Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сочинение на лингвистическую тему. Справочные материалы . 9 класс



2015-12-07 466 Обсуждений (0)
Сочинение на лингвистическую тему. Справочные материалы . 9 класс 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тематическая группа Языковое явление Примеры
Лексика И Фразеоло гия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВАДелают речь образной(Образность построена на переносном значении слова.), помогают увидеть оттенки смысла. СИНОНИМЫ,АНТОНИМЫ позволяют: — уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки: Но в почерневших холстах Пуссена я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными, вычурными, невероятными. (И. Е. Репин); — выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество… — более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. Синонимы позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте). Эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика придают тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание, служат средством речевых характеристик героев: «Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко», — ласково приговаривала бабушка… служат средством передачи авторских эмоций и оценок. -Такое лексическое средство, как разговорные слова (например, «…» в предложении …), позволяет автору охарактеризовать речь персонажей. Такое лексическое средство, как разговорные слова (например, «…» в предложении …), поддерживает ощущение непринужденной беседы, которую автор ведет с читателем (которую ведут герои). -Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения. -Описывая кота Мордана, А.Горбовский использует просторечное слово «шкодливый», подчёркивая этим хулиганистый характер кота, его нежелание подчиняться правилам.   ФРАЗЕОЛОГИЗМЫВ предложении 10 употреблён фразеологизм наваливалась тоска. Фразеологизмы -- это устойчивые сочетания слова, придающие речи образность, выразительность. Используемый автором фразеологизм очень точно характеризует эмоциональное состояние мальчика, который тоскует по дому, потому что никогда ещё до этого не разлучался с семьей. Ему тяжело оттого, что все кругом чужое и враждебное, что он постоянно недоедает и просвета никакого в жизни нет. Фразеологизм помогает автору сказать обо всем этом кратко и вместе с тем эмоционально выразительно. ТРОПЫ(слова в переносном значении) Эпитеты (метафоры, сравнения) используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности. ЭПИТЕТЫ-красочные определения(прилагат.)Придают яркость речи.,оценивают предмет или явление.,вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское понимание окружающего мира. Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный. Дурно пахнут мертвые слова. Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля?   СРАВНЕНИЯ, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций. Мне, дружок мой, нравится, когда слово плавится И когда оно поет, жаром строчку обдает, В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ... Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин) В основу МЕТАФОРЫ может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др. -Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений («Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы!» (А. П. Чехов)) - В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла ... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.   ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ (оживление- глаголы)служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.  
СИНТА КСИС   Восклицательные предложения служат для передачи эмоционального отношения говорящего к действительности. Таким отношением может быть: эмоциональная оценка (презрение, ирония, сожаление, вера, восхищение и т. д.): *Дмитрий Петрович: [Благодарю… я нынче что-то слаб… и к тому же расстроен…] ох, дети, дети! (М. Лермонтов); побуждение к действию: *Я умираю! Ради неба, Кусочек хлеба! -Использование такого синтаксического средства, как восклицательное предложение (№…), придает тексту (авторским размышлениям, речи персонажа) эмоциональность. Вопросительные предложения-позволяютавтору вовлечь читателя в диалог;формулируют проблему, над которой размышляет автор. Вводные словавыражают отношение говорящего к тому, о чём он сообщает; выражают оценку достоверности изображаемого. выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, -Использование вводных слов, обозначающих чувства ( «на кошачью беду», «к сожалению» ), тоже помогает понять отношение автора к героям рассказа. ДИАЛОГ позволяет передавать особенности речевой манеры персонажей, средство оживления рассказа, диалог используется как средство характеристики героев. В диалоге обычно раскрываются характеры.. Диалог позволяет автору текста воспроизвести живую речь, характеризующую персонажей.   Однородные члены предложения-помогают перечислить действия героев и узнать их внутреннее состояние Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать… Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным; - позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета; - конкретизируют признак предмета; - придают тексту динамику, экспрессию. -В предложении №..() использование однородных членов «сколько границ, рек, гор и пустынь» указывает на то, что путь был далёким и трудным. Обращение -выражает определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию,- раскрывает авторское представление о герое, - являются средством речевой характеристики говорящего. Живёте на износ, бесценная наша, ...Что ты, милая! (Ю.Бондарев) Бедное, прекрасное животное! Долго мы были врагами,… но теперь всё изменилось.   Безличными предложениямиоформляются сообщения о физическом и психологическом состоянии человека: Мне нездоровится, дремлется. От каждого шороха у него холодело в груди. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Устанавливает сочинительныеотношения (перечисление. одновременность, последовательность, причина, следствие, сопоставление или противопоставление, последовательная смена событий, чередование событий), подчинительныеотношения (определение, изъяснение, образ действия и степень признака, место, время, условие, причина, цель, следствие, сравнение, уступка) -Например, в 36 предложении противительный союз «а» показывает, что содержание первой части предложения противопоставляется содержанию второй. Такое противопоставление помогает понять, что герой стоит перед выбором одного из двух возможных вариантов дальнейшего поведения.   БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ помогают автору показать одновременно происходящие события:Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы дождались: позвонил папа. помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. помогают автору противопоставить два события: Лето припасает - зима поедает. помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.   Обстоятельства обособленные-помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастнымоборотом; Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ помогает автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.    
Лек Сика И Грамма тика Лексика – это слова, называющие явления окружающего мира, а грамматика– это правила изменения и сочетания слов, чтобы правильно строить высказывания или тексты. Грамматикаочень древняя наука. Она возникла у древних греков, получив свое название от слова «грамма», то есть буква. Вот почему в старину всякий письменный документ называли грамотой, а человека, умеющего читать и писать, до сих пор называют грамотным. Грамматикаизучает строй языка, его законы. В ней объединены словообразование, морфология и синтаксис. Грамматика учит правильно изменять эти слова и связывать их в словосочетаниях и предложениях, чтобы построить высказывание или создать текст. - С помощью слов мы называем предметы, действия, признаки. Но сами по себе слова не могут выразить мысль, и тогда на помощь приходит грамматика, помогающая правильно выстроить их и связать в предложения, которые в то же время помогают понять чувства героев, увидеть их духовный мир. Так, в предложении 16, Игнатий, оказавшийся в незнакомой ему семье не по своему желанию, употребляет слова высокой лексики «не отважился бы вторгаться». О чём это говорит? Конечно, о том, что мужчина смущён, сконфужен, что своим появлением он доставляет много хлопот фактически чужим ему людям. Этот же вывод подкрепляет использование им в речи (в этом же предложении) вводного слова «поверьте», выраженного глаголом повелительного наклонения, в котором слышится одновременно и мольба, и утверждение. Таким образом, слова и грамматика «это — те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения», при помощи которых автор доносит до читателей свой замысел. -Смысл высказывания Л. В. Успенского понимаю так: грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль. Приведу примеры на основе предложения 2 текста В.Астафьева. Оно состоит из тринадцати отдельных слов. Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, как они получают единый смысл и становятся предложением, повествующим о белогрудой кунице. Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Две запятые, стоящие в этом предложении, выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою неуверенность, предположение о том, что говорит. Таким образом, прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждающий, что «…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». -«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал известный лингвист Г.Степанов. Попытаюсь доказать справедливость этого высказывания. Во-первых, словарь языка – это лексика, то есть те слова, которыми пользуются люди, чтобы выражать свои мысли. Например, автор использует экспрессивную лексику: «вызывающая» агрессия, «официально-нечеловеческий» голос (предложение 24). Эти слова заставляют нас задуматься о жестокости и бессердечии детей… Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так, автор использует предложения с однородными членами… потому что лексика – это слова, называющие явления окружающего мира, а грамматика – это правила изменения и сочетания слов, чтобы правильно строить высказывания или тексты. Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.    
Пункту ация -ПУНКТУАЦИЯ выполняет очень много важных функций. Одна из них интонационная. Проиллюстрирую на тексте Гришковца: « А какие тогда можно было купить цветы ?». Здесь по цели вопросительное предложение, но стоит поменять вопросительный знак на восклицательный – измениться смысл высказывания. Но кроме вышеназванных функций есть еще разделительная(одиночные знаки ). Например. в предложении 23 запятые не только передают интонацию перечисления, но и разделяют однородные дополнения. В этом же предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Запятые при нем играют выделительную функцию(парные знаки кавычки,запятые,скобки). Таким образом, я хочу напомнить о важной роли пунктуации. Я думаю: овладение ею необходимо всем . -В данном отрывке смысловую и интонационную функции выполняет МНОГОТОЧИЕ. Оно помогает автору создать картину наступления ночи. Предложение содержит в себе интонацию недосказанности, выраженной в умолчании. Запятые между частями сложного предложения и однородными членами выполняют разделительную функцию. Выделительную функцию выполняет запятая после вводного слова. Выделительную функцию несут запятые при вводных словах, причастном обороте. Эту же миссию выполняют два тире и двоеточие. Запятая при сравнительном обороте помогает поэту создать троп, т.е. эта запятая выполняет смысловую функцию. Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой. Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками. Двоеточие выполняет разные функции. Во-первых, оно служитдля разделения. Например, в предложениях 8,9,10 из текста Н.Думбадзе двоеточие разграничивает слова автора и прямую речь. Во-вторых, двоеточие может выполнятьсмыслоразличительную функцию. Так, рассмотрим предложение 13: «Через тысячу лет я тебя призываю: иди!» Двоеточие здесь не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и предупреждает о том, что во второй части последует изъяснение, дополнение к сказанному в первой части. К чему «призываю»? В предложении 11 («… Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол.») двоеточие ставится между частями бессоюзной сложной конструкции, сопровождая смысловые отношения причины. ТИРЕ, как любой знак препинания, помога­ет определить границы синтаксических еди­ниц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать ин­тонацию. Так, в предложении 14 тире отмечает на­чало и конец такого синтаксического отрез­ка, как слова автора(разделительная функция),а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуе­мого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередо­вания, тождества, противоположности, сле­дования внезапного или закономерного (смыслоразличительная функция). Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. Кавычки относятся к парным знакам препинания. Они применяются при введении в мысль одного лица чужого дословного высказывания. Так, например, в предложении … в кавычки заключена прямая речь, а в предложении … – цитата. Этот знак как бы охраняет авторские права (выделительная функция).В кавычкизаключаются слова, употреблённые в переносном значении. Действительно, абзацвыступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор может по- своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы.Например, М.Пришвину хотелось подчеркнуть особое отношение к спасённой птице, и поэтому он вынес эту мысль - всего одну фразу: «И мы по-человечески полюбили маленькую Хромку» - в седьмой абзац. И девятый абзац – вновь лишь одно предложение «Так Хромка в люди вышла» - иносказательно передает важность итоговой информации, главную мысль текста, и писатель абзацным отступом подчеркнул это. Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи, помогает увидеть авторскую особенность оформления текста.  
Морфемика И морфология Использование выразительных возможностей оценочных суффиксов (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных) для авторской характеристики изображаемого. - Славный малый! – думал про него Гвоздев. – Экая силища в этом человеке.(Б.Полевой) Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок –то беда?(А.Лиханов) Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат.(Т.Устинова) -Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. -Высказывание русского филологаА. И. Тихонова: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов». Корень несёт в себе главное: лексическое значение слова. Приставка и суффикс служат для образования новых слов, они также могут придавать слову субъективную оценку. Примеры из текста: 1. Много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домишко ( предл. № 3), избушка (№ 18), столик (№ 21), палочка (« 23), тихонько (№ 24), штырёчки (№28), тонюсенький (№ 44), дяденька (№53). Это соответсвует настроению текста. 2. Вслушиваться – предложение 5, не просто слушать, приставка В- придаёт значение усиления действия, суффикс –ИВА- - постоянное действие, постфикс –СЯ - внутреннее состояние субъекта, настроение, переживание 3.Приоткрыл – предложение 24, приставка при- обозначает неполноту действия, суффикс –Л указывает на то, что глагол употреблён в прошедшем времени ГЛАГОЛ -используется для передачи духовной жизни человека, - конкретизирует его действия и поступки;- речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно развивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования. ГЛАГОЛЫ :действие,движение,цвет,говорения… Но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли. Он по тревоге несётся во весь опор к самолёту, с ходу вспрыгивает на крыло, садится в кабину и пробует ногами рули. (Б.Полевой) -Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения. Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут происходить. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета. Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности.   ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ -позволяет в деталях обрисовать внешность персонажа, - используется для создания психологического портрета персонажа, - используется при описании пейзажей. Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным… (Ю.Бондарев) Какой олень был величественный! (Э.Сетон-Томпсон) -Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной. Могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами. Предлог используется в словосочетании для оформления подчинительной связи. Союз используется для оформления связей подчинительных и сочинительных при однородных членах и в сложных предложениях -Известный лингвист И.Г.Милославский утверждал, что «союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение». Он имел в виду, что союзы – это слова, несмотря на то что они не употребляются самостоятельно, но имеют неизменяемую форму и свое значение. По синтаксической функции союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные, каждая из которых выражает те или иные смысловые отношения. Приведу примеры из текста В.Чаплиной.Во-первых, в предложении 3 нахожу сочинительный союз «и».Он не употребляется самостоятельно, но исполняет свою функцию: имеет значение соединения однородных сказуемых «был» и «помогал», выражая отношение перечисления. Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).Формообразующиеобразуют повелительное и условное наклонение(примеры). Смысловыевносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись. Местоимения - это слова, которые в предложении употребляются вместо таких самостоятельных частей речи, как имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. -Местоимения используются для связи предложений в тексте, а также для того, чтобы избежать повторов. Рассмотрим 3 предложения: Звуки становились тише. Они почти растворились в летнем зное. Этот зной усыплял всё живое вокруг. Во втором предложении личное местоимение "они" используется вместо существительного "звуки" из первого предложения, а в третьем предложении указательное местоимение "этот" заменяет прилагательное "летний" из предыдущего предложения. Благодаря произведённым заменам автору удалось избежать повторения одних и тех же слов.
Язык и речь Языковые единицы: звук, морфема, слово, словосочетание и предложение.Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства. -"Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи - единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение... И каждая из них занимает своё место в системе, каждая из которых занимает своё место", В 1 абзаце напишите о том, как вы понимаете данное высказывание (Например, языковая система - это не случайный набор элементов, а упорядоченная совокупность. Она включает простые и сложные единицы. При этом более сложные состоят из более простых: морфемы из звуков, слова из морфем, словосочетания из слов, а предложения из словосочетаний. В следующем абзаце приведите примеры из прочитанного текста, которые доказывают вашу мысль. Пример 1: выберите слово и укажите, из каких морфем оно состоит. Пример 2: выберите предложение и докажите, что оно состоит не просто из слов (иначе это был бы просто набор слов, не связанных между собой грамматически), а из словосочетаний. Язык- это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, помогающая работе мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. -У всех языков есть одна главная задача – помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе. Без языка невозможны жизнь человека , людей, общества, развитие науки, техники, искусства. В тексте … мы узнаём, что думал и чувствовал (назови имя героя или автора текста). Посмотрим предложения №… Всякий текст несёт в себе какую-то информацию. Читая …., я узнал о том,…, как будто сам побывал там. Таким образом, налицо информативнаяфункция языка. Автор пишет о том, что его волнует взволнованно, с личной заинтересованностью . Это рефлексивная функция, ведь речь для человека – это и средство разговора ссамим собой, инструмент рефлексии(рефлексивная функция) -Выдающийся ученый-языковед Д. Н. Ушаков говорит о необходимости изучать фонетику: «...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и ФОНЕТИКУ». Мы помним, что фонетика изучает звуки речи, ударения. Как же знание фонетики влияет на умение правильно говорить и писать? Попробуем разобраться с этим на примере текста А. Приставкина. От того, какой звук мы употребим в слове, как поставим ударение, иногда зависит лексическое значение слова. Например, в 1-ом предложении есть слово «лёд», в нём мягкий согласный [л'], звучит слово так: [л‘от]. Заменим мягкий согласный на твёрдый: [лот]. Получилось совсем другое слово. Понаблюдаем за тем, что может быть со словом «пеньки» из предложения № 3. Заменим мягкий Н на твёрдый, переставим ударение на первый слог, получим слово [п‘Энк‘и]. Перед нами два совершенно разных слова: пенькИ и пЕнки. Звук выполняет смыслоразличительную функцию, т. е. от правильного выбора звука и соответственно ему буквы зависит лексическое значение слова, следовательно, грамотная речь и письмо. Ударение может менять значение слова. Таким образом, прав учёный-лингвист Д. Н. Ушаков, утверждавший: «...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и ФОНЕТИКУ» Богатство любого языка определяется прежде все­го богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини. Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. -Я разделяю точку зрения А. А. Мирошниченко в том, что различия между устной и письменной речью существуют. Приведу примеры. Так, в предложении 3, которое является образцом письменной речи, нахожу сложную развернутую конструкцию. В ней преобладает книжная лексика: «массивный письменный стол», «огромные и почему-то пыльные альбомы», «протяжный и жалобный вой». Предложение соответствует орфографическим и пунктуационным правилам. Все это не характерно устной речи. А вот в диалоге (предложения 29 – 49), свойственном устной речи, наблюдаю простые неполные предложения: «Так…Мешает, значит…» В предложении 49 присутствует междометие «Ох», характерное устной речи. Весь диалог насыщен паузами, жестами и мимикой, которые приводятся в художественном тексте в качестве комментариев автора.  
Язык Худ. Литера туры

 

 



2015-12-07 466 Обсуждений (0)
Сочинение на лингвистическую тему. Справочные материалы . 9 класс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сочинение на лингвистическую тему. Справочные материалы . 9 класс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)