Атипии психического развития
1. Приведите основные сведения о распространенности отклонений в развития. Назовите современные тенденции в исследовании психологических особенностей детей при отклонениях развития с позиций генотип-средовых влияний. 2. Что представляют собой эндо- и экзогенные факторы возникновения отклонений в развитии? 3. Как соотносятся понятия «дизонтогенез» и «болезнь»? Причины и классификация отклонений в развитии 1. Чем объясняется существование многообразных отклонений в развитии? 2. Что дают нам знания о причинах нарушенного развития? 3. Проанализируйте различные подходы к классификации нарушений развития. Дайте классификацию атипий с позиций различных подходов (клинико-педагогический, нейропсихологический, патопсихологический и др.). Какие классификации и в каких условиях применяются в настоящее время? 4. Назовите основные категории детей с отклонениями в развития. Общие и специфические закономерности атипичного развития 1. Выпишите ключевые слова, характеризующие общие закономерности атипичного развития. Приведите примеры собственных наблюдений и из литературных источников. 2. Выделите позитивные и негативные специфические закономерности проявления отклонений развития. Механизмы формирования системных отклонений 1. Какова роль общения в психическом развитии ребенка? 2. Каким образом первичные нарушения способны осложнить процесс общения ребенка с отклонениями в развитии? 3. Какова роль нарушения процесса формирования разных видов деятельности в появлении вторичных отклонений в развитии ребенка? 4. Депривация и ее роль в формировании системных отклонений. 5. Роль семейного воспитания в формировании отклонений в развитии.
Раздел II. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития Тема 1. Теоретические основы олигофренопсихологии Учебные вопросы 1. Олигофренопсихология. Определение, предмет, объект науки. 2. Связь психологии умственно отсталого ребенка с другими науками. 3. Задачи олигофренопсихологии. 4. Проявление общих закономерностей в психическом развитии умственно отсталых детей. 5. Специфические закономерности психического развития ребенка с интеллектуальным недоразвитием. 6. Понятие дизонтогенеза. Классификация дизонтогенеза. Недоразвитие как тип дизонтогенеза. 7. Современное определение понятия «умственная отсталость». 8. Олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте. 9. Деменция как форма умственной отсталости в детском возрасте. 10. Степени олигофрении. Психолого-педагогическая характеристика. 11. Классификация олигофрении по М.С. Певзнер. 12. Актуальные проблемы психологии умственно отсталого ребенка. 13. Особенности ВНД детей с недоразвитием интеллекта. 14. Этиология умственной отсталости. Перинатальные причины. 15. Этиология умственной отсталости. Постнатальные причины. 16. Проблема психологии умственно отсталого ребенка в истории специальной педагогики и психологии. Рекомендуемая литература Основная литература: 1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. [Текст] – М., 2002. 2. Левченко, И.Ю., Киселёва, Н.А., Качественный анализ показателей психической деятельности дошкольников с отклонениями в развитии. [Текст] // Специальная психология. № 4 (18), 2008. С. 22-34. 3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В.Кузнецова, Л.И., Переслени, Л.И. Солнцева и др.; По ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003. 4. Специальная педагогика [Текст] / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. 5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розонова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003. 6. Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие. [Текст] – М., 2005. Дополнительная литература: 1. Ботова, О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. [Текст] // Специальная психология. № 1 (11), 2007. 2. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. [Текст] – М., 1982-1985. – Т. 5. 3. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. [Текст] – М., 1993. 4. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. [Текст] – М., 1939. 5. Катаева, А.А. Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] - М., 1998. 6. Морозова, Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста [Текст] / Сб. научных трудов. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1984. 7. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. [Текст] – М., 1986. 8. Стребелева, Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости. [Текст] // Дефектология. № 4, 1994. 9. Усанова, О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. [Текст] - М., 1990. 10. Шаповалова, О.Е. Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников. [Текст] // Специальная психология. № 4 (10), 2006. Содержание раздела дисциплины
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1386)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |