мер ответственности за совершенное правонарушение (своевременность ответственности);

в) высокий профессионализм персонала правоохранительных органов;

г) эффективность применяемых мер по отношению к правона­рушителям.


81. Виды юридической ответственности.

В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность классифицируется как уголовно-правовая, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, а также материальная.

Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом – приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Уголовная ответственность воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его личных имущественных прав. Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к в



2015-12-07 628 Обсуждений (0)
Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)