Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первые споры о месте среди искусств



2015-12-07 447 Обсуждений (0)
Первые споры о месте среди искусств 0.00 из 5.00 0 оценок




Художественная фотография и фоторепортаж в России

Основные художественные жанры в дагерротипе:

• Портрет

• Натюрморт

• Пейзаж

В крупных городах Европы первые любители светописи раскупили все подходящие очковые стекла и ящики, пригодные для устройства камеры. Ходко пошла торговля серебряными полированными пластинками, йодом и ртутью.

С восходом солнца перед достопримечательными сооружениями в городах расставляли свои незамысловатые аппараты фотографы и терпеливо ждали, пока солнечные лучи произведут магическое действие на пластинку.

Дагеротипия была дорогим занятием. Увлекались съемками богатые люди — кто из тщеславия, кто ради развлечения. Некоторые петербуржцы выписывали дагеротипные аппараты из Парижа, например, граф Алексей Бобринский. Он удачно сфотографировал свой зимний сад, чем вызвал восхищение у гостей.

Заметный след в истории фотографии оставил граф Григорий Ностиц. Он впоследствии стал незаурядным пейзажистом. Среди первых фотографов в России были художники, изобретатели в области техники или предприимчивые ремесленники.

Дагеротипия оказалась несовершенным способом. Но ученые, изобретатели, механики убеждены были в будущем приложении нового открытия к различным отраслям деятельности.

Русский журналист Владимир Строев писал в то время:

«В художественном отношении выгоды дагерротипа неисчислимы. Путешественник, не умеющий рисовать, может снимать виды, здания, памятники в несколько минут... Теперь у всякого путешественника может быть живописец в чемодане, живописец верный, мастер своего дела, не подверженный ни усталости, ни болезни: не ленивый, не нуждающийся в красках и других материалах. Ему нужны только лучи солнца. Художники с пользою употребят дагерротип для снятия моделей. Самая верная, твердая рука не срисует так отчетливо, как природа...

Для истории дагерротип — сокровище. Он передает медали, монеты, камни с абсолютной точностью, надежнее гравюры...»

Портретные ателье в крупных городах России были накалены работой. Распространение портретной фотографии резко сократило заказы на портреты, выполнявшиеся в технике масла, акварели или графики. Фотография вытесняла заказные миниатюрные портреты, в частности, на эмали. Явление немаловажное. Больше всех насторожились граверы. Они были монополистами воспроизведения картин, скульптур, архитектурных памятников в полиграфических изданиях.

Детищу солнца - светописи, решительно отказывали в месте под солнцем. Против фотографии пустили острое оружие и карикатуру, особенно во Франции. Находились, впрочем, и рисовальщики, рекламировавшие новое изобретение.

Вот какую, например, гравюру распространила французская торговая фирма «Сюсс и Жиру». На рекламном рисунке изображены павильоны этой фирмы, торгующие аппаратами и принадлежностями для занятий дагерротипией. Аппараты раскупаются нарасхват. Ими нагружают корабли. Счастливчики тут же расставляют камеры-обскуры. И вдалеке изображены несколько виселиц для ...граверов.

Первые споры о месте среди искусств

Современники ранней фотографии оценивали удачные дагерротипные и мокроколлодионные портретные и ландшафтные снимки как изображения художественные. Это побуждало к высказываниям о светописи живописцев, скульпторов, граверов. Разные мнения отражали журналисты, критики, авторы трудов по эстетике.

По размаху участия в социальной и художественной жизни нынешних искусств кинематографа, телевидения и той же фотографии — ранняя светопись ни в какой мере не сравнима. Однако столкновения ее с традиционными пластическими искусствами были довольно остры. Возникавшие тогда споры представляют интерес и в наше время. Начались они еще в период ранней дагерротипии. И касались вопроса причастности или непричастности светописи к искусствам. Так, в начале 1840 года петербургская «Художественная газета» писала: «Что касается до съемки портретов посредством дагерротипа, то нам это кажется полезным».

И еще: «Искусствам, основанным на рисунке, нечего опасаться дагерротипа: фотографическим рисункам не достает высшей красоты божественного произведения, души, смысла, духа художника. Картинки этого волшебного фонаря оставляют нас холодными, потому что в наслаждении художественными произведениями главную роль играет не столько впечатление, производимое известным предметом, сколько впечатление, производимое на нас тем духом, который воспринял в себя тот предмет» (цит. по статье В. В. Стасова, 1856).

Стасов не отрицает того, что «искусство также признавало достоинство и важность фотографии со стороны художественной». Он приводит высказывания художников о несомненной пользе, которую окажут произведения светописи в качестве этюдов для живописцев.

Но здесь Стасов видит предел. Он пишет: «...С этой точки зрения все-таки она (фотография.— С. М.) призывается художнику на помощь, на совет, так что произведения ее все-таки остаются чем-то низшим в сравнении с созданием, сложившимся в голове художника.»

Нашлось много людей в разных концах Европы, которые уже не удовольствовались тем, что находили в фотографии помощницу искусства. Они смело стали утверждать, что фотографические копии одни способны воспроизводить натуру, что все до сих пор существовавшие создания искусства постоянно лгали в частях, как и в целом, против существующей в природе истины и что искусство должно замолчать навеки перед фотографией... и воспроизводить натуру по указаниям фотографии.

На своем долгом веку В. В. Стасов наблюдал, как техника светописи все больше подчиняется человеку, мастера ее все увереннее вносят в снимки творческое начало. С годами он все чаще поощрял русских фотографов в их творческих начинаниях. Критик был также свидетелем рождения кинематографа и распространения техники моментальной съемки.

Светопись еще не осознала собственные, ей присущие изобразительно-выразительные средства и ученически пользовалась методом подражания пластическим искусствам.

Лишь немногие прозорливые люди предсказывали возможность или даже неизбежность вхождения в среду искусств этого нового технического метода изображения.

О зарождении фоторепортажа

В 50-е годы 19 столетия техническая база накладывала большие ограничения на фотографов – снимать приходилось на огромные тяжелые камеры, применяя вместо пленки стеклянные пластины...

Но уже тогда стала развиваться документальная фотография, устанавливались первые задания для фотографов – сделать снимки памятников архитектуры, местности. Часто фотографы путешествовали в ряду географических экспедиций, для того чтобы запечатлеть разные национальности на снимках. Благодаря работе этих людей, сейчас, глядя на фотографии, мы можем познакомиться с историей разных стран, народов и буквально увидеть события прошлых лет.

Фотография становится документом эпохи. Но мы видим на кадрах, что это еще не чистый репортаж, везде присутствуют элементы постановки.

Каррик Василий (Вильям) Андреевич (1827–1878) - мастер ранней постановочной художественной фотографии. (собирал воедино подробности костюма, быта, чтобы воссоздать картину труда мастерового, крестьянина, уличного продавца и т.д., допускал театральную наигранность). Вместе с Макгрегором поставил репродуцирование картин на профессиональную (коммерческую) основу.

Каррик снял серию фотографий «Русские типы» (1860), где появляются первые элементы реалистичности.

Иван Болдырев (в 1875-1876 гг.) первый, кто пытается снять реально происходящие события, но опять же, в связи с техническими особенностями съемки он получает совершенно другую композицию кадра, что воспринимается другими с критикой – как неумение фотографировать.

Первый публицистический репортаж делает Максим Дмитриев – это серия работ под названием «Неурожайный год 1891-1892». Здесь нижегородский фотограф не только рассказывает об ужасном голоде и его последствиях, но и показывает это событие с разных сторон, воздействуя на чувства зрителя. Впервые появляются подписи к фотографиям.

Становление фоторепортажа происходит именно из съемки таких событий.

Первый в мире фоторепортаж делают во время Крымской войны: там по заданию работают фоторепортеры – Роджер Фентон, Джорж Бернард, Александр Гарднер, Дж. Робертсон, и другие. О` Саливан делает знаменитый снимок «Урожай смерти», который переворачивает сознание репортажной фотографии – он показывает не конкретных солдат, а собирательный образ, рассказывает о смерти и горе войн.

С 1890 гг. появляется техническая возможность тиражировать фотоизображения в газетах и журналах. С этого времени начинает развиваться фотожурналистика. Появляются фотографы, которые занимаются исключительно репортажем. Авторы получают гонорар за использование материала в печати, причем некоторые гонорары стоили довольно-таки больших денег, их платили за особо важные события.

Теперь фотографы снимают все то, что происходит вокруг, о постановке не может быть и речи. Меняются времена, меняется и техника - камеры становятся легче, появляются другие фоточувствительные материалы.

Появляются целые династии фоторепортажников. Самая известная из них – династия Буллы – отец и сын, известные своими городскими съемками, съемками революций и самых важных событий страны.

Фотография становится еще и мощным оружием общественного сознания.

Фоторепортаж – главное направление в фотографии 20 века. Советскую фотографию главным образом отличают оптимизм и пафос.

Появляются новые художественные приемы – такие как ракурс, точка съемки, становится активным передний план и диагональная композиция – все это новые формы, призванные показать новую жизнь, ее динамику и ритмы.

Первым, кто начинает использовать эти приемы, становится Александр Родченко, в чем проявляется его гениальность и талант. Он не только фиксировал действительность, а смог изменить ее – выхватив из жизни моменты, которые сформировали потом стиль эпохи.

 



2015-12-07 447 Обсуждений (0)
Первые споры о месте среди искусств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первые споры о месте среди искусств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)