Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Атипии психического развития



2015-12-07 1386 Обсуждений (0)
Атипии психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Приведите основные сведения о распространенности отклонений в развития. Назовите современные тенденции в исследовании психологических особенностей детей при отклонениях развития с позиций генотип-средовых влияний.

2. Что представляют собой эндо- и экзогенные факторы возникновения отклонений в развитии?

3. Как соотносятся понятия «дизонтогенез» и «болезнь»?

Причины и классификация отклонений в развитии

1. Чем объясняется существование многообразных отклонений в развитии?

2. Что дают нам знания о причинах нарушенного развития?

3. Проанализируйте различные подходы к классификации нарушений развития. Дайте классификацию атипий с позиций различных подходов (клинико-педагогический, нейропсихологический, патопсихологический и др.). Какие классификации и в каких условиях применяются в настоящее время?

4. Назовите основные категории детей с отклонениями в развития.

Общие и специфические закономерности атипичного развития

1. Выпишите ключевые слова, характеризующие общие закономерности атипичного развития. Приведите примеры собственных наблюдений и из литературных источников.

2. Выделите позитивные и негативные специфические закономерности проявления отклонений развития.

Механизмы формирования системных отклонений

1. Какова роль общения в психическом развитии ребенка?

2. Каким образом первичные нарушения способны осложнить процесс общения ребенка с отклонениями в развитии?

3. Какова роль нарушения процесса формирования разных видов деятельности в появлении вторичных отклонений в развитии ребенка?

4. Депривация и ее роль в формировании системных отклонений.

5. Роль семейного воспитания в формировании отклонений в развитии.

 

Раздел II. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития

Тема 1. Теоретические основы олигофренопсихологии

Учебные вопросы

1. Олигофренопсихология. Определение, предмет, объект науки.

2. Связь психологии умственно отсталого ребенка с другими науками.

3. Задачи олигофренопсихологии.

4. Проявление общих закономерностей в психическом развитии умственно отсталых детей.

5. Специфические закономерности психического развития ребенка с интеллектуальным недоразвитием.

6. Понятие дизонтогенеза. Классификация дизонтогенеза. Недоразвитие как тип дизонтогенеза.

7. Современное определение понятия «умственная отсталость».

8. Олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте.

9. Деменция как форма умственной отсталости в детском возрасте.

10. Степени олигофрении. Психолого-педагогическая характеристика.

11. Классификация олигофрении по М.С. Певзнер.

12. Актуальные проблемы психологии умственно отсталого ребенка.

13. Особенности ВНД детей с недоразвитием интеллекта.

14. Этиология умственной отсталости. Перинатальные причины.

15. Этиология умственной отсталости. Постнатальные причины.

16. Проблема психологии умственно отсталого ребенка в истории специальной педагогики и психологии.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. [Текст] – М., 2002.

2. Левченко, И.Ю., Киселёва, Н.А., Качественный анализ показателей психической деятельности дошкольников с отклонениями в развитии. [Текст] // Специальная психология. № 4 (18), 2008. С. 22-34.

3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В.Кузнецова, Л.И., Переслени, Л.И. Солнцева и др.; По ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.

4. Специальная педагогика [Текст] / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розонова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

6. Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие. [Текст] – М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Ботова, О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. [Текст] // Специальная психология. № 1 (11), 2007.

2. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. [Текст] – М., 1982-1985. – Т. 5.

3. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. [Текст] – М., 1993.

4. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. [Текст] – М., 1939.

5. Катаева, А.А. Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] - М., 1998.

6. Морозова, Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста [Текст] / Сб. научных трудов. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1984.

7. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. [Текст] – М., 1986.

8. Стребелева, Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости. [Текст] // Дефектология. № 4, 1994.

9. Усанова, О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. [Текст] - М., 1990.

10. Шаповалова, О.Е. Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников. [Текст] // Специальная психология. № 4 (10), 2006.

Содержание раздела дисциплины



2015-12-07 1386 Обсуждений (0)
Атипии психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Атипии психического развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)