Особенности международной конкуренции в условиях глобализации
ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 3.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ. ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА СТРАНЫ СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Конкуренция- форма взаимодействия рыночных субъектов, которая предполагает состязание между ними за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья Конкурентоспособность – это: § относительная характеристика положения и роли экономического объекта или субъекта на рынке § свойство объекта или субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными объектами или субъектами § обладание конкурентным преимуществом Конкурентное преимущество – это: § уровень конкурентоспособности § свойство, создающее преимущества для субъектов экономического соревнования, которые позволяют данному субъекту опережать других в достижении поставленных целей Международная конкуренция– это соперничество между субъектами МЭО (покупателями и продавцами) в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, максимизации прибыли, максимального удовлетворения потребностей покупателей, повышения благосостояния стран и т.д.
Формы международной конкуренции 1) Внутриотраслевая и межотраслевая 2) Неценовая и ценовая 3) Добросовестная и недобросовестная 4) внутри монополистических объединений, между монополистическими объединениями, между монополизированными и немонополизированными предприятиями (аутсайдерами), между аутсайдерами 5) Видовая – между товарами, удовлетворяющими одинаковые потребности Предметная – между одинаковыми товарами Функциональная – между разными товарами, удовлетворяющими разные потребности
Факторы, влияющие на международную конкуренцию В современных условиях (определяют конкурентоспособность стран) • достаточно открытый и развитый финансовый рынок • высокая производительность • высокое качество жизни • национальная экономическая среда, стимулирующая инновации • сильная геополитическая позиция государства (союзы, стратегии) • наличие передовых технологий • наличие высококвалифицированных кадров • достаточные инвестиции в новые технологии и "человеческий капитал" • минимальный государственный бюрократизм • рациональная внешнеторговая либерализация • высокое качество производственной и торговой инфраструктуры • достаточная конкуренция на внутреннем рынке страны • высокий профессионализм менеджеров компаний • развитый маркетинг • развитость базы для проведения НИОКР • достаточный уровень расходов на НИОКР • способность к продуктовому и ценовому маневрированию • качество технического обслуживания продукции • платежеспособность основных покупателей и др. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Динамика международной конкуренции 19 в.: статичные, невоспроизводимые сравнительные преимущества национальных хозяйств (дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные природно-географические, социально-исторические факторы) 20 – начало 21 вв.: динамичные, воспроизводимые конкурентные преимущества национальных хозяйств (научно-технические достижения, инновации) Особенности международной конкуренции в условиях глобализации 1. Гиперконкуренция – интенсивная, агрессивная конкурентная борьба в быстро меняющихся условиях 2. Усложнение форм и методов конкурентной борьбы в соответствии с сегментацией рынков, индивидуализацией потребностей 3. Преобладание монополистической, олигополистической конкурентной борьбы между ТНК, внутри и между объединениями, альянсами, партнерствами 4. Ужесточение недобросовестной конкуренции – шпионаж, переманивание специалистов, копирование, подделка, насилие, бойкот, принуждение и др. 5. Преобладание неценовой конкуренции над ценовой, цена потребления как объект конкуренции 6. Переход от тарифных к скрытым, изощренным нетарифным методам регулирования внешней торговли 7. Переход от конкуренции на основе статичных, невоспроизводимых сравнительных преимуществ к конкуренции на основе динамичных, воспроизводимых конкурентных преимуществ 8. Экономической основой конкуренции стало производство, а не до и послепроизводственные стадии 9. Конкуренция в пределах метарынков, возникающих вокруг крупнейших компаний, вступивших в эру «е-революции», т.е. вышедших на уровень B2B «Business-to-Business» 10. Конкуренция на «молекулярном» уровне бизнеса, где отдельные звенья цепочки «производитель-потребитель» оптимизируются по критериям: скорость, гибкость, стоимость, надежность, способность к интеграции 11. Переход от моностратегии к «полистратегическому поиску» на основе кратко- и долгосрочного сотрудничества предприятий 12. Появление новых участников конкурентной борьбы - МСП, НИС 13. Лидирующая роль ТНК и НИС в конкурентной борьбе 14. Переход от мультинациональной (на множестве национальных рынков) к глобальной конкуренции (на едином мировом рынке) 15. Изменение подходов государственных органов к регулированию конкуренции и монополий: • поддержка секторов, определяющих научно-производственный потенциал страны • стимулирование межфирменного сотрудничества, сотрудничества с МСП, наукой • переход от административных к экономическим методам • интеграция антитрестовской, налоговой, торговой, промышленной политики
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3003)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |