Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА И ЕГО СИМВОЛИКА



2015-12-07 1392 Обсуждений (0)
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА И ЕГО СИМВОЛИКА 0.00 из 5.00 0 оценок




«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с

другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии

и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения».

К.Петров-Водкин

 

Вопросами эмоционального воздействия цвета на человека интересовались многие практики и теоретики искусства – Леонардо да Винчи, И.Гете, Э. Делакруа, М.Дерибере, К.Юон, И.Грабарь и др.

Физиологам давно известно о независящем от настроения субъекта физиологическом влиянии цвета. Заметим, что действие каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависят от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального предпочтения.

Каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой живой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии всякой биосистемы, будь то мышь или человек.

«В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, а через него и на душу, - писал Гете. Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют». До сих пор не разрешена загадка цвета – почему и как именно влияет он на настроение и поведение человека. Что позволило Василию Кандинскому назвать живопись «цветовым инструментом состояния души»? Почему человек столь чутко откликается на всевозможные цветовые коды окружения?

Известный психиатр В.М.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее действовать на нервную систему, чем иные микстуры». Аристотель писал: «Все живое стремится к цвету… Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными». Ивли Грант заметил: «Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта – не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него».

Действительно, цвет способен возбуждать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать. Приведем несколько выдержек из замечательной книги Мориса Дерибере «Цвет в деятельности человека»:

«Физиологическое и психофизическое воздействие цвета на живые существа позволило разработать богатую технику цветотерапии… Особое внимание привлекал красный цвет, который использовали еще средневековые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых других кожных заболеваний. Изучались и другие цветовые лучи. Лечение невралгических явлений светом началось очень давно. Вначале оно было эмпирическим, но после наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений Поэга над тем же свойством фиолетового цвета, оно стало более точным. В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний…»

Зеленый цвет был использован Пото при лечении нервных заболеваний и психопатических расстройств. Он считал, что зеленый цвет действует в тех случаях, когда нужно дисциплинировать ум и тело и вынудить больного контролировать свои поступки.

Возможности цветовоздействия попросту фантастичны. Прямое облучение светом, использование лазерных устройств, создание однотонных интерьеров, применение пропускаемых через самоцветы светотоков, направленное влияние на точки акупунктуры, целевое воздействие на активные зоны радужки глаза – сегодня существует множество методов введения цветоэнергий в информационно-энергетический метаболизм человека. Причем все эти приемы эффективны вне зависимости от степени осознания человеком характера и направленности цветоэнергетического воздействия. Цвет, как и звук, является естественным интегратором физиологических и психических процессов

О влиянии цвета на психику человека и его использовании в медицине пишет М.Дерибере по результатам исследования доктора Подольского: « Зеленый цвет влияет на нервную систему. Это болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление поднимает тонус, создает ощущение тепла, расширяя капиллярные сосуды. Облегчает невралгии и мигрени, связанные с повышенным кровяным давлением. Зеленый успокаивает, и его употребление не дает никаких вредных последствий

Голубой цвет – антисептический. Он уменьшает нагноения, может быть полезен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. Чувствительного человека голубой облегчает больше, чем зеленый. Однако от слишком долгого облучения голубым цветом возникает некоторая усталость или угнетенность.

Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Не влияет на кровяное давление, создает чувство благополучия и веселья, Имеет сильное стимулирующее действие, но может утомить.

Желтый цвет стимулирует мозг. Может быть эффективен в случае умственной недостаточности. Долгое облучение препятствует колебаниям в течении болезни.

Красный цвет – теплый и раздражающий. Он стимулирует мозг, эффективен для меланхоликов.

Фиолетовый действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Аметистовый цвет имеет стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого.

В течение длительного времени исторического развития в сознании людей закрепились определенные ассоциативные связи различных цветов или цветовых сочетаний с различными жизненными ситуациями и явлениями. В отдельные периоды истории изобразительного искусства символике цвета принадлежала важная роль, например, в средние века.

Белый цвет олицетворял чистоту и непорочность, красный – кровь святого, зеленый – надежду на бессмертие души, голубой цвет символизировал печаль.

Известно символическое значение каждого цвета в русской иконописи, обусловленное различными художественными течениями, как местными, так и привезенными из Византии и от южных славян.

В русской иконописи цвет золота символизировал идеи библейского рая, был символом истины и славы, непорочности и нетленности, олицетворял идею очищения души. Красный цвет в иконописи символизировал прежде всего кровь Иисуса Христа, был символом пламенности, огня, жизни. Пурпурный цвет в искусстве Византии олицетворял идею императорской власти. Голубой – идеи созерцательности, цвет неба и горного мира. Зеленый – идеи надежды, обновления, юности. Часто применялся и применяется для обозначения райского сада. Белый в русской иконописи символизировал причастность к божественному свету.

Известно символическое значение цвета и в народном творчестве, которое складывалось под воздействием окружающей природы. У многих народов красный – символ солнца и любви, зеленый – надежды, белый – чистоты и невинности.

Вывод напрашивается сам собой: можно управлять живой системой и психическими процессами самым естественным образом, влияя наиболее привычным путем, достигая значительных результатов правильным подбором цветов и формы одежды, причесок, макияжа, интерьера, создавая вокруг себя благоприятную гармоничную цветовую обстановку, без использования синтетических лекарств и сложных физиотерапевтических воздействий.

 

ВОПРОСЫ, УПРАЖНЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Дайте определение цветоведения.

2. Что такое свет? Каковы его основные характеристики?

3. Назовите основные источники света и расскажите об их влиянии на изменение цвета.

4. Что обозначает термин « зрительное восприятие».

5. Что такое равновесие и для чего оно нужно при создании образа или композиции?

6. Приведите примеры «веса» в одежде, прическе, макияже.

7. Каково значение «направления» в работе с внешним видом модели.

8. Роль «подобия» в подборе одежды, прически, макияжа, аксессуаров.

9. Какого строение глаза?

10. Что такое цвет? Назовите спектральные цвета.

11. Какие пары цветов называются дополнительными?

12. Назовите основные характеристики цвета и кратко охарактеризуйте их.

13. Выполните упражнение, используя различные приемы смешения цветов цветными карандашами.

14. Выполните упражнение на достижение разной тональной характеристики цвета. В акварельной живописи разной светлоты цвета можно достигнуть, если накладывать один слой краски на другой. Нарисуйте шесть прямоугольников, приготовьте слабый раствор краски теплого и холодного цвета, покройте три прямоугольника холодным цветом, а оставшиеся три – теплым. Дайте краске высохнуть. Затем тем же раствором закрасьте по два прямоугольника. Третьи прямоугольники покройте краской еще раз – и то же по высохшему слою. Так можно добиться постепенных переходов цвета от самого светлого к самому темному.

15. Что такое светотень и как она «работает» при коррекции лица?

16. Что такое отражение света и какие виды поверхностей вы знаете?

17. Что обозначает термин «белизна»?

18. Какие цвета называются холодными, а какие теплыми? Отчего зависит «температура» цвета?

19. Выполните упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Приготовьте растворы двух красок. На бумагу положите рядом несколько мазков каждой краской, дождитесь, чтобы краска высохла, затем кисточкой, смоченной чистой водой, размойте и соедините их края. Оба цвета как бы ввиваются один в другой, создавая интересные переходы от одного цвета к другому.

20. Сделайте упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Возьмите несколько красок и накладывайте мазки так, чтобы один цвет чуть-чуть заходил на другой, пока краски не высохли. Попробуйте получить интересные переходы цвета, используя бумагу, смоченную водой (по мокрому).

21. Выполните упражнение по получению различных оттенков цвета в акварельной живописи путем наложения одного цвета на просохший слой другого. Новые цвета образуются от просвечивания одного слоя сквозь другой.

22. Что такое контраст и каким он бывает?

23. Приведите примеры светового контраста.

24. Приведите примеры цветового контраста.

25. Что такое цвет поверхности?

26. Что такое «выразительность цвета»?

27. Расскажите о гармония цвета и ее характерных особенностях.

28. Приведите примеры гармонии взаимодополнительных цветов.

29. Приведите примеры цветовой композиции.

30. Выполните упражнение по созданию цветовой композиции. Нарежьте большое количество бумажных квадратиков (1х1см) самых разных цветов и оттенков. Выберите из них 9 разных теплых оттенков и создайте из них красивую теплую композицию. Затем окружите этот теплый квадрат одним рядом маленьких квадратиков, чередующихся по температуре (теплый – холодный). Из 25 разных по теплоте и цвету квадратиков должна получиться приятная для глаз и теплая по ощущению цветная композиция. Так же создается и холодная композиция. Малый квадрат из девяти только холодных цветов окружите чередующимися по теплоте цветами и приклейте холодную композицию, как и теплую, на лист белой бумаги.

31. Что такое «колорит»? Его характерные особенности и отличие от гармонии?

32. Приведите примеры изменения цветов спектра в течение суток.

33. Что такое «целостное» видение?

34. Создайте из кусочков цветной бумаги «цветовое настроение». Для этого вырежьте большое количество самых разнообразных по форме и цвету бумажных кусочков. Попробуйте собрать из них произвольную цветную композицию, выражающую, любое человеческое чувство, например, радость, гнев, боль, удовольствие и т.п.

35. Приведите примеры символики цвета.

36. Приведите примеры психофизического воздействия цвета на человека.

37. Приведите примеры применения цвета в быту и на производстве.

38. Прочитайте стихотворение А.Рембо «Гласные». Какие ассоциации и образы возникают у вас при чтении этих поэтических строк? Попробуйте разнообразными изобразительными средствами передать свои впечатления от этого стихотворения.

 

Артюр Рембо

ГЛАСНЫЕ

 

А – черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый,

О – синий: тайну их скажу я в свой черед.

А – бархатный корсет на теле насекомых,

Которые, трудясь весь день, нам собирают мед.

 

Е – белизна холстов, палаток и тумана,

Блеск горных ледников и хрупких опахал.

И – пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

 

У – трепетная рябь зеленых вод широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

 

О – звонкий зов трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов в тиши небес пространной,

О – дивных глаз ее лиловые лучи.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агюстон Ж.А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне, М., 1981

2. Алексеев С.С. О колорите, М., 1974

3. Алексеев С.С. Цветоведение, М., 1952

4. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства, М., 1977

5. Вибер Ж. Живопись и ее средства, М., 2000

6. Волков Н.Н. Цвет в живописи, М., 1984

6. Гегель Г.В.Ф. Эстетика, М., 1968. т.1

7. Дерибере М. Цвет в деятельности человека, М., 1964

8. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись, М., 1986

9. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета, М., 1995

10. Максимов В.В. Трансформация цвета при изменении освещения, М., 1984

11. Применение цветоведения в текстильной промышленности: сб. ст. (под ред. Л.И. Беленького и Н.С. Овечкиса), М., 1970. ч.1

12. Сокольникова Н.М. Основы живописи, М., 1999

13. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение, М., 1990

14. Цой В.В. Введение в теорию цвета, Томск, 1985

15. Цойгнер Г. Учение о цвете, М., 1971

16. Шашлов Б.А. Природа цвета. Метрология цвета, М., 1980

17. Эстетика: словарь, М., 1989

 

 

 


Разве это набор бессмысленных линий? Нет, это прачка со своим ведром.

Когда мы видим здесь реальную фигуру, а не просто линии, рисунок

неожиданно воспринимается как нечто цельное. Я вижу то, что понимаю.

 

 
 

 

 


Куб Неккера. Этот рисунок меняется по глубине: передняя часть куба, обозначенная

небольшим кружком, иногда кажется расположенной впереди, а иногда сзади.

Можно считать, что подобное чередование восприятия глубины представляет

собой прекрасный пример перцептивного движения.

 

 

 

 


Иллюзия Мюллер-Лайера или иллюзия стрелы.

Стрела с расходящимися вверх и вниз концами кажется длиннее,

чем стрела с наконечниками, обращенными внутрь.

 
 

 

 


Рисунок Геринга или пример перцептивного движения:

расходящиеся в виде лучей линии изгибают наложенные на них прямые

 

 

 


Подобие дает большой зрительный эффект, чем заставляет предметы

и детали предметов «принадлежать друг другу». Части, имеющие подобие,

образуют и формируют зрительные модели

 

 
 

 

 


 

 

Явление одновременного контраста. Та часть серого круга, которая находится на черном фоне, кажется несколько светлее, чем другая, расположенная на белом фоне. Этот эффект усиливается, если на границе белого и черного фона на круг положить тонкую нить.

 

Словарь.

Амплитуда – размах, ширина колебаний. Наибольшее отклонение от «нулевого» значения.

Ахроматические цвета – черный, белый и все серые (от самого светлого до самого темного) – нейтральные, бесцветные цвета.

Визуальный – зрительный – направленное наблюдение физического явления или процесса в форме удобной для восприятия.

Волновая природа света – основа восприятия цвета через органы зрения.

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-либо, единство противоположностей, мера и пропорциональность, равновесие, сомаштабность. Обязательно возвышенное и прекрасное.

Диаметр– поперечник – отрезок прямой, соединяющий две наиболее удаленные точки геометрической фигуры. Для круга – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.

Диффузия – распространение, растекание.

Интеграция– восстановление, объединение в целое каких-либо частей или элементов. Процесс взаимного приспособления.

Колорит – оптическая совокупность всех цветов, рассматриваемых с некоторого расстояния.

Контраст – резко выраженная противоположность. Противопоставление предметов или явлений, резко отличающихся друг от друга по качествам или свойствам.

Локальный цвет – основной цвет предмета без учета внешних влияний.

Модификация – видоизменение, преобразование, характеризующееся появлением новых свойств.

Оттенок – отклонение цвета от основного «нейтрального» тона.

Перспектива– вид вдаль, на далеко находящиеся предметы. Изменение размеров и очертаний предметов вдали.

Перцепция – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.

Пигмент – краска - красящие вещества, содержащиеся в животных и растительных тканях и обуславливающие их окраску.

Просновка– светлая или темная полоска между контрастными цветами.

Поверхностный цвет – цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета.

Пространственный цвет – цвет удаленных от нас предметов, цвет разнообразных сред: воды, неба, облаков и др.

Плоскостной цвет – цвет, принадлежащий какой-либо плоскости, находящийся на таком расстоянии от наблюдателя, когда не различаются структурные особенности. Используется при маскировке.

Спектр – от латинского видимое, видение – совокупность всех значений какой-либо величины, характеризующей систему, например, спектр колебаний различных длин волн света.

Сенсор– чувство, ощущение. Сенсорный – чувствительный.

Симметрия– соразмерность частей художественного целого как в отношении друг друга, так и в соответствии с целым.

Хорда– от греческого струна – отрезок прямой, соединяющий две точки какой-либо кривой, например, окружности.

Экспрессионизм– направление в западноевропейском искусстве первой трети 20 века (экспрессия - выражение, сила проявления, выразительность). Для экспрессионизма характерны броскость, гротескность художественного образа.

 

Рисунок Геринга или пример перцептивного движения:

расходящиеся в виде лучей линии изгибают наложенные на них прямые

 



2015-12-07 1392 Обсуждений (0)
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА И ЕГО СИМВОЛИКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА И ЕГО СИМВОЛИКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)