Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие речи и вызывание звуков



2015-12-07 1840 Обсуждений (0)
Развитие речи и вызывание звуков 0.00 из 5.00 0 оценок




Для того чтобы научить глухого ребенка пользоваться голосовым аппаратом, необходимо проводить с ним спе­циальные упражнения (т. е. научить ребенка издавать звуки).

Занятия по вызыванию звуков можно начинать уже с 2—272-летнего возраста и вести их последовательно, начиная с более легких звуков (п, ф, т, н). Не бойтесь того, что ваш ребенок не сразу овладевает правильным произношением указанных звуков, ведите эти занятия систематически, основное внимание уделяя умственному развитию ребенка, расширению его кругозора, пополне­нию его речевого запаса, воспитанию понимания словес­ной речи.

Следует отметить, что занятия по вызыванию звуков должны быть организованы в форме игры, чтобы они пробуждали у ребенка известный интерес и активность, не утомляя его, например: посадите вашего ребенка за столик против себя, положите свои руки на стол, пред­ложите ребенку сделать то же. Ритмично похлопывая ла­донями по крышке стола, произносите слоги с тем или иным звуком, например: па-па-па, по-по-пд, пу-пу-пу, пи-пи-пй. На последнем слоге поднимите руки вверх и дли­тельно тяните последний гласный (па-па-па). Следите за тем, чтобы голос ребенка был естественным, а не кри­кливым и напряженным.

Если ребенок долго не дает голоса, то приложите одну его ручку к вашей щеке, а другую — к его и дли­тельно произносите звук м. Ребенок, осязая своей ручкой вибрацию щеки взрослого, легко воспроизводит ее сам, контролируя звучание ладошкой, приложенной к своей щеке. Когда вы услышите, что ребенок тянет звук м, свя­жите этот звук с гласным а (м... а...) и повторяйте так до тех пор, пока ребенок не начнет произносить за вами слитно слог ма, закрепите этот слог в слове мама.

Любую игру связывайте со словом, например, строя с ребенком домик из кубиков, посадите в него игрушки: животных кукол (если их нет, то вырежьте из бумаги), и называйте их: «Это, Вова, это ам-ам; у Вовы ам-ам, ам-ам дома; Вова дома; ам-ам, на хлеб, кушай! Вова идет гулять, Вова топ-топ!» и т. п.

Повесьте на стену картинки с изображением знако­мых ребенку животных и предметов. Спрашивайте его: «Где мяу? Где у-у? Где авто? Где Вова бежит?» « т. д. Пусть ребенок пальчиком указывает на ту или иную картинку.

Когда вы даете ребенку новые слова и понятия по> чтению с губ, не требуйте от него пока точного воспро­изведения их названий. Ваша задача состоит в том, чтобы ребенок научился понимать эти слова и знал их значе­ние. Приучайте ребенка воспринимать эти слова целиком. Например: «пароход», «трамвай», «самолет», «пойдем умываться», «пойдем гулять», «поди сюда» и т. п. Ребе­нок сам часто пытается произносить эти слова, конечно, переделывая их по-своему, например: палао (пароход), авай (трамвай), пати тута (поди сюда) и так далее.

Постепенно при постоянной работе родителей и но мере укрепления артикуляции ребенок начнет заменять лепетные названия предметов и действий полными сло­вами.

Следует давать ребенку одно-два новых понятия в день. Давая новое, возвращайтесь к старому, при всякой возможности закрепляйте пройденное и усвоенное ребен­ком в новых формах занятий и игр. Не пугайтесь, если вначале произношение ребенка будет невнятным; посте­пенно приучайте его лучше всматриваться в движение губ при произнесении вами слов и повторять за вами по не­скольку раз сказанное. Путем частых повторений артику­ляция ребенка постепенно окрепнет и приобретет извест­ную четкость и легкость.

При подаче новых слов и понятий подбирайте такие, ко­торые чаще всего встречаются в обиходной жизни и непо­средственно связаны с личностью и интересами ребенка.

Ребенок, имеющий недостаток слуха, лишен возмож­ности контролировать свое произношение через слух, но может это сделать посредством зрения и осязания. Так, например, при произнесении звуков пят ребенок ощу­щает толчок воздуха на тыльной поверхности своей руки, при звуке ф — длительную струю, при звуках мин — вибрацию щек и крыльев носа.

При вызывании звуков лучше всего начинать со зву­ка п, как наиболее легкого по своей артикуляции и до ступного для зрительного восприятия, и соблюдать сле­дующую последовательность: п, ф, т, м, н, в, л, к, с,р,ш, а также и все гласные звуки.

Звонкие б, д, г, з, ж обычно вызываются после того, как у ребенка уже есть соответственные глухие звуки (п, т, к, с, ш).

При вызывании звука п вы можете применить упраж­нение в форме игры с ваткой. Положите на стол ватку, поддувайте ее и приучайте ребенка поддувать ватку длительным выдохом (упражнение дыхания); затем возь­мите ватку в руки и, держа ее у своих губ, отрывисто произносите п-п-п, крепко сжимая свои губы и произ­водя ими резкий взрыв. При этом ватка отскакивает, что заинтересовывает ребенка и вызывает у него желание сделать так же. В результате такой игры ваш ребенок ясно произнесет звук п, который вы должны тотчас за­крепить, например, в слогах-словах папа или nu-nu-nu (птичка) и др.

Если в дальнейшем ребенок, произнося эти слова, ошибется и произнесет вместо папа а-а (без взрыва губ) или вместо nu-nu-nu u-u-u (тоже без взрыва губ), то стоит лишь вам поднести к его губам ватку, полоску бумаги или руку, как он уже четко и ясно произнесет nu-nu или папа.

Вызывая звук ф, вы должны обратить внимание ре­бенка на положение своих губ при произнесении этого звука. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, поднося свою руку к вашим губам, он ощутит выходящую струю воздуха. Вы предлагаете ре­бенку также сложить губы.

Для контроля поднесите к его губам ватку, и он увидит, как она будет колебаться под напором выдыхае­мой струи воздуха. Струю воздуха он может также ощу­тить и на своей руке, поднесенной к губам. Закрепите произносимый звук ф в слогах-словах, например ф-ф (свечка, огонь), фу (плохо, грязь), уф-уф (свинка), паф (ружье) и т. д.

Чтобы вызвать у ребенка четкое произношение звука г, вам нужно показать ему, что кончик вашего языка образует взрыв при смыкании с передними зубами (при межзубном положении языка). Снова используйте ватку или руку ребенка. В момент, когда произносите звук т, поднесите ватку к своим губам; и ребенок увидит, как она отлетает при взрыве; или поднесите руку ребенка к вашим губам,, и он ощутит на ней толчок воздуха, обра­зуемый взрывом. Потом предложите ему самому воспро­извести то же движение, и таким образом вы сможете вызвать у ребенка звук т, который закрепляйте в соответ­ствующих слогах-словах, например: Тага (девочка), та-та-та (барабан), то-то (молоток), ту-ту (пароход) и др.

Вызывая у ребенка правильное произнесение звуков м, н, в, вы должны приложить одну его руку к своей щеке, другую — к его щеке, ребенок сможет осязать ла­дошкой вибрацию щек, которая происходит при произне­сении звука м. Положение губ при произнесении звуков п и м — похоже, и поэтому звуки эти не различаются при чтении с губ. Иногда глухие дети долгое время не различают эти два звука, и поэтому заменяют звук м звуком п, например, вместо му (корова) — произносят пу. Используя осязание (рука ребенка у щеки), можно на­учить ребенка отличать эти два звука и произносить их правильно.

При произнесении звука н кончик языка прижимается к резцам (как при г), но вибрация щеки та же, что при м. Форма губ при произнесении звука в та же, что при произнесении звука ф, но при произнесении этого звука ребенок может ощутить ладонью своей руки, при­ложенной к вашей гортани, вибрацию последней.

Для закрепления звуков м, н, в вы можете исполь­зовать слоги-слова: му (корова), мама, мяу (кошка), на, ввв (самолет), Вова и ряд других.

При вызывании звука л вы должны показать ребенку, что кончик вашего языка упирается в верхние резцы (с внутренней стороны); дайте ребенку понять через ося­зание гортани (положите его руку под свой подбородок), что такое положение языка сопровождается голосом, т. е. вибрацией гортани. Закрепите этот звук в словах: ляля (кукла), леп (хлеб), упал и т. п.

Звук к происходит от взрыва, образуемого при смыка­нии спинки языка с твердым небом. Это движение, про­исходящее в глубине рта, почти недоступно зрению ре­бенка, поэтому нельзя рассчитывать, что ребенок сможет произнести звук к только путем подражания движениям вашего языка. Но если ваш ребенок уже достаточно чет­ко научился произносить звук т, то вы можете вызвать этот звук следующим способом: произнесите несколько раз подряд слог та-та-та и предложите ребенку повто­рять его вместе с вами. В то время, когда ребенок про­износит слоги та-та-та, вы концом ручки чайной ложки нажмите на кончик языка ребенка и слегка отодвиньте его в глубь рта.

При этом сначала послышится кя-кя, затем и твердое ка-ка.

Детям нравится эта манипуляция, и звук к обычно быстро воспроизводится ребенком уже без помощи ло­жечки. Закрепляйте этот звук в словах: ко-ко (яйцо), кофе, молоко, кот, мак и т. д.

При вызывании звука с вы, поднося руку ребенка к своим губам, вначале просто дуете па нее, затем просо­вываете кончик своего языка в щель, образуемую между передними зубами, продолжая выдувать струю воздуха. Вначале появится так называемое межзубное с, затем вы можете опустить кончик языка за нижние резцы, и тогда звук с будет звучать чисто.

Ребенок, подражая вам, воспроизведет те же движе­ния и ощутит на своей руке струю воздуха. Для закреп­ления с заставьте произносить слова: сад, суп, самолет, нос, оса, спасибо и т. п.

Когда звук с достаточно закреплен в произношении ребенка, вы можете вызвать у ребенка звук з, фиксируя его внимание на вибрации вашей гортани, предложив ре­бенку положить руку на гортань. Предложите ему слова на этот звук: зая (заяц), зубы, Зоя, зонт и т. п.

Вызывая звук р, вы можете предложить ребенку про­износить звук г-г-г. В это время концом чайной ложки, положенной под кончик языка, производите быстрые ко­лебания, которые вызовут вибрацию кончика языка за верхними резцами. Вначале появляется беззвучный ро­кот, который потом озвончается через осязание (прило­жите руку ребенка к своей гортани или щеке, когда про­износите звук р).

Дети обычно этот звук воспринимают быстро. Закреп­ляйте этот звук в словах рыба, рот, рука, ура! и др.



2015-12-07 1840 Обсуждений (0)
Развитие речи и вызывание звуков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие речи и вызывание звуков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1840)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)