Васильева З.А.,
директор Института управления и бизнес-технологий
Красноярского государственного технического университета,
канд. экон. наук, профессор, заслуженный экономист России
В настоящее время в экономической литературе существует достаточно большое количество определений и способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе чаще всего определяется [1, 11, 12]:
| либо особенностями постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности, но не принимается в расчет последующими исследователями;
|
| либо особенностями выбора предмета исследования (товар, услуга); субъекта конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство); объекта конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно-сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть); масштаба деятельности (товарные рынки, отраслевые рынки, региональные рынки, межрегиональные рынки, мировые рынки).
|
До сих пор в экономической литературе продолжаются дискуссии по выбору базового понятия и базового уровня конкурентоспособности. Вместе с тем от однозначного толкования базового уровня конкурентоспособности зависит и четкое разграничение параметров оценки конкурентных преимуществ и конкурентоспособности. По нашему мнению, в зависимости от уровня конкурентоспособности, выбранного автором для исследования, происходит переход с категории конкурентоспособности предметов (товар, услуга), объектов (спрос, рынок, факторы производства) в категорию факторов конкурентных преимуществ (внешних или внутренних) по уровням управления. Так, при оценке конкурентоспособности государства наличие конкурентоспособной продукции является внутренним конкурентным преимуществом для государства. При оценке конкурентоспособности продукции наличие конкурентоспособного государства является внешним конкурентным преимуществом для предприятия.
Вполне естественно, что в иерархии понятий конкурентоспособности базовым является «конкурентоспособность продукции», которая может рассматриваться для различных видов товаров (производственно-технического назначения, потребительского назначения, услуг, информации и т.п.). В качестве производителей продукции выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, которые вступают в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки (товарные, отраслевые, территориальные); за факторы производства (природно-сырьевые, производственно-технологические, трудовые, финансовые ресурсы); за инвестиции. Базовую основу для уровня конкурентоспособности продукции составляет уровень предприятия.
Конкурентоспособность предприятия. Исследование конкурентоспособности предприятий, предлагаемое в экономической литературе авторами А. Вороновым, А. Дементьевой, И.Максимовым, М. Мельниковой, А. Семененко, С. Цветковой и др., позволило нам прийти к выводу о том, что чаще всего понятие «конкурентоспособность предприятия» сводят к «...способности предприятия производить конкурентоспособный товар».
Однако, учитывая, что в настоящее время предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегий диверсификации, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Прежде всего следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Вместе с тем при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относиться к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений.
На понятие «конкурентоспособность предприятия» оказывает влияние и тот факт, что само предприятие может выступать как:
| товар, имеющий рыночную стоимость на фондовых рынках (курс акций, рыночная стоимость бизнеса);
|
| товар, имеющий инвестиционную стоимость на рынке капиталов (стоимость инвестиций в существующий бизнес и его диверсификацию).
|
Различие требований, предъявляемых к предприятию субъектами рынка: потребителями, конкурентами, инвесторами, структурами управления более высокого уровня (отрасль, регион, кластер, государство), меняет и перечень показателей, используемых для оценки уровня конкурентоспособности, что должно, в свою очередь, найти, по нашему мнению, отражение в понятийном аппарате.
Конкурентоспособность отрасли. Исследования конкурентоспособности отрасли, как правило, базируются на определении М. Портера, который ориентируется на выделении критериев оценки уровня конкурентоспособности в системе мировой экономики. В связи с отсутствием четкого понятия довольно часто за конкурентоспособные отрасли выдают либо «отрасли специализации» (в том числе международной), либо «доминирующие отрасли» (занимающие высокий удельный вес в структуре экономики) [1, 5, 8].
Вместе с тем, по мнению авторов В. Иванец, А. Резника, на мировых рынках конкурируют не отрасли, а товары, базирующиеся на макротехнологиях (технологиях, позволяющих производить крупные производственные изделия, характеризующиеся большой капиталоемкостью, определяемой, в свою очередь, наукоемкостью и материалоемкостью) [5].
Одна и та же продукция отрасли может иметь разный уровень конкурентоспособности в той или иной стране в зависимости от решаемых функциональных задач. Так, продукция машиностроения России на рынках Западной Европы, США, Японии не всегда является конкурентоспособной, а в Латинской Америке, Южной Африке является конкурентоспособной в связи с тем, что оценка производится по разным группам критериев. Для Латинской Америки, Южной Африки конкурентоспособность машиностроительной продукции (технология) определяется параметрами простоты эксплуатации, позволяющей применять низкоквалифицированную, дешевую рабочую силу.
Конкурентоспособность кластера. В условиях гиперконкуренции среди субъектов конкуренции появляется новый тип — территориально-отраслевой технологический кластер как структура, объединяющая предприятия по всем этапам производственной цепочки (добыча сырья, первичная переработка, сбыт, послепродажное обслуживание), включающая производственные, сбытовые, финансовые предприятия, научные и образовательные учреждения, переплетающие различные сферы деятельности и отрасли промышленности, различные регионы и даже государства. Кластеры могут быть созданы по отраслевому (технологическому) признаку на основе макротехнологий; по признаку инвестиционной привлекательности предприятия с учетом классификации прямых инвестиций в производство на ресурсно-ориентированные (добыча и переработка сырьевых ресурсов), затратно-ориентированные (производство с высокой добавленной стоимостью), рыночно-ориентированные (стратегические инвестиции). Кластеры обладают способностью быстро реализовывать нововведения, так как объединяют усилия власти и бизнеса, связывают в единое целое технологии, минерально-сырьевые ресурсы, интеллектуальный и человеческий потенциал.
Особенности структуры экономики России (наличие крупных диверсифицированных отраслей промышленности) позволяют использовать все преимущества кластерных структур для наращивания конкурентных преимуществ отраслей.
Конкурентоспособность региона. Нарастание тенденций регионализации (региональной интеграции) в мировой экономике приводит к возрастанию необходимости четкого определения понятия «конкурентоспособность региона». Особую значимость данное понятие имеет для условий социально-экономического развития России, где отдельные территории (регионы) по своим масштабам превышают размеры государств в Западной Европе.
Несмотря на большое количество экономической литературы по региональной экономике [2, 4—10, 12—14, 17—21], в настоящее время «конкурентоспособность региона» является наименее изученным понятием, что, с одной стороны, приводит к отсутствию единой методики оценки, комплекса показателей и критериев оценки уровня конкурентоспособности; с другой стороны, — к отсутствию единых подходов в разработке типовых управленческих решений и мер по повышению текущего уровня конкурентоспособности и потенциального роста.
Сравнительный анализ понятий конкурентоспособности региона, [3, 15, 18], проведенный нами, позволяет констатировать, что чаще всего конкурентоспособность региона рассматривают «... как способность создавать условия на внутренних и внешних рынках» [2, 12, 15] или «... продуктивность (производительность) использования ресурсов» [18].
Однако, по нашему мнению, методологические подходы формулирования понятия конкурентоспособности региона, базирующиеся на «продуктивности (производительности) использования региональных ресурсов», позволяют только зафиксировать на данный момент времени уровень использования имеющихся региональных ресурсов и способность этих ресурсов обеспечивать динамику — ВРП. Вместе с тем скорость изменений в мировой экономике и изменение значимости факторов, оказывающих влияние на экономический рост (с факторов производства на факторы инновационные), требуют уточнения понятия конкурентоспособности региона, опираясь на три исходных момента:
| из всех видов региональных ресурсов (потенциалов), обеспечивающих экономический рост, наибольшее значение для уровня конкурентоспособности региона в соответствии с тенденциями развития мировой экономики (гиперконкуренции) имеют инновационные, интеллектуальные и инвестиционные ресурсы;
|
| наличие и уровень использования имеющихся региональных ресурсов, наличие способности к росту динамики макроэкономических показателей, а именно способности к наращиванию региональных потенциалов на основе наукоемких, высокотехнологичных производств и производств с высокой добавленной стоимостью;
|
| скорость наращивания региональных потенциалов должна обеспечивать устойчивые темпы роста ВРП и качество жизни населения на уровне мировых значений.
|
Конкурентоспособность государства. Сравнительный анализ понятий конкурентоспособности государства и существующих методик оценки уровня конкурентоспособности позволяет сделать следующие выводы:
| понятие конкурентоспособности государства имеет как достаточно широкое толкование («...степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги...» — Комиссия по промышленной конкурентоспособности при Президенте США), так и достаточное узкое толкование, увязанное либо только с одним блоком параметров («...экономическая возможность расплачиваться за полученные средства» — Всемирный банк развития), либо с одним параметром («... это производительность» — М. Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса);
|
| показатели оценки «конкурентоспособности страны» чаще всего не имеют идентичной базы для сравнения и используются авторами произвольно, например, при отсутствии исходных данных по странам за данный год используются данные более раннего периода [16];
|
| в качестве критериев для сравнения некоторых показателей используются экспертные оценки, что снижает степень объективности.
|
Предлагаемая нами иерархия уровней конкурентоспособности субъектов рынка включает:
| базовое понятие (конкурентоспособность продукции) и базовый уровень (конкурентоспособность предприятия);
|
| конкурентоспособность носителей технологии — макротехнологии производства продукции (конкурентоспособность отрасли, кластера) и конкурентоспособность носителей ресурсов или нормативно-правовых условий формирования конкурентной среды (конкурентоспособность государства (региона).
|
Уточнение понятийного аппарата конкурентоспособности, связанное с изменениями практики мировой экономики, базируется на следующих моментах:
| наличие и уровень использования имеющихся ресурсов должны не только обеспечивать конкурентоспособность на данный момент времени, но и иметь способность (создавать условия) наращивать потенциал роста конкурентоспособности;
|
| из всех видов ресурсов наибольшее значение для достижения, удержания и наращивания потенциала роста конкурентоспособности для всех субъектов рынка имеют инновационные, интеллектуальные и инвестиционные ресурсы;
|
| скорость наращивания ресурсов (инновационных, интеллектуальных) как потенциала роста конкурентоспособности должна соответствовать скорости, обеспечивающей уровень роста производства ВВП и качества жизни на уровне мировых значений.
|
В соответствии с этим, по нашему мнению, при уточнении понятийного аппарата конкурентоспособности следует определять (см. таблицу):
| пороговое значение конкурентоспособности — наличие и эффективность использования освоенных ресурсов (факторов) на уровне, позволяющем считать субъект рынка конкурентоспособным;
|
| потенциал роста конкурентоспособности — наличие инновационных ресурсов (технологии, ноу-хау, интеллектуальный потенциал);
|
| скорость формирования инновационных факторов роста — наличие условий и механизмов (инновационная и предпринимательская привлекательность, риски) для наращивания потенциала роста конкурентоспособности.
|
Таблица
Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка
Уровень иерархии
| Понятие конкурентоспособности
|
Конкурентоспособность страны
| Способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений
|
Конкурентоспособность региона
| Способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений
|
Конкурентоспособность отрасли
| Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли на основе базовых макротехнологий (организация производств с высокой добавленной стоимостью, с высоким уровнем глубины переработки, с высоким научно-техническим потенциалом)
|
Конкурентоспособность кластера
| Способность использовать потенциал макротехнологий для получения мультипликативных эффектов на всех уровнях вертикальной интеграции производства товаров и услуг, отвечающих требованиям мировых и внутренних рынков, и наращивания конкурентных преимуществ за счет лидерства в технологиях производства, оптимизации форм организации и управления сбытом как базового условия потенциального роста конкурентоспособности
|
Конкурентоспособность предприятия
| Для потребителей — способность удовлетворять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров.
|
Для конкурентов — способность производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности.
|
Для инвесторов — способность использовать ресурсы предприятия для динамичного развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия.
|
Для субъектов рынка — партнеров (отрасль, регион, кластер, государство) — способность производить конкурентную продукцию и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности на основе инновационных факторов роста
|
Исходя из вышесказанного, произведенное нами уточнение понятийного аппарата конкурентоспособности позволяет:
| разработать методический аппарат (параметры и критерии оценки уровня конкурентоспособности) в соответствии с требованиями развития мировой экономики;
|
| использовать систему показателей, учитывающих специфические требования каждой группы субъектов рынка;
|
| определять пороговые значения ресурсов, ниже значения которых субъект рынка не способен формировать конкурентоспособность;
|
| определять скорость, с которой необходимо наращивать потенциал роста конкурентоспособности, обеспечивающей устойчивый экономический рост и качество жизни населения в соответствии с мировыми значениями;
|
| формировать комплекс стратегических и тактических управленческих решений по повышению уровня конкурентоспособности и механизмов взаимодействия при создании конкурентных преимуществ и по усилению рыночных позиций.
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронов А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. — 2001. — № 5. — С. 16—24.
2. Воротников А. Стратегии повышения конкурентоспособности региона // Экономические стратегии. — 2001. — С. 144—149.
3. Гнилитская Е. В. Эффективность факторов производства в глобальной конкуренции // Финансовый бизнес — 2004. — Ноябрь — декабрь. — С. 52—62.
4. Златкис В. И. Регулирование финансовых рынков в системе актуальных реформ в сфере государственного управления // Финансы. — 2003. — № 12. — С. 3—10.
5. Иванец В. К. Макротехнологии и обеспечение конкурентоспособности отечественной промышленности // Промышленность России. — 2000. — № 2. — С. 25—32.
6. Ишханов А. В. О необходимости выделения однородных групп стран при выявлении макроэкономических зависимостей // Финансы и кредит. — 2004. — № 9. — С. 68—77.
7. Йеннер Т. Отраслевая структура, рыночная стратегия и успех предприятия // Управление предприятием. — 2002. — № 3.
8. Кильдишев Г. С. Многомерные группировки. — М.: Статистика, 2000.
9. Кушлин В. Мировые технологические тенденции и экономическое переустройство России // Экономист. — 1998.
10. Маевский В. Условия развития высокотехнологичного комплекса // Вопросы экономики. — 2003. — № 2. — С. 26—33.
11. Островский Г. Конкурентоспособность предприятия как объект управления // Консультант директора. — 2001. — № 20. — С. 34—36.
12. Портер М. Международная конкуренция / Ред. В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
13. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно-ориентированном развитии // Вопросы экономики. — 2004. — № 8. — С. 46—51.
14. Рыбаков Ф. Региональные дифференциации социально-экономического развития России // Региональная экономика: теория и практика. — 2004. — № 12. — С. 12—16.
15. Селезнев А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юристъ, 1999. — 384 с.
16. Фатхутдинов Р. А. Оценка конкурентоспособности страны // Промышленность России. — 2000. — № 3. — С. 62—67.
17. Хершберг Э. Глобальная реструктуризация, знание и обучение // Вопросы экономики. — 2004. — № 8. — С. 66—75.
18. Шеховцева А. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 4. — С. 11—15.
19. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. — 239 с.
20. Экономика региона: инновационный путь развития // Сб. документов / Ред. Л. И. Кузнецова. — М.: Логос. — 2003. — 295 с.
21. Яковлев А. А. Развитие конкуренции и проблемы реструктуризации предприятий // Экономический журнал ВШЭ. — 1997. — № 1. — С. 75—83.
Конкурентоспособность - многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевая, страновая. Между всемиэтими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от возможностей конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого (в сравнении с товарами-аналогами) определяют его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Конкурентоспособность (КСП) - способность предприятия обеспечить лучшее предложение по сравнению с товарами основных конкурентов.
Изучение конкурентоспособности реализуемого на рынке нашего товара должно вестись непрерывно и систематически. Это даст возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге мы сможем вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять ли изделие с производства, модернизировать ли его, перевести ли на другой рынок и т.д. Ведь выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения.
Конкурентоспособность продукции состоит из следующих элементов:
1. Ценовая конкурентоспособность продукции
- Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов (с ценами аналогичной продукции и с ценами товаров-субститов)
- Действенность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов
- Привлекательность для потребителей системы скидок (наличие и эффективность системы скидок в зависимости от размера партии; от условий оплаты сделок; от потенциальных возможностей, связанных со сделкой).
2. Качество продукции
- Технико-функциональные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации).
- Наличие дополнительной пользы (наличие дополнительных функций; удобства, связанные с процессом покупки, с процессом оплаты, с последующей утилизацией).
- Престижность продукции
3. Конкурентоспособность систем сбыта, рекламы и обслуживания
- Удобство для потребителей системы сбыта
- Эффективность рекламы
- Удобство и надежность систем обслуживания (системы технического, торгового, гарантийного, постгарантийного, сервисного обслуживания).
- Эффективность системы работы с общественностью.
Следует учесть, что при анализе КСП для конкретной ситуации некоторые из предложенных элементов могут быть исключены и, наоборот, степень детализации исходного понятия может быть увеличена.
В общем виде, эмпирическая формула конкурентоспособности товара имеет вид:
конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание
Конкурентоспособность товара - понятие относительное, реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.