Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Министерство образования Российской Федерации



2015-12-07 472 Обсуждений (0)
Министерство образования Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования Российской Федерации

Оренбургский государственный аграрный университет

 

 

 

ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ

МОНИТОРИНГУ

 

Методические указания к лабораторным занятиям

для студентов специальности 013500 «Биоэкология»

ЗАНЯТИЕ № 25. БИОИНДИКАЦИЯ ПРЕСНЫХ ВОДОЁМОВ

С ПОМОЩЬЮ ПЛАНКТОНА И ПЕРИФИТОНА

 

 

Оренбург - 2005


 

Утверждено на заседании методической комиссии Института управления рисками и безопасностью жизнедеятельности в АПК, протокол № ________________________

 

Рецензент - доктор биологических наук, профессор Г.В. Ни

 

Практикум по экологическому мониторингу. Занятие № 25. – Биоиндикация пресных водоёмов с помощью планктона и перифитона.Методические указания к лабораторным занятиям. - Оренбург: Издательство ОГАУ, 2004.- 5 с.

 

Составитель – к.б.н., доцент каф. биоэкологии и зоологии И.В. Быстров.

 

Настоящие указания предназначены для студентов специальности 013500 «Биоэкология».

Содержат теоретический и практический материал по дисциплине «Экологический мониторинг (Мониторинг среды обитания)»

Раздел III. «Биологический мониторинг» - делится на три больших подраздела. Подраздел «Биологическая индикация» раскрывает одно из самых перспективных направлений биологического мониторинга - биоиндикацию природной среды. В качестве изучаемых объектов привлечены наиболее известные и универсальные фито- и зооиндикаторы: лишайники-эпифиты, хвойная и широколиственная древесная растительность, пресноводный планктон, зообентос, перифитон и др. В разделе рассматриваются важнейшие методы современной биоиндикации природной среды.

 

При изучении дисциплины студент должен:

· знать основные приёмы и методы мониторинговых исследований природной среды, современные концепции экологического мониторинга, важнейшие принципы экологического мониторинга;

· уметь проводить полевые и лабораторные исследования различных природных и техногенных объектов, применять современные методы мониторинговых исследований на практике;

· иметь представлениео важнейших направлениях современного экологического мониторинга, их целях и задачах, приоритетных объектах исследования, а также перспективах развития мониторинговых исследований на региональном и глобальном уровнях и их значение для развития важнейших отраслей современных естественных наук;

· иметь опыт мониторинговых исследований различных природных и техногенных объектов, работы с дополнительными литературными источниками, самостоятельного составления исследовательских программ и отчётов, проведения анализа данных мониторинговых исследований среды, составления различных экологических коллекций.


Раздел III. «Биологический мониторинг»

ЗАНЯТИЕ № 25

ТЕМА:БИОИНДИКАЦИЯ ПРЕСНЫХ ВОДОЁМОВ С ПОМОЩЬЮ ПЛАНКТОНА И ПЕРИФИТОНА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ознакомиться с видовым составом пресноводного зоопланктона и перифитона; отработать методики определения сапробной валентности отдельных видов и сапробности водоёма по планктону и перифитону.

Теоретическая часть

1. Повторите общие правила биоиндикационных исследований пресных водоёмов.

2. Отработайте методику определения сапробности водоёма по планктонным и перифитонным организмам.

Практическая часть

1. Проведите разбор предложенных гидробиологических проб и ознакомьтесь с водными организмами-биоиндикаторами.

2. Используя индивидуальные карточки-задания, определите сапробный статус водоёмов.

Место проведения: лаборатория кафедры биоэкологии.

Материалы и оборудование: лабораторный журнал, смешанная водная культура пресноводного планктона и перифитона, постоянные препараты планктонных и перифитонных организмов, чашки Петри, пипетки, пинцеты, препаровальные иглы, предметные и покровные стёкла, бинокулярная лупа, микроскоп МБИ-3, лампа, карандаши, чистые листы бумаги.

Дидактические материалы:определители пресноводного зоопланктона и перифитона, рисунки типичных представителей планктона и перифитона, стандартные таблицы сапробной валентности гидробионтов.

Контрольные термины к занятию:зоопланктон, перифитон, сапробная валентность организма, сапробность водоёма, индекс сапробности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В санитарной гидробиологии под сапробностью понимают способность организмов жить при большом содержании органических веществ в воде. Сапробность является функцией как потребностей организма а органическом питании, так и устойчивости возникающих при разложении органических соединений - ядовитых веществ (сероводород, аммиак, мочевина, органические кислоты, катионы водорода и др.).

Сапробиологический анализ основан на разделении зоопланктонных и перифитонных организмов по степени сапробной валентности. Этот метод был предложен Пантле и Букком и модифицирован Сладечеком. Данный метод учитывает относительную частоту встречаемости гидробионтов и их сапробную валентность (определяется по спискам сапробных организмов СЭВ).

Индекс сапробности водоёма вычисляют по формуле:

S = å (sh) / å h

где S - индекс сапробности водоёма; s - сапробная валентность отдельных видов;

h - частота встречаемости (обилие) видов.

Показатель h определяется по формуле:

h = nвида/ mвсех видов(%)

где n вида-число особей данного вида; m всех видов - число особей всех видов.

По индексу сапробности определяют статус водоёма:

Сапробный статус водоёма Индекс сапробности, S
ксеносапробной зоны 0,00 - 0,50
Олигосапробной зоны 0,51 - 1,50
b-мезосапробной зоны 1,51 - 2,50;
a- мезосапробной зоны 2,51 - 3,50;
полисапробной зоны 3,51 - 4,00.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Работа № 1.

Тема:Изучение организмов-биоиндикаторов по смешанной культуре планктона и перифитона.

1. Ознакомьтесь с паспортом смешанной водной культуры перифитона и планктона. Перепишите его данные в лабораторный журнал.

2. С помощью пинцета и препаровальной иглы извлеките из пробы крупные организмы и рассмотрите их с помощью ручной лупы.

3. С помощью пипетки возьмите пробу воды из культуры и поместите её в чашку Петри. Внимательно изучите пробу под малым и средним увеличением бинокулярной лупы, отметьте типичные виды планктонных и перифитонных организмов и их характерные особенности.

4. Для определения видовой принадлежности и описания внешнего строения гидробионтов поместите каплю воды из культуры на предварительно обезжиренное предметное стекло и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под малым увеличением микроскопа при естественном освещении.

5. Классифицируйте обнаруженные организмы.

6. По стандартным таблицам определите сапробную валентность (s) обнаруженных видов.

7. Сделайте предварительный вывод о сапробности водоёма по доминирующим в пробе видам планктона и перифитона.

8. Зарисуйте обнаруженные в пробе планктонные и перифитонные организмы.


* * *

Работа № 2.

Тема: Определение индекса сапробности водоёма по индивидуальным карточкам-заданиям.

1. Внимательно ознакомьтесь с индивидуальной карточкой-заданием. С помощью постоянных препаратов изучите внешнее строение отдельных представителей планктона и перифитона, описанных в карточке.

2. Изучите видовой состав описанных в карточке организмов; подсчитайте их общее количество и частоту встречаемости отдельных видов; определите по стандартным таблицам сапробную валентность отдельных видов.

3. Рассчитайте индекс сапробности предложенного водоёма. Сделайте вывод об экологическом состоянии водоёма.

4. Результаты работы оформите по шаблону, представленному в индивидуальной карточке.

Министерство образования Российской Федерации



2015-12-07 472 Обсуждений (0)
Министерство образования Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Министерство образования Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)