Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Троп — использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа



2015-12-07 1505 Обсуждений (0)
Троп — использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа 0.00 из 5.00 0 оценок




Подготовка к ЕГЭ. Задание В 8. Справочные материалы.

Изобразительно-выразительные средства.

Задания тестов требуют определить, какие средства ху​дожественной выразительности используются в анализируе​мом тексте. Перечислим самые распространенные средства языковой выразительности, которые называют тропами и фигурами.

Троп — использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа.

К тропам относятся:

Эпитет— образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого определения художественной вырази​тельностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело... далече... мимо (С. Есенин); Случайно на ноже карманном Найти пылинку дальних стран И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман (А. Блок). Эпитеты, выра​женные обычно прилагательными в переносном значении, могут иметь общеязыковой характер, включаться, например, в словарь эпитетов (железная воля, золотой характер, горя​чая кровь). Общеязыковым противопоставлены индивидуально-авторские эпитеты, встречающиеся в художественных текстах. В основе появления подобных эпитетов лежат не​ожиданные ассоциации: мотыльковая красота (А. Чехов),заднекрылечное знакомство (М. Салтыков-Щедрин), цветас​тая радость (В. Шукшин).

Одними из самых выразительных эпитетов являются ок​сюмороны: «Горячий снег» (Ю. Бондарев),«Живой труп» (Л. Толстой), грустная радость (С. Есенин). Оксюмо​рон— художественный прием соединения слов, обозначаю​щих обычно несовместимые понятия: Но красоты их безоб​разной Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С. Есенин); Ты, меня любив​шийфальшью Истины и правдой лжи (М.Цветаева).

Сравнение— уподобление изображаемого явления друго​му по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как коло​кол, месяц язык... (С. Есенин); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов. Самая распространенная из них — сравнительный оборот из слова или словосочетания, присоединяемый с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто, что:Я послал тебе чер​ную розу в бокале Золотого, как небо, аи (А. Блок). Те же со​юзы могут присоединять сравнение, оформленное в виде при​даточного предложения: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С за​мираньем летит на звезду (С. Есенин). Сравнение может пе​редаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже, такая конструкция называется «тво​рительный сравнения»: Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве (С. Есенин) (месяц в небе, как ягненочек в траве). Сравнение может также передаваться прилагатель​ным в сравнительной степени с зависимым существитель​ным: Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов).

Метафора— слово или выражение, употребленное в пере​носном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым сереб​ром огней... (М. Горький); Барка жизни встала На большой мели (А. Блок);пожаром зари Сожжено и раздвинуто блед​ное небо (А. Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют иногда скрытым сравнением. Ино​гда весь текст или значительный текстовый фрагмент пред​ставляет собой развернутую метафору. Так, в стихотворении А.С. Пушкина «Телега жизни» развертывается метафора «путь человека от рождения до смерти — это поездка в телеге по рытвинам и ухабам жизненных передряг».

Олицетворение— разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне ее си​делка тишина (А. Блок); И цветущие кисти черемух Мыли листьями рамы фрамуг (Б. Пастернак); Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога (А.Блок).

Метонимия— перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная связь меж​ду ними. Такая связь может возникнуть 1) между содержи​мым и содержащим: Я три тарелки съел (И. Крылов); 2) между автором и его произведением: Читал охотно Апу​лея, а Цицерона не читал (А. Пушкин); Траурный Шопен гро​мыхал у заката (М. Светлов); 3) между действием или его ре​зультатом и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А. Пушкин); 4) меж​ду предметом и материалом, из которого предмет сделан: Ян​тарь в устах его дымился (А. Пушкин);Фарфор и бронза на столе (А. Пушкин); 5) между местом действия и людьми, на​ходящимися в этом месте: Театр уж полон. Ложи блещут; партер и кресла все кипит (А. Пушкин); Ликует буйный Рим (М. Лермонтов); 6) часть вместо целого, например, деталь внешности или одежды вместо наименования человека: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: Стой! (В. Ма​яковский); Все флаги в гости будут к нам(А. Пушкин).

Синекдоха — разновидность метонимии, троп, состоя​щий в употреблении части вместо целого или целого вместо части. Обычно в синекдохе употребляется 1) единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов); 2) множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин); 3) родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце) (В. Маяковский); 4) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.Гоголь).

Гипербола— художественный прием, основанный на пре​увеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяков​ский); Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В. Маяковский). В русском языке представлены не только индивидуально-авторские, но и общеязыковые гиперболы: ожидать целую вечность, любить до безумия, испугаться до смерти, всю жизнь мечтать, задушить в объятиях.

Литота— художественный прием, основанный на чрез​мерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). В языке встречаются также общеязыковые литоты: капля в море, кот наплакал, глоток воды, рукой по​дать, ни гроша, ни капли.

