Основные приемы обогащения и уточнения словаря
показ с называнием многократное повторение нового слова или фраз объяснение назначения предметов использование взрослыми нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами Методика формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи1. Обще дидактические принципы позволяют определять ключевые моменты педагогического воздействия на процесс формирования словаря: 1. Работа над словом проводится при ознакомлении дошкольников с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности. I.2. Формирование словаря неразрывно связано с развитием речи в целом. I.3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и определенной последовательности. I.4.Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей. Предлагаемая нами система работы над новым словом включала три этапа: I этап. Представление и первичная реализация лексических единиц: а) знакомство с новым словом, привлечение внимания детей к нему, создание речевой ситуаций, вызов коммуникативной интенции; б) уточнение произношения слова. II этап. Уточнение и расширение лексического значения слова в процессе выполнения упражнений: а) использование функционально-семантических графических схем в качестве речевых опор; б) речевые упражнения, загадки; в) создание лексико-семантических объединений слов, г) усвоение особенностей употребления лексических единиц с учетом их семантических, парадигматических и синтагматических характеристик. III этап. Активизация слова в связной речи, самостоятельное его использование: а) диалоги, подготовка к связным высказываниям; б) рассказывание, пересказ, драматизации. Реализация предложенной системы работы предполагает использование для этого индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Словарную работу совместно с воспитателями мы проводили не только на занятиях, но и во внеурочное время, в процессе игровой, трудовой, творческой и бытовой деятельности дошкольников. Планируя речевую коррекционную работу в конкретной группе, мы приблизительно определяли уровень знаний и представлений детей об окружающем, пробелы в словаре каждого ребенка. Знание индивидуальных возможностей каждого и группы в целом позволяли нам наметить первоочередные темы для отработки, подобрать соответствующий лексический материал.
1Волосец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников\\ - Институт общегуманитарных исследований В. Секачева - М. 2002 Примерное планирование работы над лексикой в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР) на год1. Сентябрь 1, 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом. 4-я неделя — «Детский сад» Октябрь 1-я неделя — «Овощи» 2-я неделя — «Фрукты» 3-я неделя — «Сад-огород. Ягоды» 4-я неделя — «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы» Ноябрь 1-я неделя — «Домашние птицы» 2-я неделя — «Перелетные птицы» 3-я неделя — «Игрушки» 4-я неделя — «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья» Декабрь 1-я неделя — «Зимующие птицы» 2-я неделя — «Зимние забавы» 3-я неделя — «Хвойные деревья» 4-я неделя — «Новый год» Январь 1-я неделя — зимние каникулы. 2-я неделя — «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье» 3-я неделя — «Домашние животные» 4-я неделя — «Дикие животные наших лесов» Февраль 1-я неделя — «Наша пища. Труд повара. Посуда» 2-я неделя — «Транспорт» 3-я неделя — «День защитника Отечества» 4-я неделя — «Зима» (обобщение). Март 1-я неделя — «Ранняя весна» 2-я неделя — «Мамин праздник. Женские профессии» 3-я неделя — «Моя семья» 4-я неделя — «Перелетные птицы» Апрель 1-я неделя — «Наш город. Дом» 2-я неделя — «Мебель» 3-я неделя — «Рыбы» 4-я неделя — «Комнатные растения» Май 1-я неделя — «День Победы» 2-я неделя — «Весна. Растения луга и сада» 3-я неделя — «Насекомые» 4-я неделя — «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной»
Примерное тематическое планирование работы
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |