Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Притекстовые упражнения



2015-12-07 977 Обсуждений (0)
I. Притекстовые упражнения 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра русского языка и социально-культурной адаптации

 

 

Зав. кафедрой д.с.н. Т.К. Фомина

 

А.С. ПУШКИН. БИОГРАФИЯ. ЛИРИКА

 

Методическая разработка по русскому языку для иностранных студентов 2курса (РО)

 

Количество часов -7

 

 

Составитель – ст. преподаватель Игнатенко О.П.

 

 

– 2006 –

 

 

ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА

Цель: выработка навыков выразительного чтения и монологического

высказывания.

 

I. Притекстовые упражнения

 

Задание 1. Прочитайте текст о лирике А.С. Пушкина. Назовите основные

темы лирики поэта.

 

Вольнолюбивая лирика

После окончания Лицея Пушкин поселился в Петербурге. У него было много творческих планов. Он встречался с передовой молодёжью; на дружеских встречах они мечтали об ограничении власти царя конституцией, о свободе для всех людей. Эти идеи отражены в вольнолюбивой лирике молодого поэта. Стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» посвящены идее свободы. По мнению Пушкина, человек может быть счастливым и радоваться жизни только в свободном обществе, поэтому людям надо бороться и сделать всё, чтобы общество стало свободным.

Стихотворение «К Чаадаеву» посвящено близкому другу Пушкина – Петру Яковлевичу Чаадаеву. Пушкин говорит о том, что люди его поколения недолго были удовлетворены жизнью. Они рано поняли, что жизнь – это не только счастье и любовь, в ней есть горе и страдания. Поэтому молодежь стремится к борьбе, активным действиям для свободы и счастья всех людей.

Другое стихотворение «Во глубине сибирских руд» Пушкин передал жене декабриста А.Г. Муравьевой, которая поехала к мужу в ссылку. В нем поэт поддерживает своих друзей, верит, что их выступление против царя принесет свой результат, и они получат свободу.

«Во глубине сибирских руд»

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадёт ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.   Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придёт желанная пора:   Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.   Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.   Во глубине сибирских руд - в глубоких подземных ходах, где работали декабристы. Храните гордое терпенье – сохраняйте мужество. Скорбный труд – тяжёлый труд, поражение в борьбе против царя. Дум высокое стремленье – мысли о свободе. Мрачное подземелье – темные помещения под землёй. Желанная пора – время, которого ждут, когда Россия станет свободной. Дружество – дружба. Мрачные затворы – замки, стены, которые не дают свободы. Каторжные норы – под землёй помещения, где работали декабристы. Глас – голос. Оковы – цепи на руках и ногах. Тяжкие – тяжёлые. Темница – тюрьма. Рухнуть – упасть, разрушиться. Братья – друзья по борьбе. Меч – оружие, здесь: символ свободы.  

 

Задания:

Какие чувства хотел передать Пушкин в этом стихотворении?

 

Стихи о любви и дружбе

Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств. Теме любви посвящены многие произведения поэта. Например, «Я помню чудное мгновение», «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла» и другие.

Стихотворение «Я помню чудное мгновение» (или как назвал поэт «К***») посвящено Анне Петровне Керн. Пушкин познакомился с Керн в Петербурге в 1819 году, ее красота произвела сильное впечатление на поэта. После этой встречи прошло шесть лет, и поэт снова увидел Керн, когда находился в ссылке в Михайловском. Встреча с молодой красивой женщиной пробудила сильное чувство в душе Пушкина. На прощание он подарил ей стихотворение «Я помню чудное мгновенье», в котором говорил о красоте Керн и о своих чувствах. Встреча с Керн вдохновила поэта на создание новых произведений. Любовь и поэзия для Пушкина – две сестры, они заполняют душу человека, помогают жить и создавать новые произведения. Русский композитор Михаил Иванович Глинка написал музыку к стихам Пушкина. Так появился романс «Я помню чудное мгновенье».

 

«Я помню чудное мгновенье…»

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты. И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. Комментарий Явилась – появилась Мимолётное – мгновенное Виденье – нереальный образ, фантазия Гений – дух, помогающий человеку Гений чистой красоты – образ добра, красоты, которые помогают человеку. Томленье – беспокойство, ожидание чего-нибудь. Безнадежная грусть – нет надежды, что мечта осуществится. Шумная суета – весёлая жизнь без серьёзных желаний, поступков. Черты – черты лица и внешности Бурь порыв мятежный – Пушкин говорит о ссылке, царь вмешивается в жизнь поэта. Глушь – место далекое от города Мрак – темнота, отсутствие света. Заточенье – пребывание в ссылке, тюрьме. Божество – зд. вера в жизнь. Вдохновенье – творческий подъём, стимул для творчества. Пробужденье – проснуться Душе настало пробужденье – так Пушкин говорит о возвращении к активной творческой жизни. Упоенье – высшая степень удовлетворения. Воскреснуть – возникнуть снова.  

 

«Я вас любил…»

Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Комментарий Угасла – здесь: умерла, перестала гореть. Печалить – огорчать, делать грустным. Любить безмолвно – любить, не говоря о своей любви. Любить безнадежно – любить без надежды на ответное чувство. Робость – неуверенность в себе, несмелость. Ревность – сомнение в чьей-то любви, верности. Томить – тревожить, беспокоить. Искренно – честно, от всего сердца.

 

В ссылке Пушкин провёл много времени. С поэтом всегда оставалась его няня. Друзья поэта не оставляли его, приезжали в гости, поддерживали его и передавали новости из столицы. Тема дружбы тоже одна из главных тем творчества Пушкина. После одной из встреч с друзьями поэт написал стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Задания:

1. Расскажите о стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

Кому оно посвящено?

Где и когда оно написано?

Объясните, как вы понимаете выражения: «В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои…», «душе настало пробужденье»?

2. Объясните смысл следующих слов стихотворения «Я вас любил»: «Любовь … в душе моей угасла не совсем», «пусть она вас больше не тревожит».

Охарактеризуйте чувство любви, о котором говорится в стихотворении «Я вас любил».

Стихи о природе

Тема природы занимает важное место в лирике поэта. Самой любимой порой была осень. Обычно в поэзии осень связана с грустными чувствами. Но поэт увидел особенную красоту осенней природы и описал ее в стихотворении «Осень».

В стихотворении «Зимний вечер» поэт изобразил один из зимних вечеров в Михайловском. За окном темно, ветер, снег. А в маленьком доме поэт с няней, которая помогала ему переносить одиночество в годы ссылки.

«Осень»

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Комментарий Солнышко блистает – ярко светит. Сень лесов - ветви деревьев, которые соединяются друг с другом вверху. Таинственный – полный тайны. Обнажаться – становиться голым, без листьев. Гуси – дикие птицы. Крикливый – часто кричащий. Караван гусей – группа птиц, которые улетают на юг. Унылая – скучная, грустная. Пора – время. Двор – место вокруг дома.  
«Какая ночь! Мороз трескучий…»   Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи; Как шитый полог, синий свод Пестреет частыми звездами. В домах всё тёмно. У ворот Затворы с тяжкими замками. Везде покоится народ; Утих и шум, и крик торговый; Лишь только лает страж дворовый Да цепью звонкою гремит.   Комментарий Мороз трескучий – очень сильный мороз. Ни единой тучи – ни одной тучи. Полог – красивая ткань. Синий свод – небо. Пестреет частыми звездами – на небе очень много звёзд. Тяжкий – тяжёлый. Покоится – спит. Крик торговый – крики на торговой площади, на рынке. Страж дворовый – собака. Лаять – о звуках, которые издает собака. Цепь – ряд металлических звеньев, продетых одно в другое.  

 

 

Задания:

1. Какое время года особенно любил А.С. Пушкин и почему?

2. Вспомните, какой период в жизни поэта связан с осенью?

3. Какие приметы осени есть в приведенном стихотворении? Процитируйте эти строки.

 

Незадолго до смерти Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», в котором он говорит о себе как о национальном поэте. Поэт сам, своим творчеством создал «нерукотворный памятник». Он вызывал добрые чувства своими стихотворениями, поэтому он имеет право на всенародную любовь и память.

 

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

 

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа (…) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт всяк сущий в ней язык, И гордый ныне внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.   Комментарий Воздвигнуть – построить. Нерукотворный – сделанный не руками, а творчеством. Тропа – дорожка. Вознестись – подняться вверх. Непокорный – непослушный. Столп – башня, колонна. Сущий – существующий. Язык – народ. Пробуждать – вызывать. Лира – поэзия. Жестокий – безжалостный, недобрый. Милость – доброе, человеколюбивое отношение.  

 

Задания:

1. Как вы понимаете слова «памятник нерукотворный», «вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа»?

2. В чем поэт видит свою заслугу перед народом?

 



2015-12-07 977 Обсуждений (0)
I. Притекстовые упражнения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Притекстовые упражнения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (977)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)