Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


среднесрочной дополнительной образовательной программы



2015-12-07 450 Обсуждений (0)
среднесрочной дополнительной образовательной программы 0.00 из 5.00 0 оценок




Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Исторический факультет

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

 

Декан факультета Первый проректор по

учебной работе

Дворниченко А.Ю. Горлинский И.А.

 

_____________________ _____________________

(дата, подпись, ФИО) (дата, подпись, ФИО)

 

Учебный план

среднесрочной дополнительной образовательной программы

«Университетская школа экскурсоводов»

Разработчик:

Соколов Роман Александрович, кандидат исторических наук, доцент

 

Рецензент:

Кривошеев Юрий Владимирович, доктор исторических наук, профессор.

 

Санкт-Петербург


Учебный план

среднесрочной дополнительной образовательной программы

«Университетская школа экскурсоводов»

Реализуется: а)В рамках программ дополнительного профессионального образования «Повышение квалификации по основным образовательным программам ВУЗа (331 позиция раздела «Основные и дополнительные образовательные программы приложения 1.1., лицензия СПбГУ от 15.06.2010 № 0001) и в рамках основной образовательной программы по базовому направлению 030400 «История».

б)шифр направления программы повышения квалификации № 77 – «Программы дополнительного образования для специалистов по актуальным вопросам в области гуманитарного образования».

Цель: сформировать у обучающихся цельное представление об истории и культуре Петербурга, его архитектурного и градостроительного развития в XX в., а также изучение на примере Петербурга основных направлений урбанистки в новейшее время. Важнейшее значение придается знакомству с методическими основам разработки познавательно-образовательных экскурсионных и туристических маршрутов, их организации и историко-научному обеспечению. Основная задача состоит в обучении слушателей основным методическим приёмам проведения исторической экскурсии.

Категория слушателей:лица с высшим образованием

Продолжительность обучения: 86 часов. (2,5 месяца)

Форма обучения: без отрыва от производства.

Режим занятий: 2 дня в неделю по 4 аудиторных часа.

Документ об образовании:свидетельство установленного образца Санкт-Петербургского государственного университета.

Ведомственная принадлежность программы: по прямым договорам с физическими и юридическими лицами.

 

Краткое содержание основных разделов (тем):

1. История Санкт-Петербурга.

1.1. Предыстория Санкт-Петербурга.

Приневье и округа в середине – второй половине I тыс. н. э. Нева – важнейшее звено геополитических тенденций в регионе в эпоху средневековья. Приневский регион в геополитике Русского государства конца XV -начале XVI в. Укрепление Русского государства на Балтике. Смутное время в Русском государстве.

1.2. Петербург в XVIII в. (8 час.)

Начало Санкт-Петербурга. Проблема основания Санкт-Петербурга в отечественной историографии. Санкт-Петербург – промышленный и торговый центр. Народонаселение северной столицы. Этнографические особенности различных национальных групп. Общественная жизнь «Града Петра». Городское управление и благоустройство Санкт-Петербурга. Общественно-культурная жизнь столицы дворянской империи.

1.3 Петербург в XIX - начале XX вв.

Границы Петербурга в первой половине XIX века. Промышленное развитие Петербурга в первой пол. XIX в. Городское управление и городское хозяйство в XIX в. Общественно-политическая жизнь города в первой половине XIX века. Культурная жизнь Петербурга в первой половине XIX века. Наука и образование в первой половине XIX века. Демографические изменения в Петербурге после отмены крепостного права. Быт населения Петербурга в первой пол. XIX в. Культурная жизнь Петербурга во второй пол. XIX века. Петербург центр науки, образования, просвещения. Политическая и общественная жизнь Петербурга в 1881-1894 гг.

1.4 Петербург - Петроград -Ленинград в XX в.

Демографическая ситуация в первой половине XIX в. Торгово-промышленное развитие Петербурга в дореволюционное время. Городское управление городское хозяйство в начале XX в. Повседневная жизнь горожан в 1900-1917 гг. Общественно-политическая жизнь страны и Петербург. Из Петербурга в Петроград. Из Петрограда в Ленинград. Изменение в управлении городом в 30-х гг. XX в. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда. Блокада Ленинграда 1941–1944 гг. Оборона города и жизнь горожан. Организация управления городом во время блокады. Прорыв и снятие блокады. Возвращение жителей. Демографическая ситуация в Ленинграде во второй половине XX в. Ленинград в период «застоя». Из Ленинграда в Петербург. Современный Петербург.

 

2. История Архитектуры.

2.1 Градостроительная история Петербурга в начале XVIII в.

Геополитические, стратегические, военно-тактические особенности выбора места крепости. Изначальные намерения создать здесь только крепость, военно-морской и торговый порт. Этапы строительства города в петровское время. Окончательное формирование идеи создания на берегах Невы российской столицы Оформление к 1712 г. важнейших градостроительных особенностей будущего Санкт-Петербурга.

2.2 Петербург после смерти Петра I. Градостроительство.

Санкт-Петербург в Аннинское, Елизаветинское и Екатерининское время. Регулярность застройки. Развитие градостроительной «концепции» невской столицы в XVIII в. Комиссия о Санкт-Петербургском строении. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Творчество ведающихся зодчих: И. К. Коробова, М. И. Земцова, С. И. Чевакинского. К. Б. Растрелли, А. Л. Кокоринова, В. Деламота, А. Ринальди, Ю. М. Фельтена. В. И. Баженова, И. Е. Старова, Н. А. Львова, Д. Кваренги, В. Бренна. Характер застройки различных городских районов.

2.3 Градостроительство и архитектура в первой четверти XIX века.

Классицизм, ампир. Возведение крупных общественных зданий. Формирование архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Архитекторы. Ансамбли Дворцовой, Сенатской, Михайловской площадей. Переход от классицизма к эклектике.

2.4 Архитектура и градостроительство второй половины XIX века.

Эклектика. Использование новых строительных материалов (чугуна и стали). Строительство общественных зданий – вокзалов, рынков. Особенности градостроительства и архитектуры во второй половине XIX века. Архитекторы А.И. Штакеншнейдер, М.М. Месмахер, И.С. Китнер и т.д. «Русский стиль» и Петербург.

2.5 Архитектурно-градостроительное развитие города.

Строительные лихорадки начала XX в. Стиль «модерн» в Петербурге. Изменение облика города и пассеистское (охранительное) движение. Общество «Старый Петербург» 1907-1925 гг. Проекты реконструкции Петербурга начала XX в.

2.6 Проблемы послевоенного восстановления Ленинграда.

Городское хозяйство и архитектура Ленинграда. Восстановление промышленности города и городской инфраструктуры. Выработка принципов восстановления города. И.И. Фомин.

2.7 Реконструкция Ленинграда во второй половине XX в.

Архитектурно-градостроительное развитие города. Перспективные планы развития Ленинграда. Хрущевская оттепель, начало массового строительства, развитие окраин.

 

3. Экскурсоведение.

Экскурсоведение как научная дисциплина. Роль экскурсоведения в исторической науке. Основные понятия и определения. Цели и задачи экскурсоведения. Роль экскурсии в системе культуры отечественного образования. Уровни образования. Понятия образовательной среды и образовательного пространства. Экскурсионно-образовательный потенциал отдельного региона. Историко-культурные памятники и музеи регионального значения. Концептуальные основы организации экскурсионного маршрута. Памятниковедение: основные понятия и определения. Развитие памятниковедения в аспекте историко-культурного изучения региона. Исторические и архитектурные памятники в экскурсионных программах. Музееведение и его соотносительная роль в развитии и изучении экскурсоведения. Экскурсия в музейном пространстве: методические особенности. Основы музейного дела: понятия, основные понятия, определения, терминология. Классификация музеев. Особенности исторического музея. Функциональные особенности музея. Исторические музеи Санкт-Петербурга и их экскурсионный потенциал. Особенности петербургского музея. Градообразующие основы Санкт-Петербурга. Методика экскурсионного показа городской среды. Методические основы разработки автобусного экскурсионного маршрута в условиях городской среды. Экскурсии по рекам и каналам города. Архитектурные стили Санкт-Петербурга: раннее петербургское и елизаветинское барокко перв. четв. XYIII – конца XYIII в., классицизм в петербургской архитектуре конца XYIII – середины XIX вв. и основные этапы его развития, эклектика и модерн в архитектуре Петербурга вт. пол. XIX – нач. XX вв. Методические основы экскурсионного показа архитектурного памятника.

Экскурсионно-образовательный потенциал Санкт-Петербурга. Экскурсионные программы в условиях петербургской образовательной среды. Интерактивные возможности современных экскурсионных программ.

 

4. Разработка и проведение экскурсионных маршрутов.

Экскурсия и её коммуникативный потенциал. Классификационные особенности экскурсий. Методологические основы экскурсионного дела.Типологические особенности экскурсии: экскурсия академическая (традиционная) и экскурсия инновационного типа (интерактивная). Методические основы и особенности организации и проведения. Экскурсия обзорная и экскурсия тематическая. Методические основы и особенности организации и проведения. Типовые особенности экскурсии: по виду передвижения группы – пешеходная, автобусная, теплоходная, вертолётная, смешанная, по времени проведения экскурсии – кратковременная, продолжительная, по специальному заказу – специальная (учебная, научная, проблемная и т. д.). Экскурсовод в системе экскурсионно-образовательного пространства: этика деловых отношений. Психологические особенности профессии. Профессия экскурсовода с позиций культурной антропологии. Основы профессионального мастерства. Методологические основы построения экскурсии. Методика экскурсионного показа и рассказа. Методический приём реконструкции в экскурсии. Значение логического перехода в экскурсионном рассказе. Инновационные приёмы в современной экскурсии. Основание Петербурга – методические основы построения и проведения экскурсии. Фортификационные памятники Санкт-Петербурга перв. четв. XYIII в. – методические основы изучения темы, метод показа и рассказа. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга перв. четв. XYIII в. – методические основы изучения темы, метод показа и рассказа. Культовые постройки Санкт-Петербурга перв. четв. XYIII в. – методические основы изучения темы, метод показа и рассказа. Документальные, живописные и художественно-графические памятники Санкт-Петербурга перв. четв. XYIII в. – методические основы изучения, метод показа и рассказа. Декоративно-прикладные памятники искусства Санкт-Петербурга перв. четв. XYIII в. – методические основы изучения, метод показа и рассказа. Памятники литературы, архитектуры, скульптуры, живописи и графики, посвящённые основанию Санкт-Петербурга методические основы изучения, метод показа и рассказа. Общественно-политические движения в России XYIII – начала XX вв – методические основы построения и проведения экскурсии в условиях городской исторической среды Петербурга. Реставрационная школа Ленинграда – Петербурга: методические основы изучения темы и применения материала при организации и проведении экскурсий разнопланового уровня.

План учебного процесса (тематический план)

  Наименование тем занятий Всего аудиторных часов Лекции, час. Практические занятия, час.
Раздел 1. История Санкт-Петербурга
Предыстория Санкт-Петербурга  
Петербург в XVIII в.  
Петербург в XIX ― начале XX вв.  
Петербург ― Петроград ―Ленинград в XX в.  
Раздел 2. История Архитектуры.
Градостроительная история Петербурга в начале XVIII в.
Петербург после смерти Петра I. Градостроительство
Градостроительство и архитектура в первой четверти XIX в.
Архитектура и градостроительство второй половины XIX в.
Архитектурно-градостроительное развитие города в первой половине XX в. (до Великой Отечественной войны)
Проблемы послевоенного восстановления Ленинграда
Реконструкция Ленинграда во второй половине XX в.
Раздел 3. Экскурсоведение.
  Основы экскурсоведения
Основы музееведения. Экскурсия в музейном пространстве
Экскурсия: классификация, коммуникативный потенциал, видовые и типовые особенности.
Экскурсовод в системе экскурсионно-образовательного пространства: этика деловых отношений
Типы экскурсий на примере одного из исторических музеев Санкт-Петербурга (посещение музея)  
Методологические основы построения экскурсии
Основание Петербурга - методические основы построения и проведения экскурсии.
Общественно-политические движения в России XVIII ― начала XX вв – методические основы построения и проведения экскурсии в условиях городской исторической среды Санкт-Петербурга.
Дом Романовых ― методические основы построения и проведения экскурсии в условиях городской исторической среды Петербурга
История науки и техники и реставрационная школа Ленинграда – Петербурга: методические основы построения и проведения экскурсии в условиях музейно-исторической среды Петербурга
Раздел 4. Разработка и проведение экскурсионных маршрутов.
Экскурсионный маршрут классификационная специфика, этапы разработки.
Картографическое и научно-историческое обеспечение маршрута
Экскурсионное и социокультурное обеспечение маршрута. Интерактивные технологии
Разработка экскурсионно-туристического маршрута в условиях мегаполиса.
Разработка экскурсионно-туристического маршрута в концепции многодневного тура.
Апробирование маршрутной программы. Маркетинг и мониторинг в историко-культурном туризме.
Практическая разработка и проведение экскурсии
Аттестация (письменная экзаменационная работа)  
  Итого

Учебно-методическое обеспечение среднесрочной программы:

Мультимидийный проектор для проведения практических занятий и лекций, наглядные пособия (карты и схемы Петербурга и окрестностей).

Список рекомендуемой литературы прилагается.

Текущий контроль: контроль посещаемости и присутствия на занятиях.

 

Промежуточный контроль: промежуточные письменные работы по разделам

 

Итоговый контроль: заключительная письменная экзаменационная работа по всем аспектам дисциплины.

Дополнительная служебная информация:

Руководитель программы:

Кузнецов Николай Львович, кандидат исторических наук, доцент, тел. 323-07-43

Куратор:

Семенов Владислав Валерьевич, инженер-лаборант, преподаватель истории, тел. 323-07-43, e-mail: [email protected]

Информация о ППС, участвующем в реализации программы: профессор Кривошеев Ю.В. д.и.н.,доцент Соколов Р.А. к.и.н.

 

 

Разработчик программы: к.и.н. Соколов Р.А.   _____ (дата, ФИО, подпись) СОГЛАСОВАНО   Управление образовательных программ     _____________________Григорьев И.М.

 


 

Рекомендуемая литература:

  1. Александрова Л. М., Овчинников Л. А. Музей «Газо-динамическая лаборатория». Л., 1987.
  2. Алексеевский равелин. Книга I, книга II. Л., 1990.
  3. Анциферов Н. П. Город как объект экскурсий для школьников // Внешкольные экскурсии. М., 1924.
  4. Барабанова А. И., Ямщикова Е. А. Народовольцы в Петербурге. Л., 1984.
  5. Ванден Бранден. Мой опыт работы с посетителями // Museum, № 144, 1984.
  6. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л., 1983.
  7. Гиппинг А. И. Нева и Ниеншанц. М., 2003.
  8. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура XVIII – XIX вв. Л. 1991.
  9. Гревс И. М. Город как предмет школьного краеведения // Вопросы краеведения в школе. Л., 1925. С. 68.
  10. Даринский А.В., Асеева И.В. География Санкт-Петербурга. СПб. 1996.
  11. Декабристы в Петербурге. Л., 1975.
  12. Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения. М., 1985.
  13. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М., 2004.
  14. Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации. М., 1983.
  15. Зодчие Санкт-Петербурга XIX–начала XX века. СПб. 2000.
  16. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII века. СПб. 1999.
  17. Зодчие Санкт-Петербурга XX века. СПб. 2001.
  18. Иванова А. А. Стройный мир логики. М., 1985.
  19. Краеведческие записки. Выпуск второй. Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. СПб., 1994.
  20. Культура и искусство петровского времени. Л., 1977.
  21. Культурно-исторические экскурсии. Л., 1923.
  22. Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. СПб. 2003.
  23. Лелина Е. И. Основы экскурсионного дела. СПб., 2005.
  24. Луппов С. П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. М.: Л., 1957.
  25. Мавродин В. В. Основание Петербурга (разные издания).
  26. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.
  27. Нардова В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX начале XX вв. СПб. 1994.
  28. Очерки истории Ленинграда в 8 тт. XVIII-XX вв. Л.-М. 1958-1985.
  29. Очерки истории Ленинграда. В 8 т. Т. 1. Л.; М., 1958.
  30. Очерки истории Ленинграда. В 8 т. Т. 2. Л.; М., 1958.
  31. Петербург Петровского времени. Очерки. Л., 1948.
  32. Петербург: триста лет истории. СПб. 2003.
  33. Петров П. Н. История города с основания города до введения в действие выборного городского управления... СПб., 2004.
  34. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л. 1990.
  35. Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга второй половины XIX века. Л. 1981.
  36. Революционеры 1870-х годов. Л., 1986.
  37. Русское искусство первой четверти XYIII века. М., 1974.
  38. Санкт-Петербург. 300 лет истории. СПб., 2003.
  39. Степанов С. Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость. История проектирования и строительства. СПб., 2000.
  40. Томашевич-Бук Т. Римский город и его показ публике // Museum, № 147, 1986.
  41. Юхнева Н.В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга: вторая половина XIX - н. XX века. Статистический анализ. Л. 1994.


2015-12-07 450 Обсуждений (0)
среднесрочной дополнительной образовательной программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: среднесрочной дополнительной образовательной программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)