Организация маркетинга на кинопредприятии 24 страница
Нормальный режим труда и отдыха предполагает не только регламентацию времени работы, но и времени отдыха. Во российскому трудовому праву понятие времени отдыха практически совпадает с понятием внерабочего времени, т.е. времени, свободного от выполнения трудовых обязанностей. Видами времени отдыха являются: а) перерывы в течение рабочего дня; б) ежедневный отдых; в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); г) нерабочие праздничные дни; д) отпуска. \ В течение рабочего дня работникам должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее тридцати минут, который в рабочее время не вкрючаетфя, Время предоставления перерыва и его продолжительность в условиях киностудии устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, а в съемочных группах — администрацией. (Яричем обеденный перерыв должен предоставляться всем участникам съемок не позднее, чем через пять часов после начала г смены. Перерыв для отдыха между сменами при работе в условиях i; киностудии и на местной натуре должен быть не менее 13 часов, а в условиях киноэкспедиции ~ не менее 12 часов. Продолжитель-^ность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Работникам съемочных групп, цехов и отделов киностудий должны предоставляться еженедельно дни отдыха в субботу и рюскресенье. Однако на практике это не всегда соблюдается. Так, щ соответствии с Трудовым кодексом и согласно Положению о | рабочем времени и времени отдыха работников съемочных групп 'и обслуживающих цехов киностудий работа в выходные дни как исключение допускается в следующих случаях: необходимость провести событийные киносъемки; работа на территории или в гантерьерах других предприятий и организаций, которые могут разрешить киносъемку только в выходные дни; при неблагоприятных климатических и погодных условиях, а также в случаях, ; связанных с чрезвычайными обстоятельствами. Привлечение ра-I ботников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению администрации. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается |не менее чем в двойном размере. По желанию работника ему может | быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нера-I бочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день ■отдыха оплате не подлежит. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии может определяться на основании трудового договора, коллек-I тивного договора или локального нормативного акта организации. Особо следует сказать о режиме труда и отдыха в съемочных группах при работе в районах с неблагоприятными климатическими условиями. Администрация всегда должна исходить из местных метеорологических условий и особенностей. Во время натурных съемок на Крайнем Севере и приравненных к нему районах работу при сильном морозе следует чередовать перерывами* предназначенными для обогрева участников съемок. Периодичность пепепы.
Одной из особенностей фильмопроизводства является участие в съемках детей и подростков. Продюсер должен уделять особое внимание условиям труда на съемочной площадке, строгому соблюдению режима работы и установленных мер по охране труда несовершеннолетних исполнителей ролей;/ Привлечение данной категории исполнителей для участия в киносъемках оформляется письменными договорами. Трудовой кодекс устанавливает}/что в организациях кинематографии^допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки (попечительства) заключение ^«рудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет для участия в создании фильма, в том числе исполнения роли. Дети допускаются к съемкам только после медицинского освидетельствования при отсутствии противопоказаний. Для несовершеннолетних исполнителей установлена сокращенная съемочная смена по возрастным группашап Возраст Продолжительность От 13 до 16 лет не более 4 часов От 16 до 18 лет не более 6 часов В течение всего рабочего времени несовершеннолетним артистам каждые 45 минут должны предоставляться перерывы для отдыха продолжительностью до 15 минут, которые, как и обеденный перерыв, в рабочее время не включаются. Трудовой кодекс допускает работу в ночное время лисе, не Достигших возра- ста 18 лет и участвующих в создании или исполнении художественных произведений. На период съемок детских фильмов приглашаются воспитатели-педагоги, которые должны наблюдать за детьми и вести занятия. Каждый воспитатель работает не более чем с 8 детьми. 16.3. Подготовительные работы по безопасности киносъемок Подготовительный период — важнейший этап "Производства фильма, когда закладываются предпосылки для успешной творчес-(^Ко-производственной работы съемочной группы. В это время проводится многогранная работа по всесторонней подготовке к съемкам, включая вопросы охраны труда. От того, насколько тщательно Еона проделана, зависят условия труда и быта участников съемок в киноэкспедиции, производственно-экономические показатели. Основными направлениями работ подготовительного периода то обеспечению производственной безопасности являются: • работа с режиссерским сценариев— определение кадров с повышенной опасностью для участников; • разработка планов съемки кадров с повышенной опасностью; • выбор мест для натурных'киносъемок, включая вопросы безопасности работы, обеспечения нормальных условий труда и быта; i • организация работ по изготовлению и приемке специальных приспособлений в соответствии с утвержденной технической документацией; • подбор дублеров-каскадеров, обучение артдетов навыкам, необходимым для исполнения роли; • отбор и дрессировка животных, которые будут сниматься в фильме; • подготовка к выезду в киноэкспедицию (обеспечение работников съемочной группы спецодеждой, специальным инвентарем, организация медщщнского обслуживания участников киносъемок, осмотр и проверка исправности кинотехнологической аппаратуры, оборудования, транспортных средств, отправляемых в киноэкспедицию). Рассмотрим более подробно, как проводится комплекс работ подготовительного периода. Подготовка к съемкам кадров, сопряженных с повышенной опасностью, ведется заранее, с учетом характера и степени их сложности. В обязанности продюсера, как уже говорилось, входит организация оформления журнала по охране труда съемочной группы. Основой #ля его заполнения служягг режиссерский сценарий. Журнал является комплексным документом, в котором отражаются мероприятия по обеспечению безопасности киносъемочных работ, планы кадров, предоставляющих опасность для жизни и здоровья участников съемки, проведения инструктажей цр охране труда со всем составом съемочной группы. Оформление журнала является важным моментом в подготовке к съемкам. Эта работа проводится продюсером совместно с режиссером-постановщиком, оператором-постановщиком и другами необходимыми специалистами. К ней подключается и инженер по охране труда, работающий на киностудии или привлекаемый к работе по договору. Следует обратить внимание на то, что .сегодня многие недальновидные продюсеры совершают ошибку, игнорируя оформление журнала. К сожалению, такое явление стало возможным из-за отсутствия четкого контроля за состоянием охраны труда в отрасли. Один из разделов этого журнала — «Акт об установлении требований техники безопасности и охраны труда и мероприятий по их исполнению при производстве кинофильмовяу^де перечисляются опасные и постановочно сложные кадры и определяются соответствующие мероприятия, необходимые при их съемке. Э акте указываются номера кадров по режиссерскому сценарию: • при съемках которых будут использоваться пиротехничес '. • в съемках которых будут участвовать каскадеры-дублеры, воинские подразделения, более 50 участников массовых сцен, животные; • которые будут сниматься в сложных условиях рельефа мест Кроме того, в акте дается информация о местах проведения киноэкспедиции, указывается на необходимость предварительного медицинского освидетельствования работников съемочнЬй группы, организации обучения исполнителей ролей специальным навыкам, привлечения консультантов по специальным вопросам. Если в фильме предстоят опа&ше несложные киносъемки, по каждому кадру или группе кадров разрабатывается план, к&юрый входит составной частью в журнал. План1 предусматривает такие спо- собы киносъемок, которые бы обеспечивали полную безопасность участников, сохранность близлежащих строений и природных объектов. Наиболее распространенной формой является графический план съемки. На него условными обозначениями наносятся в определенном масштабе съемочные объекты» предполагаемые точки ш углы .съемки, указываются посты страховки и охраны, места взрывов и радиус их действия. Чтобы обеспечить согласованность действий, на плане обозначаются маршруты и скорость движения участников съемки, транспортных средств, возможные пути следования живот-ных, минимальное расстояние между движущимися объектами. План подписывают директор съемочной группы, кинорежиссер-постанов-шик, кинооператор-постановщик, а в необходимых случаях пиро-1№ехник-оружейник, консультант и инженер по охране труда. Журнал заполняется административными и творческими работниками съемочной группы, согласовывается со специалистом по охране труда и направляется на утверждение дирекции кино-иудии. Один экземпляр остается в съемочной группе в качестве рабочего документа. Таким образом, журнал обеспечивает планомерное проведение работы по безопасности труда в съемочной йруппе от подготовительного Периода и до завершения съемок. Поскольку практически всегда часть фильма снимается на натуре, продюсер должен заранее позаботиться о выборе места экс-рЬдиций. От этого зависят условия, в которых будут находиться •частники кинозкспедиции, а значит, и планомерность работы, и производительность труда съемочной группы. Определяя места, где будут производиться натурные киносъемки, продюсер наряду с творческими учитывает производственные и ютовые вопросы, проводит киносъемки в максимально безопасных условиях, избегает сложных климатических и природных условий, заменяя их районами с более благоприятными условиями. При этом учитываются современные достижения кинодекорационной "техники и комбинированных киносъемок. Продюсер должен продумы-гвать вопросы размещения людей, организации питания, медицинской помощи. Не менее важно учесть возможность рациональной транспортировки работников и съемочной техники с экспедиционной базы на съемочную площадку и обратно, предусмотреть подходящие места для хранения имущества съемочной группы. В подготовительном периоде изготовляются необходимые приспособления и защитные средства, игровой реквизит, бутафоре->Кие изделия, ведется сооружение первоочередных декораций. На практике для съемки того или иного кадра нередко требуются
В подготовительном периоде большое внимание должно уделяться вопросам прочности и безопасности декораций. Еще в момент их разработки специалист до охране труда знакомится с проектами сложных или представляющих опасность декораций, вместе с конструкторами уточняет расчетную рабочую нагрузку на декорации (количество и состав аппаратуры, оборудования, предметов реквизита), количество людей, которое предполагается в ней разместить, и характер действий, которые будут производиться в декорациях по ходу съемок. Сооружение декораций ведется на основе технических расчетов, согласованных со специалистом по охране труда. Построенные декорации после тщательного осмотра в присутствии инженера по охране труда сдаются по акту съемочной труппе. Если предстоят трюковые киносъемки или сложные актерские действия, в подготовительном периоде подбираются дублеры, артисты обучаются водить машину, ездить верхом, плавать, фехтовать и т.д. Например, в короткометражном фильме «Без фокусов» главный герой должен был выполнять сложные проезды и автотрюки. Артист предварительно прошел специальное обучение у опытных тренеров и прекрасно справился со своей задачей во время киносъемок. При подготовке к съемкам фильма «Мой ласковый и нежный зверь» исполнительница главной роли научилась ездить верхом и на съемках обошлась без дублера. Но прежде чем допустить артистов к исполнению трюковых, опасных номеров, необходимо получить письменное заключение подготавливающего их специалиста. Но далеко не всякий кинотрюк может исполнить даже хорошо подготовленный артист. Тогда к съемкам привлекаются дублеры- каскадеры. В качестве каскадеров, как правило, привлекаются квалифицированные спортсмены» артисты цирка, обладающие определенными навыками в исполнении трюков и устоявшимся стереотипом реакции в опасных ситуациях. С утвержденными исполнителями кинотрюков продюсер заключает трудовой договор. В нем указывается вид трюков, устанавливаются обязанности и ответственность каскадера за соблюдение дравил техники безопасности. При оформлении договора с каскадером проводится инструктаж. Кроме того, составляется раскадровка исполняемых трюков с их подробным описанием (характер [действий, скорость движения, необходимые меры безопасности), (Которая должна быть согласована со специалистом по охране труда. Раскадровка составляется по произвольной форме. Примеры раскадровок приведены в приложении 2 в конце главы. В некоторые случаях в киносъемках участвуют различные животные. Их поиск, #гбор и дрессировка также проводятся в подготовительном периоде. Как и по трюковым киносъемкам, заранее составляется перечень кадров с участием животных, заключается договор с дрессировщиком, ведется подготовка необходимых средств защиты, организуется ветеринарный контроль. Животные допускаются к киносъемкам только с разрешения ветеринарного врача. I кВ киноэкспедиции съемочная группа должна быть обеспечена спецодеждой, снецинвентарем, постельными принадлежностями. В зависимости от климатических условий на съемке могут потребоваться солнцезащитные козырьки, тенты, навесы, емкости для литьевой воды или же теплая одежда и обувь, обмундирование для работы в сырых условиях и т.д. В каждом конкретном случае эти вопросы выясняются у соответствующих специалистов. Так, например, в одном до фильмов значительная часть съемок должна (была проходить в горах. Чтобы обеспечить безопасные производственные иймтовые условия работникам съемочной группы, консультант картины составил перечень необходимого альпинисте-кого оборудования, который состоял из четырех разделов: 1) обувь и одежда; 2) снаряжение личного пользования; 3) групповое снаряжение для движения и страховки; 4) групповое бивуачное и вспомогательное снаряжение. Помимо специального снаряжения для обеспечения крепления и* страховки киносъемочной аппаратуры в список было включено около 50 видов снаряжения. Очень важно, чтобы специальные приспособления и снаряжение были свЬевременно получены, проверены и подогнаны. Во время подготовки к киноэкспедициям продюсеру необходимо решить медицинские вопросы. Если группа работает в сложных условиях, требуется заключение о том, что ее участникам не противопоказано находиться в районах проведения киносъемок. Члены экспедиции должны обязательно сделать профилактические прививки при выезде в некоторые районы страны, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Прививки проводятся в несколько приемов в течение 20—30 Дней и должны быть закончены Me позднее, чем за 10 дней до выезда в районы съемок. Администрация должна обеспечить группу необходимыми медикаментами для оказания первой медицинской помощи. Оборудование, аппаратура, технические средства (киносъембч-ные камеры, ветрообразовательные устройства и пр.), автотранспорт перед отправкой в кинозкспедицию должны пройти техническую проверку. Она ведется на технической базе киноорганизации соответствующими специалистами, а ее результаты фиксируются в специальных документах. 16.4. Обеспечение безопасности при павильонных киносъемках Павильонные киносъемки представляют собой технологически сложный вид съемки. От того, в каких ^еловиях приходится их проводить, во многом зависит успешность работы съемочных трупп. До начала съемок цеха и отделы технической базы на оснований заявок съемочных групп проводят разностороннюю работу по строительству и отделке декораций/сборке подвесных осветительных лесов, монтажу киноосветительной аппаратуры и другим видам материально-технического обесггечения киносъемок. Главное внимание должно быть направлено на безопасную эксплуатацию осветительных лесов и электроаппаратуры. Сборка лесов ведется постановочным цехом (участком) киностудии в соответствии с утвержденной планировкой. Все элементы, из которых монтируются леса, должны проходить периодическую проверку на прочность и иметь соответствующие отметки об этом. Для того чтобы леса в процессе эксплуатации не раскачивались, их закрепляют откосами шш растяжками к полу, колосникам, балконам кинопавильона или к специальным брусьям. После того как сборка лесов закончена, проводится их осмотр и сдача в эксплуатацию. В этой работе участвуют мастер кинопавильона, представитель светотехнического цеха и специалист по охране труда. Проверяются пра*- вильность расположения и надежность крепления лесов, наличие ограждающих перил. Смонтированные леса должны отвечать требованиям электробезопасности, для чего металлические подвески (тросы), соединенные с рабочим потолком кинопавильона и предназначенные для закрепления лесов, обязательно разделяются специальными изоляторами. Обычно они имеют форму квадратного кольца, покрытого слоем прочного диэлектрического материала, рфетанавливаются на высоте не менее 2 м от настила лесов. Тем самым создается разрыв возможной электрической цепи (неисправный киноосветительный прибор—человек—заземленная металлическая конструкция) и предотвращается возможность электротравм. Аналогичные меры принимаются в случаях, когда леса расположены ближе 1,5 м к другим открытым заземленным металлическим конструкциям кинопавильона (элементы стен, трубы технологических коммуникаций, водопровода, коробы вентиляции и т.д.). Для электроизоляции применяются ограждения из дерева, стеклоткани и других диэлектрических материалов. Все отмеченные в ходе приемки лесов недостатки устраняются постановочным цехом. Без этого леса не принимаются в эксплуатацию. Если в результате осмотра лесов замечаний нет, составляется акт об их приемке, шъюторому светотехники получают разрешение монтировать на них киноосветительную аппаратуру и эксплуатировать их в течение съемок в данной декорации. После приемки осветительных лесов запрещается вносить изменения в схему их установки, снимать ограждения, устанавливать дополнительные переходы между секциями и производить иные переделки. Далее бригада осветителей приступает к монтажу киноосветительной аппаратуры. Он ведется на основании схем освещения, разрабатываемых по каждому фильму киноосветительной группой.'Схема предусматривает количество, типы и расположение киноосветительных приборов. Поскольку дня всех осветительных лесов установлена максимальная рабочая (расчетная) нагрузка, вес приборов должен соответствовать этой величине. Дополнительные приборы, не предусмотренные схемой операторского освещения, мохут устанавливаться по согласованию с мастером кинопавильона при условии, если максимально допустимая нагрузка не будут превышена. Установка киноосветительных приборов в декорациях ведется бригадой осветителей, имеющих II—V квалификационную группу по технике безопасности, согласно схеме и указаниям кинооператорской группы. Монтаж лесов, установка и обслуживание осветительной аппаратуры являются категорией работ на высоте. К ним относятся работы, при выполнении которых работающий находится на высоте 1,3 и более метров от поверхности, перекрытия или рабочего настила и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте. Верхолазными считаются работы, выполняемые на высоте более 5 и от поверхности земли, перекрытия или рабочего настала. В этом случае должен использоваться предохранительный пояс. Смонтированные нриборы должны иметь устойчивое положение. В целях пожарной' безопасности между ними и драпировками, заглушениями должно быть не менее 1,5 м. Фигурные затсмнигели необходимо устанавливать на безопасном расстоянии от воспламеняющихся предметов и материалов, поскольку под действием тепла, излучаемого киноосветительной аппаратурой, могут воспламеняться многие, считающиеся «безопасными» материалы. Соединительные электрические кабели, служащие доя подключения аппаратуры и оборудования, должны прокладываться так, чтобы они не мешали проходу людей и были видны во избежание повреждения и опрокидывания приборов. В местах прохода для защиты проводов и кабеля устраиваются переходные мостки. Распределительные щиты в кинопавильонах, предназначенные для подключения киноосветительных приборов, должны'"быть'Оборудованы световой сигнализацией об уровне напряжения т<т*леть предупредительные надписи об опасности. Вкшочать и эксплуатировать киноосветительную аппаратуру, установленную в декорациях, могут только w осветители, которые имеют удостоверение о квалификационной группе по электробезопасности; Ответственные за эксплуатацию осветительной аппаратуры назначаются распоряжением по светотехническому цеху* Находясь на съемочной площадке, ответственный дает указания о подаче напряжения и об отключении линии, питающей киноосветительную аппаратуру. Важное значение при павильонных съемках имеют благоприятные санитарно-гигиенические условия;*ЧВикроклимат, воздушная среда, освещение. В настоящее время, когда киноосветительные приборы выделяют очень много тепла,' применяется эффективная вентиляция, в какой-то мере улучшающая температурные условия. Поэтому бесшумные вентиляционные установки должны работать в течение всей съемочной сменыйИеобесшумленные установки выключаются на время синхронной съемки. В кинопавильонах, оборудованных кондиционерами, можно установить необходимый температурно-влажностный режим, что существенно улучшает условия труда. Специфика фильмопроизводства представляет: повышенные требования к состоянию воздушной среды в павильонах. Связано это с тем, что воздушная среда не только воздействует на работоспособность людей, но и определяет оптические условия в снимаемом пространстве кинопавильона, влияя на качество снимаемого изображения. Например, чрезмерная загазованность воздуха создает оптическую дымку, которая ведет (если это не отвечает ^^оставленным изобразительным задачам) к искажению в цветопередаче, тональности, ухудшению четкости изображения. Воздушная среда в кинопавильонах ухудшается также при ис-дользовании пиротехнических и других постановочных эффектов. Чтобы свести к минимуму неблагоприятные факторы, состояние воздушной среды в кинопавильонах жестко регламентируется. Объем ,и состав пиротехнических дымов определяется по нормам в зависимости от размеров павильона. Не разрешается распылять вред-^ные для здоровья людей вещества (алебастр, цемент, мел и др). Их частицы, попадая в киносъемочную аппаратуру, могут вызвать неисправности и поломки, порчу оптических деталей и т.д. Осветительная аппаратура, используемая на съемках, является 'источником неблагоприятных факторов: большая яркость, наличие ТВ поле зрения светящихся поверхностей, неравномерность, непостоянность освещенности во времени. Чрезмерное световое раздражение, воздействуя на органы зрения, ведет к быстрому утомлению, 'вызывает состояние ослепленности, может явиться причиной заболевания глаз. Для профилактики глазных заболеваний и сохранения работоспособности актеров репетиции следует проводить с непол-шым светом. Основную установку света и технические .пробы целесообразно производить без участия артистов, используя дублеров. Павильонные киносъемки зачастую проходят в ограниченном пространстве съемочной зоны, среди множества предметов реквизита, аппаратуры, приборов и съемочной техники, создавая повышенную опасность для участников киносъемки. Для предупреждения несчастных случаев работникам, если нет производственной необходимости, Ш разрешается находиться под осветительными лесами, в радиусе действия стрелы операторского крана и в {гопасной зоне действующих механизмов, приборов и аппаратуры. Также требуют предосторожности съемка кадров, осуществляемая в движении. Для съемки «наездов» обычно используются различные приспособления: операторские тележки и рельсы, тележ-|жи «долли», подвесные дороги и тля Такие съемки сами по себе не ^безопасны. Поэтому операторской группой заранее должны быть подготовлены и отработаны пути движения, а во время съемок один из ее работников должен руководить движениями тележки с установленной на ней киносъемочной Камерой. Дополнительные меры по безопасности труда принимаются при проведении киносъемок с большим количеством участников (Массовки)'; Представитель съемочной группы проводит с участниками массовок подробный инструктаж, в ходе которого обращает внимание на порядок и условия проведения съемок, на действия, которые необходимо выполнять, на правила техники1 безопасности^ Особое внимание при работе в кинопавильонах нужно обращать на повышенную пожарную опасность, которая обусловлена: • большим количеством различных декораций, бутафорских изделий и реквизита из сгораемых материалов; • значительным количеством электроприборов (операторское освещение), а также электрораспределительной аппаратуры (шинопроводы, электрощиты, переходные коробки, силовые осветительные кабели и т.п.) с нагрузкой до 3000 А; • значительным количеством электроприборов (операторское освещение), а также электрораспределительной аппаратуры (шинопроводы, электрозащиты, переходные коробки, силовые осветительные кабели и т.п.) с нагрузкой до 3000 А; • применением пиротехнических и огневых эффектов (горение костров, каминов, керосиновых ламп, свече$, лампад, факелов, использование пороха, бенгальских огней, огнепроводного шнура, эффекты молнии, взрывы водородных шаров и т.п.); • наличием сгораемых конструктивных элементов павильона. Съемочные павильоны оборудуются системой пожарной защиты. Деревянные элементы декорации пропитываются специальными огнезащитными составами. Там, где это возможно, дере-рянные детали заменяются на другие, изготовленные из ^Нфгорю-чих материалов. Изделия из ткани (различные занавеси, драпировки и т.п.) также пропитываются огнезащитными составами. Для защиты электроосветительной аппаратуры и приборов от короткого замыкания и перегрузок током применяются специальные приспособления, которые автоматически отключают электрическую сеть в случаях перегрузок. В киносъемочных павильонах устанавливаются пожарные щиты с набором необходимых средств. Подступы к ним, а также пути эвакуации Должны быть постоянно свободными. На них запрещается прокладывать кабель, провода, ковры и ковровые дорожки. Для защиты конструкций от возгорания, возможности локализации огня и тушения пожара киносъемочные павильоны оборудуются пожарными кранами, а также автоматическими устройствам^** спринклерными и дренчерными установками. Они представляют собой расположенную под потолком водопроводную сеть со специальными головками. Если температура в павильоне достигает определенного уровня, эти установки срабатывают и орошают очаг пожара водой.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (880)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |