Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Водообеспечение в океане



2015-12-07 460 Обсуждений (0)
Водообеспечение в океане 0.00 из 5.00 0 оценок




Человеку, оказавшемуся на борту спасательной лодки в тропиках, некуда укрыться от тепла, поступающего со всех сторон: с прямой солнечной радиацией (она составляет 0,9-1,5 кал/см2/сек.) (Стенько, 1965), с лучами, отраженными от зеркальной глади океана, от нагретой солнцем оболочки лодки. Таким образом, в течение суток организм получает сотни тысяч калорий тепла.

В табл. 15 представлены результаты наблюдений, проводившихся на борту ЭС «Витязь» в 1967 г.

 

Таблица 15. Суммарная солнечная радиация в тропической зоне Индийского океана (в кал/см2/сутки).


 

В борьбе с перегревом организму приходится использовать все защитные механизмы и, в первую очередь, потовыделительную систему, которая работает с максимальным напряжением. По данным исследователей, водопотери на солнце в тропической зоне океана достигают 740-810 г/час. (Просецкий, 1960а, б, 1966). Однако с каждой каплей пота, теряемого организмом, возрастает угроза обезвоживания. Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, организму необходимо обеспечить охлаждение с помощью пота, а с другой – потоотделение увеличивает обезвоживание, так как потери жидкости нечем восполнить. Выход из нее подсказала практика.

Если верхнюю одежду смачивать водой, то она, испаряясь, будет выполнять охлаждающую функцию пота и, тем самым, поможет сберечь внутренние резервы жидкости. «При температуре 27-31° влажная одежда в дневное время уменьшает потоотделение на 83%. Таким простым способом при отсутствии тени можно более чем вдвое увеличить время выживания людей» (Браун, 1952).

Для определения величины водопотерь организма в тропической зоне океана и оценки эффективности различных методов защиты от теплового воздействия нами было проведено несколько серий экспериментов во время экспедиций на научно-исследовательских судах «Михаил Ломоносов» и «Витязь» в 1964-1975 гг[8]. В каждой серии экспериментов пять испытуемых находились в течение 3 час. на открытом участке палубы, защищенном от ветра «экраном». Ежечасно проводилось взвешивание на медицинских весах. Величина водопотерь определялась по изменению веса тела. Радиационные температуры регистрировались по зачерненному шаровому термометру. Исследования показали, что обнаженный человек на солнцепеке теряет при температуре 44-54° (по шаровому термометру) примерно 0,5 л жидкости в 1 час (1,3-1,6 л за 3 часа).

Во второй серии экспериментов испытуемые размещались под тентом из белого капрона. Эта небольшая теневая защита несколько снизила водопотери, составившие 230±15 мл/час.

В третьей серии испытуемые, находившиеся на солнцепеке, были одеты в майки из белого трикотажа с длинными рукавами, смоченные водой. По мере высыхания майки периодически увлажнялись. Взвешивание показало, что использование влажного белья уменьшило водопотери потоотделением до 170±13 мл/час. При этом самочувствие испытуемых и их теплоощущения значительно улучшились (Волович, Усков, 1967). Однако при длительном воздействии высоких температур все применяемые меры снижения водопотерь, хотя и замедлят процесс дегидратации, но не могут его остановить. Многосуточные эксперименты, проведенные на палубе корабля и в спасательных лодках при метеоусловиях, характерных для тропической зоны океана (рис. 137), позволили проследить динамику этого процесса.


Рис. 137. Метеорологические условия при проведении 5-суточного эксперимента на спасательной шлюпке в океане. 1 – радиационная температура; 2 – температура воздуха; 3 – относительная влажность воздуха.

 

Как видно из табл. 16, уже за первые сутки эксперимента испытуемые теряли в среднем 2787±453 мл жидкости. Поскольку по условиям эксперимента водопотребление было ограничено до 0,8-1,0 л/сутки, потеря жидкости организмом не компенсировалась, дегидратация, постепенно нарастая, достигла на 5-е сутки 8-8,5% от первоначального веса тела (рис. 138).

 

Таблица 16. Динамика водопотерь в пятисуточном эксперименте (в мл).



Рис. 138. Водопотери испытуемых в 5-суточном эксперименте. Испытуемые: 1 – В-ч; 2 – У-в; 3 – Л-в; 4 – Б-в; 5 – усредненные значения дегидратации для пяти испытуемых.

 

Этот процесс сопровождался тепловой олигурией. Уже в 1-е сутки плавания диурез уменьшился почти вдвое. Как видно из данных табл. 17, в течение всего времени эксперимента суточная величина диуреза не превышала 405±31,8-627±50 мл.

 

Таблица 17. Изменение суточного диуреза в пятисуточных экспериментах в тропической зоне океана (в мл). Количество испытуемых – 52.


 

Наряду с этим было зафиксировано снижение содержания в моче микроэлементов (табл. 18). Так, например, на 5-е сутки эксперимента суточное выведение натрия снизилось по сравнению с 121,32±15,73 (фон) до 15,3±3,4 мэкв, а содержание хлора уменьшилось почти в 12 раз (с 162,8±17,5 до 8,1±2,1 мэкв). Изменения калиуреза были менее выражены, однако концентрация калия в суточной моче все же снизилась с 32,17±3,9 (фон) до 21,8±2,0 мэкв.

 

Таблица 18. Изменение содержания микроэлементов в суточной моче в пятисуточных экспериментах в тропической зоне океана (в мэкв). Количество испытуемых – 21.


 

В разделе «Некоторые вопросы водно-солевого обмена при высоких температурах» мы уже касались механизма этих процессов. Следует лишь добавить, что фактором, способствовавшим указанным изменениям солевого обмена, был недостаток их в аварийном рационе.

Биохимические исследования крови показали, что уровень содержания натрия в плазме в этом эксперименте был достаточно стабильным, свидетельствуя, что организм не испытывал натриевого «голодания» (табл. 19).

 

Таблица 19. Содержание натрия и калия в плазме испытуемых в пятисуточных экспериментах в тропической зоне океана (в мэкв). Количество испытуемых – 21.


 

Вместе с тем содержание калия в плазме периферической крови снизилось почти вдвое, что говорит о развивающемся калиевом дефиците. Причина этого явления лежит, по-видимому, в отсутствии физиологических компенсаторных механизмов, быстро устраняющих нарушения обмена калия в организме. Даже на 2-е сутки после окончания эксперимента содержание калия в плазме оставалось на низких цифрах.

При самом строгом режиме экономии воды рано или поздно наступает минута, когда запасы ее приходят к концу. Тяжелы страдания от жажды путника, заблудившегося в пустыне, но тысячекратней муки его в океане. Человек видит сверкающую водную гладь, слышит шепот волн, ощущает освежающее прикосновение брызг – и не может утолить жажду.

Правда, хроника морских катастроф знает случаи, когда жертвы кораблекрушений использовали морскую воду для сохранения жизни. 70 суток с лишним утолял жажду океанской водой Пун-Лим, моряк с торпедированного японцами во время второй мировой войны транспорта. Морская вода помогла выжить молодому флотскому врачу П. Ересько, 37 дней находившемуся в шлюпке в Черном море без пресной воды (Ересько, 1945; Ермолович, 1962).

«Если считать со времени отплытия из Монако, – писал Ален Бомбар, – то в течение четырнадцати дней я утолял жажду морской водой».

«Я выпивал не меньше двух кружек морской воды и не испытывал от этого ни малейшего вреда», – отмечал в своем дневнике бесстрашный мореплаватель-одиночка, капитан бальсового плота «Севен систерз» Вильям Виллис (1959).

Казалось бы, что доводы Бомбара, Виллиса и случаи, когда морская вода использовалась людьми, бедствовавшими в океане, достаточно убедительны. Однако противники ее использования не складывали оружие, и первым был либерийский врач Ханнес Линдеман, который в одиночку дважды пересек Атлантический океан (Глязер, 1962). После опубликования рекомендаций Бомбара в печати Линдеман выступил с резким возражением: «С тех пор как существует человечество, всем известно, что пить морскую воду нельзя. Но вот в Европе появилось сообщение об исследовании, утверждающем обратное, при условии, что организм еще не обезвожен. В газетном лесу оно расцвело пышным цветом и получило горячий отклик у дилетантов. Конечно, морскую воду можно пить, можно и яд принимать в соответствующих дозах. Но рекомендовать пить морскую воду потерпевшим кораблекрушение – по меньшей мере преступление» (Lindemann, 1960).

 

Ситуация требующая выживание на воде может возникнуть при затоплении плавсредства, его поломке и как следствие свободному дрейфу, с потерей ориентации и управления. В первом случае человек оказывается за бортом и счет в борьбе со стихией за выживание идет на минуты. Главной опасностью, в этой ситуации. является переохлаждение. При температуре воды меньше чем 4 градуса ваше выживание будет длиться в среднем 30 минут. Первой, естественной реакцией будет желание плыть. Делайте это только в том случае, если уверены что успеете доплыть до наступления переохлаждения. Движение в воде увеличивает интенсивность, с которой происходит переохлаждение. Поэтому, если вы не будете двигаться, а сожметесь в комок прижав ноги и руки к туловищу, то тем самым увеличите время выживания вдвое. Старайтесь держать голову над водой - через нее происходит более 50% теплопотерь. Если решили плыть, то скиньте из одежды все тяжелое. В противном случае оставайтесь в одежде - так немного теплее. Если выживание на воде прошло успешно и вы выбрались на сушу, не спешите активно двигаться чтобы разогреться, или растираться, это грозит остановкой сердца из-за резкого прилива холодной крови. Лучше накрыться пледом и принять горячительную пищу и напитки(не алкоголь!). По возможности принять теплую ванну, не более 40 градусов.



2015-12-07 460 Обсуждений (0)
Водообеспечение в океане 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Водообеспечение в океане

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)