Каламбур — игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта: Чуть пробуждается народ, Сейчас да​ют ему уставы, Кричат: «Закройте-ка уста вы!» И вмиг кладут печать на рот (К. Фофанов).

Ирония— художественный прием, когда слово или выска​зывание обретают в тексте значение, противоположное бук​вальному или подвергающее его сомнению: Отколе, умная, бредешь ты, голова (при обращении к ослу) (И. Крылов).

Сарказм— суждение, содержащее едкую, язвительную на​смешку над изображаемым, высшая степень иронии: Ты ус​нешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Жду​щей смерти твоей с нетерпением) (Н. Некрасов).

Перифраза (перифраз)— описательный оборот речи, при​меняемый для замены слова или группы слов с тем, чтобы из​бежать повторения, придать повествованию большую вырази​тельность. Обычно такой оборот содержит описание существенных признаков лица, предмета или явления: царь зверей ('вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япо​ния), певец Гяура и Жуана (вместо Байрон), наши меньшие братья (животные).

Для создания определенного художественного эффекта ши​роко применяются фигуры— особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи.

К фигурам относятся:

Инверсия— расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случай​ный, Жизнь, зачем ты мне дана?(А. Пушкин.)

Анафора— повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Поза​быв вчера (К. Симонов).

Эпифора— повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом (М. Светлов).

Композиционный стык— повтор, когда новое высказыва​ние начинается с того же, чем оканчивается предыдущее: Дети никогда не бывают виноваты виноваты всегда взрослые.

Параллелизм— параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, осно​ванная на одинаковом синтаксическом построении предложе​-ний: Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцве​тали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила(народн. песня). Художественный эффект параллелиз​ма часто усиливается лексическим повтором:Гляжу на будущ​ность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Лермонтов).

Антитеза— резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Белый ест ананас спелый, черный гнилью моче​ный. Белую работу делает белый, черную работу черный (В. Маяковский). Обычно антитеза основывается на употреб​лении антонимов: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов.)

Градация— последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени(Л.Н. Толстой); Присягаю ленинградским ра​нам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам (О. Берггольц).

Риторический вопрос— вопрос, не требующий ответа, ут​верждение или отрицание, выраженное в форме вопроситель​ного предложения: Доколе, счастье, ты венцами Злодеев бу​дешь украшать? (М. Ломоносов); Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А. Сумароков.)

Риторическое восклицание— восклицательное предложе​ние, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет О счастие! О слезы! О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы! (А. Толстой.) Чаще всего риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, которые направлены не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения:Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? (С. Есенин.)

Бессоюзие— построение предложения, при котором одно​родные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов, фигура, придающая речи динамичность, насыщенность. Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет (А. Пушкин). Противоположно многосоюзию.

Многосоюзие— повтор союза, ощущаемый как избыточ​ный и употребляемый как выразительное средство, обыч​но — в положении анафоры. И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин).

Период— длинное, многочленное сложное предложение или сильно распространенное простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонацион​ным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идет с нарастающим повышением интонации, затем — разде​ляющая значительная пауза, и во второй части, где дается вы​вод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь до​машним кругом я ограничить захотел, Когда б мне быть от​цом, супругом приятный жребий повелел, Когда б семейст​венной картиной пленился я хоть миг единый, то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной (А. Пушкин).

Парцелляция— художественный прием, состоящий в рас​членении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчлене​ние графически отображается с помощью точек. Парцелля​ция имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на формен​ное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не ста​рый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В рус​ских сапогах (М. Зощенко).

Кроме того, авторы тестов рассматривают в качестве выра​зительных средств такие синтаксические конструкции, как ряды однородных членов, обособленные члены предложения (обособленные определения, обстоятельства, приложения), вводные конструкции.

К выразительным средствам фонетики относятся:

Ассонанс— повторение в художественном тексте одинако​вых или похожих гласных, которое служит для создания зву​кового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н. Некрасов).

Аллитерация— повторение в художественном тексте со​гласных, создающих звуковой образ: Довольный празднич​ным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин); Моро​зом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).

Звукоподражание — передача слуховых впечатлений сло​вами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К. Баль​монт).

При анализе художественного текста пригодится знание и этих терминов:

Афоризм— краткое, меткое и обычно образное изречение, близкое к пословице. Мысль изреченная есть ложь (Ф. Тютчев).

Аллегория— иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи художественных образов. (Когда гово​рится об одном, а подразумевается другое.) Насмешки все над львами, над орлами. Кто что ни говори, хоть и животные а все-таки цари (А. Грибоедов).

Притча— бытовая история, рассказ об обычных событиях из жизни людей, имеющий иносказательный нравоучитель​ный характер (евангельская притча).

Эпиграф— цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения перед текстом, которая помогает пра​вильно понять основную мысль текста.

Вариант 1.



2015-12-07 1505 Обсуждений (0)
Троп — использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Троп — использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1505)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)