Рекомендация по технике закладки и проведения полевых опытов
1. Все полевые опыты проводить на опытном поле кафедры, только в севооборотах. Опыты по земледелию – в первом севообороте, принятом для земледелия, опыты по растениеводству, селекции и семеноводству – во втором севообороте, принятом для растениеводства, опыты по агрохимии, почвоведению и все остальные, связанные с изучением удобрений – в третьем севообороте, принятом для агрохимии. 2. Изменять систему севооборотов, принятых для опытного поля кафедры разрешается только с согласия заведующих кафедр и утверждения совета агрофака. 3. Разрешать закладку полевых опытов только после того, как исследователь представит заведующему опытным полем схему и план размещения опыта, утвержденных методической комиссией агрофака по научно-исследовательской работе. 4. Рекомендовать при проведении полевых опытов следующие планы и схемы их размещения: а) Все опыты закладывать не менее, чем в 4-кратной повторности, желательно в два яруса по два повторения в каждом ярусе. Допускать размещения в один ярус только при незначительном числе вариантов (не более 5-6), а размещение в 2-4 яруса – при большем числе вариантов с тем, чтобы общая площадь опытного участка или отдельных блоков делянок по возможности приближалась к квадратной. При 2-х и 4-х ярусном расположении делянок (в опытах при 4-кратной повторности), делянки в ярусах рекомендуется делить на 4 столбца так, чтобы в поперечном направлении получилось также 4 полных набора делянок, т.е. в итоге расположить все делянки по схеме латинского прямоугольника, что даст возможность значительно повысить точность опыта. б) Многофакторные опыты закладывать, как правило, методом расщепленных делянок, сохраняя для каждого порядка делянок число повторений не менее 4-х. При этом под варианты основной обработки почвы или фона удобрений отводятся делянки первого порядка. На фоне наиболее крупных делянок первого порядка располагаются делянки второго порядка, например, варианты обработки культур во время вегетации или сорта на фоне удобрений. Делянки второго расщепляются на делянки третьего порядка, например, сорта по вариантам обработки или нормы высева. в) В повторностях, как правило, применять рендомизированное (случайное) размещение делянок. В первом повторении для демонстрационных целей следует применять размещение в определенной логической последовательности в соответствии со схемой опыта (как один из вариантов рендомизированного размещения). В многофакторных опытах рендомизацию применять на каждом этапе размещения делянок. г) При рендомизации следует использовать «Методические указания по закладке полевых опытов методом рендомизации» (составлена В.А.Доспеховым), издательство «Колос», 1985 год. Кроме того, при рендомизации следует придерживаться такого ограничения, чтобы в вертикальном направлении в столбцах не попадались повторные делянки одного и того же варианта. 5. Между вариантами удобрений или основной обработки почвы выделять защитные полосы общей шириной в 1 м при краткосрочных (однолетних опытах) и шириной в 2 м при многолетних опытах с учетом последействия. Во всех остальных опытах, как правило, между делянками вариантов оставляются дорожки шириной 30 см, которые в опытах с яровыми засеваются озимой пшеницей, а в опытах с озимыми держатся в черном виде. На всех опытах после появления всходов отбивают концевые защитки, дорожками шириной 30 см, сделанными по шнуру через весь опыт, поддерживая их в дальнейшем в черном виде. 6. Поворотные полосы как и с наружной стороны, так и между ярусами оставлять шириной 8-15 м, в зависимости от рода применяемых орудий, засевая их после посева опыта той же культурой, что и опыт (кроме пропашных) с соблюдением всех правил агротехники, с последующей уборкой на производственные цели. 7. Опыт оформляется этикетками. В начале опыта ставится стандартная этикетка с названием опыта и указанием ответственного лица за проведение опыта и руководителя. Против каждого варианта в первой повторности ставится этикетка с названием варианта, а во всех остальных повторениях ставятся этикетки с номерами вариантов. 8. В период появления полных всходов каждый экспериментатор представляет методический комиссии опыт в натуре и полевой журнал со всеми предварительными записями и схемой фактической закладки опытов. 9. После подведения ежегодных итогов полевого опыта, но не позднее 15-го декабря текущего года, каждый исследователь составляет отчетную карточку в двух экземплярах, один из которых представляется проректору по науке, другой – заведующему опытным полем. 10. Результаты полевых опытов подвергают обработке методами математической статистики. Для того, чтобы методом математической статистики могли обрабатываться не только данные по урожайности, но и результаты сопутствующих учетов, наблюдений и проб – анализы и наблюдения должны проводиться на материале каждого повторения . 11. Для правильной и своевременной записи всех наблюдений и анализов рекомендуется единая форма полевого журнала.
(Рекомендация утверждена на методическом совещании агрофака 10 марта 1996 г.)
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТАХ 1. Место закладки опыта. 2. Культура, подлежащая учету в опыте. 3. Год закладки. 4. Год учета урожая. 5. Название проблемы. 6. Название темы. 7. Название опыта. 8. Задачи опыта. 9. Руководитель темы и опыта. 10. Исполнители: 1. 2. 3. II. СХЕМА ОПЫТА (фактически заложенного)
III. СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗМЕЩЕНИЯ ОПЫТА НА УЧАСТКЕ
(на плане указать размещение делянок и повторностей, стороны света, направление склона, выключки между делянками (дорожки) и в пределах делянок, защитные полосы). МАСШТАБ________________
IV. СВЕДЕНИЯ О МЕТОДИКЕ ОПЫТА 1. Посевная делянка: длина________м, ширина________м, площадь________кв.м._________ 2. Учетная площать делянки: длина________м, ширина________м, площадь________кв.м._________ 3. Повторность опыта______ 4. Площадь участка под опытом__________га. 5. В каком севообороте заложены опыты_________________________ __________________________ 6. Предшественник___
V. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТНОГО УЧАСТКА 1. Рельеф (микрорельеф)_______________________________ ________________ 2. Почвенная разность________________________________ ________________ 3. Глубина пахотного слоя_____________________________ ________________ 4. Физические свойства почвы__________________________ ________________ 5. Агрохимическая характеристика участка________________ _________________ _________________ 6. История опытного поля (участка) ___________!20____! 20____! 20_____! 20_____________ Предшественники Удобрения (дозы ц/га)
7. Засоренность участка_______________________________ ________________ Преобладающие сорняки:___________________________ ________________________ 8. Другие особенности участка (эрозия, лесополосы, изгороди, постройки и расстояния от них и т.п.)________________________________ ______________
6. Метеорологические условия (по данным метеостанции_________________)
VII. АГРОТЕХНИКА (Дневник работ от лущения стерни после уборки предшествующей культуры и до уборки урожая подопытной культуры)
VIII. УДОБРЕНИЯ, РАСЧЕТ И ТЕХНИКА ИХ ВНЕСЕНИЯ (х=б*в/100*а=кг)
IX. ПОДГОТОВКА СЕМЯН К ПОСЕВУ 1. Очистка семян (время, машина, число пропусков)_____________ ________________________ 2. Протравливание (время, препарат, доза и способ)______________ ________________ 3. Другие способы подготовки________________________________ ________
X. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЕВНОГО МАТЕРИАЛА
XI. СВЕДЕНИЯ О ПОСЕВЕ 1. Условия посева (влажность, температура почвы на глубине заделки семян, время посева, марка машины и т.д.) ________
2. Норма высева, способ посева, глубина заделки семян
XII. СОСТОЯНИЕ ПЕРЕЗИМОВКИ (для озимых, многолетних трав и других многолетних культур)
А) перед уходом в зиму Б) после перезимовки Причина гибели растений
XIII. РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ В ПЕРИОД ВЕГЕТАЦИИ В СВЯЗИ С ПОГОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ГОДА (Визуальная оценка специфики роста и развития растения) ________
XIV. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ (для зерновых культур)
XV. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ (для других культур)
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ (для других культур)
XVI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГУСТОТЫ СТОЯНИЯ РАСТЕНИЙ
XVII. ПОРАЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ ВРЕДИТЕЛЯМИ И БОЛЕЗНЯМИ
XVIII. СТЕПЕНЬ И ХАРАКТЕР ЗАСОРЕННОСТИ УЧАСТКА
XIX. ТАБЛИЦА УЧЕТА УРОЖАЕВ
XX. ТАБЛИЦА АНАЛИЗА СНОПОВОГО ОБРАЗЦА
XXI. ТАБЛИЦА УЧЕТА УРОЖАЯ КОРНЕКЛУБНЕПЛОДОВ
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (890)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |