Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова
Тема: Лирика Н. А. Некрасова Цели: показать разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений. Ход уроков I. Беседа с учащимися по вопросам: 1. Какие впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н. А. Некрасова? 2. Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским? 3. Расскажите о деятельности Некрасова как редактора и журналиста. 4. Что значит, по Некрасову, «быть гражданином»? На протяжении всего творческого пути у Некрасова было одно желание – донести свое слово до народа, содействовать его пробуждению. Поэт сознательно подчинил свою поэзию не литературным, а общественным задачам: «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть бойцом». Поэт считал, что каждый честный человек должен быть прежде всего гражданином – это значит отдать всего себя борьбе за народное счастье. II. Объяснение нового материала. Слово учителя. Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни. Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив – встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу. Основные темы лирики Некрасова: 1. Тема родины и природы. («Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.) «Родина». Чтение стихотворения. Вопрос: Какие воспоминания о детстве поэта отразились в стихотворении? «Рыцарь на час». Чтение стихотворения. Вопросы: 1) Каким настроением проникнуто стихотворение? 2) Каков смысл названия? 3) Какую роль играют в некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола Павла с мечом? «Родина», «Рыцарь на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания поэта о детстве, об отце, матери… Автобиографическая достоверность сочетается с широкими обобщениями. Родина поэта – это Волга, помещичьи угодья, сад, дом. Это и вся Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери. «Перед дождем», «Зеленый шум». Чтение стихотворений. (На примере стихотворений покажите своеобразие некрасовского пейзажа.) Природа у Некрасова всегда в движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит читателя из мира природы («Перед дождем») в мир социальных отношений – жандарм везет арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма. В «Зеленом шуме» нарисовать прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую природу. 2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.) («Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др.) Задания:прочитать (наизусть) и проанализировать стихотворения «В дороге», «Тройка». (Если класс слабый, можно предложить после чтения стихотворений беседу по вопросам.) «В дороге». Чтение стихотворения. Вопросы: 1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной? 2) Что томит Грушу, кроме работы? 3) Почему она плачет – только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она? 4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену? «В дороге» – это рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены – несчастной Груши, смолоду по барской прихоти воспитанной в господской семье. Отданная замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди своих». «Сам крестьянин предстает как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим индивидуальным несчастьем. Общие судьбы народа выражены как частный вариант, личная судьба» [10. С. 153]. В стихотворении возникает образ русской проселочной дороги. «Тройка». Чтение стихотворения. Вопросы: 1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения? 2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки? 3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт? 4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика? Образ «промчавшейся», «бешеной» тройки, окаймляющей стихотворение, – это символ несбывшейся, неуловимой мечты, ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место, холопка!». 3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов. («Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.) Задания: прочитать наизусть «Памяти Добролюбова», проанализировать стихотворение. «Памяти Добролюбова». Чтение стихотворения. Вопросы: 1) Расскажите о времени написания стихотворения. Это годы реакции, невероятной жестокости правительства по отношению к недовольным грабительской «крестьянской реформой». Некрасов «теряет» своих друзей-единомышленников. Поэту потребовалось немало мужества, чтобы выстоять в тяжелой борьбе. 2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении? Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге: Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! 4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок. Поэма «Дедушка» (1870). Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |