Устройство и принцип действия
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра электротехники и электрических машин
Лекция № 5 По дисциплине «Электропривод и электрооборудование технологических объектов нефтегазовой отрасли» для студентов направления подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело» Квалификация выпускника - Бакалавр
Тема 4.Машины постоянного тока Разработал: доц.каф.ЭТиЭМ Копелевич Л.Е.
Обсуждено на заседании каф. ЭТиЭМ 27 августа 2013 г. (протокол № 1) Секретарь кафедры доц. С.А. Попов
2013 г. Цели: 1. Формирование следующих компетенций: 1. ПК-2: способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. 2. Формирование уровня обученности: 1. Знать: основные законы электротехники. 2. Иметь представление: о перспективах и направлениях развития электротехники и электроники. Материальное обеспечение: Проектор, ПК, комплект слайдов «ЭиЭ, тема 1». Учебные вопросы Вводная часть. Основная часть: 1 Устройство и принцип действия. 2 Энергетические диаграммы машин постоянного тока. 3 Реакция якоря. 4 Классификация генераторов по способу возбуждения и их характеристики. 5 Пуск двигателей постоянного тока. 6 Механические характеристики ДПТ. 7 Универсальные коллекторные двигатели. Заключение.
Литература 1. Касаткин А.С. Курс электротехники: Учеб. для вузов/ А.С. Касаткин, М.В. Немцов. - 10-е изд., стер. - М.: Высш. школа, 2009. – 542 с. (с. 362-403). 2. Л 21: Касаткин А.С. Курс электротехники: Учеб. для вузов/ А.С. Касаткин, М.В. Немцов. - 10-е изд., стер. - М.: Высш. школа, 2009. – 542 с. (с. 371-410).
Устройство и принцип действия
Неподвижная часть машины наз. индуктором и состоит из полюсов и круглого стального ярма, к которому прикреплены полюса. Назначение индуктора – создание в машине основного магнитного потока. Вращающаяся часть машины состоит из укрепленного на валу цилиндрического якоря и коллектора. Якорь состоит из сердечника (шихтованного) и обмотки. Концы витков обмотки соединены с изолированными от вала медными пластинами коллектора (пластины коллектора изолированы и друг от друга). На коллектор налегают две неподвижные щетки, с помощью них обмотка якоря соединена с внешней цепью.
Принцип работы генератора постоянного тока.
Пусть якорь машины приводится во вращение по часовой стрелк проводниках обмотки якоря индуцируется Э.Д.С. ( по правилу правой руки). епр=Blv т.к. 2 проводника это ЭДС: Ea 2 пр – переменная величина, т.к. проводники обмотки (якоря) проходят по переменно то над «N», то над «S». Частота ЭДС f в двух полосной машине равна скорости вращения якоря «N», в об/мин: f n, в общем случае: f Если обмотка якоря с помощью щеток замкнута через внешнюю цепь, то образуется ток Ia. В обмотке якоря , этот ток Iа – переменный и кривая аналогична форме ЭДС.
Во внешней цепи, благодаря коллектору, направление тока будет постоянным, т.к. При повороте якоря и коллектора на 90% и изменении направления ЭДС в проводниках одновременно происходит также смена коллекторных пластин над щетками. Вследствие этого под верхней щеткой всегда будет находиться пластина, соединенная с проводником, расположенным под северным полюсом. А под нижней, соединенная с проводником, находится под «S» полюсом. Таким образом, в генераторе коллектор - механический выпрямитель, преобразующей переменный ток обмотки якоря в постоянный ток во внешней цепи. Напряжение на зажимах генератора будет меньше Ea на величину падения напряжения в сопротивлении обмотки якоря Ia : Ua a Ra Ia - напряжение тока совпадает с направлением E. Проводники обмотки якоря с током I a находятся в магнитном поле, и поэтому на них будут действовать электромагнитные силы. Fпр BℓIa Эти силы создают механический вращающий момент. Мэм- электромагнитный момент Мэм Fпр Da Bℓ Ia D a В режиме генератора этот момент, тормозящий и действует против направления вращения якоря.
Уравнение моментов: Мэм в тр Ме Мв -вращающий момент, Мтр -момент сил трения, Ме -тормозной (вихревые токи).
Принцип работы ДПТ.
К обмотке якоря подводится постоянный ток от внешнего источника. При этом на проводнике обмотки якоря будут действовать электромагнитные силы Fпр и возникает электромагнитный момент Мэм. При достаточном Мэм якорь машины приводится во вращение и будет развивать мех. мощность . Мэм -движущий и действует в направлении вращения В режиме двигателя коллектор инвертор. В обмотках якоря также индуктируется Э.Д.С.Ea направленные как и в генераторе против Ia. Т.е. Ea-противоэлектродвижущая сила. Ур-е напряжения двиг: Ua a aIa Ур-е моментов: Мэм МВ + Мтр + Ме МВ -тормозящий момент, развиваемый рабочим механизмом.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |