Аварии на химически опасных объектах
ЧС ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ Классификация ЧС техногенного происхождения Техногенные чрезвычайные ситуациисвязаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды, с возникновением возгорания или без него. Загрязнения могут происходить при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически опасных и биологически опасных веществ. По характеру явлений их можно подразделить на 6 групп. К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивныхвеществотносятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах и при падении летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории. Характер аварий рассмотрен в т.1.3.4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществслучаются на химических объектах страны, на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ) и вызывают химическое загрязнение территорий предприятий и территории за пределами их санитарно-защитных зон, поражение персонала и населения. К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществотносят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями, осуществляющими разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств. Последствия воздействия на человека биологически опасных веществ рассмотрены в т. 3.1.1. К ЧС без загрязнения окружающей средыотносят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушением зданий (сооружений). Их различают: - аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро); - аварии на гидродинамически опасных объектах; -аварии на коммунально-энергетических сетях. Аварии на химически опасных объектах Химическое загрязнение как поражающий фактор выбросов химически опасных веществ. Утечка ХОВ происходит вследствие взрывов, разрушений и повреждений резервуаров и технологических трубопроводов, что приводит к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и может вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных. ХОВ проникают в организм человека через органы дыхания (ингаляционный путь) и кожу (резорбтивный путь). Возможно попадание ХОВ в организм через раневые поверхности и желудочно-кишечный тракт (перорально). ХОВ разносятся кровью ко всем органам и тканям, что может привести к патологическим изменениям, потере работоспособности и гибели человека. Важнейшая характеристика ХОВ — токсичность. Токсичность — степень ядовитости, характеризующаяся пороговой концентрацией, пределом переносимости, смертельной концентрацией или смертельной дозой. Пороговая концентрация — это количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект, при этом ощущаются лишь первичные признаки поражения, а работоспособность сохраняется. Предел переносимости — это максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения. В показателем предела переносимости является предельно-допустимая концентрация ПДК, регламентирующая допустимую степень загрязнения ХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК – это минимальная концентрация ХОВ, которая при постоянном воздействии на человека в течение рабочего дня не вызывает даже через длительный промежуток времени патологических изменений или заболеваний. Количественно токсичность ХОВ оценивают дозой. Доза, вызывающая определенный токсический эффект, называется тоскодозой. Средняя смертельная токсодоза (LD50) — это количество ХОВ, вызывающее при пероральном поступлении смерть 50% пораженных людей. Средняя смертельная концентрация (LC50) — это количество ХОВ, вызывающее при ингаляционном поступлении смертельный исход 50% пораженных людей. Измеряются они соответственно мг/кг, мг/л и мг/м3. По степени воздействия на организм ХОВ подразделяются на четыре класса по степени опасности: I — чрезвычайно опасные, II — высокоопасные, III — умеренно опасные и IV — малоопасные вещества. Класс опасности ХОВ устанавливают по самому жесткому показателю, характерному для данного вещества. Характеристика классовопасности химических веществ (ГОСТ 12.1.007-76)
Для городов и городских районов степень опасности от химически опасных объектов оценивается по доле территории (населения), попадающей в зону химического заражения (3X3). Первая степень химической опасности для города, когда в 3X3 попадает 50% территории (населения), вторая — от 30 до 50% и третья — от 10 до 30%. Основным физико-химическим показателем, определяющим размеры опасной зоны распространения вредных веществ, является их фазовое состояние при данных метеоусловиях. Опыт показывает, что разрушение емкостей с ХОВ или применение боеприпасов с ХОВ в твердом или жидком состоянии приводит к локальному действию в месте разрушения емкости (взрыва боеприпаса) или ближайших окрестностях. Пары и газы, а также не оседающий аэрозоль распространяются на многие километры, что значительно увеличивает масштабы опасности. Наибольшую опасность для населения представляют аварии со сжиженными газами и ХОВ, кипящими при низкой температуре. При попадании ХОВ в водоемы опасными характеристиками, влияющими на степень загрязненности воды, будут такие, как токсичность, растворимость, удельная масса. Характеристика химических веществ по степени их опасности (ГОСТ 12.1.007-76)
Поражающие концентрации ХОВ определяются их физико-химическими свойствами: агрегатное состояние вещества, растворимость его в воде и органических растворителях, плотность и летучесть вещества, удельная теплота испарения и теплоемкость жидкости, давление насыщенных паров, температура кипения и др. Эти характеристики необходимы при оценке безопасности производства, хранения и перевозок ХОВ, прогнозировании и оценке последствий химически опасных аварий. В обычных условиях ХОВ могут быть в твердом, жидком или газообразном состоянии. Газ (пар) занимает большой объем, поэтому при производстве, использовании, хранении и перевозках газообразные ХОВ могут переводиться в сжиженное состояние или находиться под давлением. Это может значительно увеличить количество ХОВ, выбрасываемых при аварии в атмосферу, и повлиять на фазово-дисперсный состав образующегося при этом облака. Классификация аварий на химически опасных объектах. В химических отраслях аварии подразделяются на две категории: 1) аварии в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической схемы, инженерных сооружений и полное или частичное прекращение выпуска продукции, для восстановления производства требуются специальные ассигнования вышестоящих инстанций; 2) аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное технологическое оборудование, полностью или частично прекращен выпуск продукции, но для восстановления производства не требуются специальные ассигнования вышестоящих инстанций. Характер воздействия химического загрязнения на население и окружающую среду. При авариях на химических производствах и при транспортировке ХОВ, а также при применении химического оружия масштабы опасности будут определяться токсичностью вещества и размерами зоны его распространения. Размеры зоны распространения зависят от физико-химических свойств вещества, тоннажа (массы) разлитого вещества, степени разрушения емкости, метеорологических условий и характера местности. Критерием для определения химической опасности объекта является количество населения, попадающего в зону возможного химического загрязнения (ЗВХЗ), которая представляет собой эллипс, вытянутый по направлению ветра. При планировании мероприятий по борьбе с авариями надо учитывать, что они проходят пять фаз: • первая — накопление отклонений от нормального процесса; • вторая — инициирование аварии; • третья — развитие аварии, во время которой оказывается воздействие на людей, природную среду и объекты народного хозяйства; • четвертая — проведение спасательных и других неотложных работ, локализация аварии; • пятая — восстановление жизнедеятельности после ликвидации последствий аварии. Аварии на транспорте Любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортная авария (ТА) — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта: - железнодорожная авария; - авиационная катастрофа; - дорожно-транспортное происшествие (ДТП); - аварии на водном транспорте; - авария на магистральном трубопроводе и др. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспортеявляются: - неисправности пути; - поломки подвижного состава; - выход из строя средств сигнализации и блокировки; - ошибки диспетчеров; - невнимательность и халатность машинистов; - сход подвижного состава с рельсов; - столкновения; - наезды на препятствия на переездах; - пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
- повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней; - изношенность технических средств. Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось. В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. Среди причин авиакатастроф выделяются: - ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов; - распад единой государственной системы Аэрофлота; - рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков; - снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом; - ошибки пилотов; - ошибки диспетчерских служб; - неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены); - погодные условия. Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Автокатастрофы вызваны: - неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава; - большим количеством пересечений дорог на одном уровне; - многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта; - нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые; - нарушением водителями Правил дорожного движения; - плохой подготовкой водителей; - превышением скорости на опасных участках дорог;
- выездами на полосу встречного движения; - управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии. Основными причинами этих аварий являются: - нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации; - износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов; - погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.); - ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа; - ошибки при проектировании и строительстве судов; - столкновения и опрокидывания судов; - посадка на мель; - взрывы и пожары на борту; - неправильное размещение и плохое закрепление грузов; - низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1048)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |