Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Технология социальной работы как процесс. Критерии эффективности тех. С.р




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В.26

Понятие технологии долгое время использовалось в естественных науках, пришло из них (сов-ть производственных опций, методы изготовления, изменения состояния сырья, материалов в процессе производства). Поэтому данный термин не используется, например, в Швеции. Но каждый специалист призван проектировать свою работу с клиентом, а, проектируя, он уже занимается технологизацией процесса взаимодействия. Много подходов к определению технологии:2 варианта трактовки:

1) тех-я как некая программа деятельности, включающая описание способов этой деятельности;

2) как сама деятельность, базирующаяся на использовании разнообразных способов. Патрушев: признаки технологизации- разграничение, разделение данного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, опции; координированность и поэтапность действий по достижению искомого результата; каждая технология предусматривает однозначность выполнения включённых в неё процедур и опций.. Это решающее условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Данакин также рассматривает соц.технологии как способы осуществления деятельности на основе её рационального расчленения на процедуры и опции с их последующейкоординацией и синхронизацией и выбора оптимальн.ср-в, методов их выполнения.



Эта деятельность (процесс) включает в себя ряд этапов, выделяют, как правило, 3:

1. Теоретический, предполагает обоснование цели, объекта технологического воздействия, расщепление его на составляющие элементы, выяснение соц.связей между ними. Постановка цели характеризует достижение успеха, если выполнены

след.требования: хорошо сформулированная цель определена в позитивных намерениях и положительных характеристиках, сформулрованная цель практически достижима, сформулированная цель предполагает процедуру проверки, корректно сформулированная цель предполагает разнообразие средств её достижения.

2. Методичесикий, связан с выбором методов, средств воздействия, сбором и обработкой информации, её анализом, выбором принципов трансформации результатов анализа в конкретные выводы и рекомендации.

3. Процедурный, связан с организацией практической деятельности по апробации избранной последовательности намеченного инструментария. .Т. об. чтобы деятельность получила право называться технологией, она должна быть сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определённой последовательности, т. е. при этом выделяется несколько процедур(определение цели, реализуемой в результате применения технологии, построение системы критериев для выбора возможных вариантов, обозначение круга возможных вариантов, выбор оптимального варианта и его внедрение).

Патрушев в статье «Соц-но-технологический вектор современной цивилизации»: значение технологизации заключается прежде всего в том, что она придаёт человеческой деятельности более рациональный характер, включая в неё только те процессы и опции, кот.действительно необходимы для достижения поставленной цели. Технологизация отвечает субъективному стремлению чел-ка определить тот естественный алгоритм, который облегчит его деятельность и повысит эффективность. При этом необходимо стремиться к достижению максимальн.последовательности и простоты, не допускать дублирования процедур и опций. Как показывает опыт, условия технологизации любого процесса, в т. ч. и соц.работы заключаются в следующем: -объект целенаправленноговоздействия должен обладать определённой степенью сложности -должны быть известны осн.компоненты стр-ры объекта, особенности их взаимосвязи и функционирования -должны существовать возможности формализовать реальные процессы и представить их в виде показателей, опций, процедур. Структурное содержание технологии соц.работы характеризуется наличием научно обоснованной программы (проекта), в рамках которой решаются конкретные проблемы и задача заданного алгоритма как сис-мы последоват.опций на пути решения стоящей задачи и достижения конкретного результата; определённого стандарта (норматива) деятельности в качестве критерия успешности деят-ти. Основные составляющие технологии соц.работы: первоначальное, общее целеполагание; поиск новых источников информации, её сбор, анализ, обработка;выбор возможных вариантов деятельности, уточнение цели и выбор возможных вариантов дей-й и инструментария, принятие решения и организационно процедурная работа по его реализации.

Эффективность: особенности технологии соц.работы: динамичность (гибкость), проявляется в постоянной смене содержания и форм работы спеца с клиентом и характера эвристической деятельности; непрерывность, которая диктуется необходимостью постоянно поддерживать контакт с клиентом и влияние на него; цикличность (стереотипное, закономерное повторение этапов, стадий, процедур при работе с однотипными клиентами); дискретность социальной работы как технологического процесса, проявл-ся в неравномерном протекании степени воздействия на клиентуру от этапа целеполагания до принятия решений и импульсном характере воздействия в социальной работе. Т. об., тех-я соц.работы отражает важнейший её аспект-прикладной.

 

Сущ-ют класс-и:

1. по объекту вмемательства: субъектные(индивид., групповые, средовые, на ур. общества); деятельностные; средовые.

2. по степени новизны: комбинаторные(доработанные), радикальные.

3. по последствиям: с негативными посл.; позитивными; нетральными.

4. по хар-ку воздействия: стратегические; тактические; оперативные.

5. по функциям:…

6. общие(посредничество, соц. дагностика, профилактика, соц. консультированиие, соц. экспертиза, интервьюирование, групповая раб., раб. с общественностью);

частные (с.р. с бедными, с бездомными, с семьей, с семьями, больних алкоголизмом, с одинокими людьми, пожилыми, инвалидами, со спонсорами)

В.27

Одиночество как соц. феномен. Современные концепции одиночества (о.).J_sJ

Од-во — одна из главных проблем названная задолго до СПИДа "чумой 20-го века". Проведена была серия экспериментов с~людь-ми, изолированными от др. людей. У ч-ка, к-ый изолирован от себе подобных быстро начинается затемнение сознания, начинаются галлюцинации. Амер. ученый Бредберн в 60-у годы пытается внести свою лепту в изучение темы. Он разработал анкету, включаю­щую 1 вопрос: "Переживали ли вы за последние дни од-во?" 26% опрошенных ответили на вопрос анкеты положит. Бредберн был потрясен. Возникает вопрос: почему данная проблема не востребована наукой? 1. срабатывает защитная реакция: люди, отрицаю­щие собственное о. автоматически переносят это отрицание на др. людей; 2. од-во - это одна из необычных П??, поэтому исследо­ватель, к-ый возьмется за ее изучение, вероятнее всего окажется в зоне повышенного внимания др. людей; 3. это одна из неизведан­ных, малоизученных тем, поэтому исследователю придется идти "по целине". У Бредберна было много критиков, которые обращали внимание на форму вопроса (анкета - один вопрос). Один из критиков - Раадшелдере говорит, что прежде, чем проводить такие подсчеты важно определиться с понятием о. Метод, предложенный Раадшелдером - двух часовое интервью. В ходе него ему уда­лось разработать типологию одиноких людей. Эта типология не утратила своего значения и сейчас. 59% - неодинокие, 41%- одино­ки в небольшой степени. Общим для одиноких яв-ся ощущение дефицита интимных отношений, но они отличаются отношениями с друзьями, сотрудниками, чувством ущербности. Среди этих 41% одиноких он выделяет группу безнадежно одиноких (14%): нет партнера по интимным связям, практически не установлены связи с соседями, склонность обвинять окружающих в своем о. (боль­шинство - разведенные). 2 тип — периодически и временно одинокие(15%): чаще вступают в контакты, наиболее активны из одино­ких, считают свое о. преходящим (большинство - не состоящие в браке). 3-тип - пассивно-устойчиво одинокие(12%): имеется не­достаток в партнере по интимным связям, др. отн-ми они более или менее удовлетворены, свое положение рассматривают как неиз­бежность (большинство - овдовевшие (за 55 лет)).

Концепции: 1. социологическая.Боуен отмечал, что 3 силы ведут к усилению о. в совр мире: ослабление связей в первичной груп­пе (семье); увеличение семейной мобильности (подвижности); усиление соц. мобильности. Од-во - норма, причина в настоящем. 2. психологическая. Зимбург дает 1 из первых психоло-х анализов од-ва. Он предлагает разводить понятия: уединенности и од-ва. Уединенность-отсутствие кого-то, не проблема. Од-во - постоянное, непреодолимое, разъедающее душу ч-ка состояние. Зимбург считал од-во - отражением характерных черт личности: нарциссизма, враждебности, агрессивности. Возникает вопрос, откуда появ­ляются эти черты? Зимбург отвечает так: с самого раннего возраста ребенок познает то, что он любим, центр всего с одной сторо­ны; а с другой - во всех своих жизненных проявлениях он зависим от других людей. Это и приводит к появлению данных черт, т.е. к од-ву. Салливан считал, что од-во зарождается в подростковом возрасте. Каждый из нас носитель большинства потребностей, в том числе потребности общения. В подростковом возрасте возникает потребность в друге, с которым можно поделиться самым сокро­венным. Но не всем дано иметь такого друга. Фридрих Фромм Рейхман: она обращает внимание на вредность раннего отлучения ребенка от материнской ласки. О. - патология, причины в детстве. 3. феноменологическая.Роджерс к теме о. обращается в 60-70-е годы, его подход базируется на Я-теории личности. Он считает, что общ, навязывает ч-ку необходимость действовать в соответст­вии с социально-оправданными образцами поведения, которые нередко отличны от внутреннего истинного Я. И о. - это есть резуль­тат противоречия между внутренним, истинным Я и проявлениями Я в отношениях с другими людьми. По Роджерсу о.- это резуль­тат плохой приспособляемости ч-ка. Акцентируется внимание на настоящем. Од-во - патология, причина - в настоящим. 4. Сис­темная.Фландерс: его рассуждения базируется на системном подходе, на теории соц. систем. Каждый из нас - система, включаю­щая множество подсистем. Од-во исходя из этого, есть то, что необходимо мне для того, чтобы реализовать себя на данном уровне развития. О. - механизм обратной связи, обеспечивающей оптимальный уровень ч-ких контактов. Серьезный анализ проблемы требует интеграции множества теорий.

Вейс(создавал клубы для одиноких.) выд-л типы одиночества эмоциональное(суть в чел-ке, проблемы нет с установлением контакта с группой); социальное (невключенность индивида в группу).

Для с.р. крайне важен системный подход, т.к. акцент делается на позитив. Оценку данного явления, также важен социологический подход – акцент не столько на негат. св-вах личности, а на окружение.

В РФ(по переписи) одиноким считается чел-к. живущий один и не поддерживающий регулярной связи с родственниками.

Причины:

- возросшая брачно-семейная динамика, повыш ур-ня разводимости;

- деперсонализация больших городов, укрепление начал индивидуализма;

- соц-мед факторы(увелич психиатрических заб-ий и пограничных состояний). (Холостова)

Одиночество – это соц-псих-ое сост-е, хар-ся сужением или отсутствием соц-ых, профес-ых, эмоц. и др контактов.

Причины: Объективные (удаленность места проживания, физ недостатки, инвалидность, отсутствие близких); Субъективные (творческие, черты личности: ранимы, замкнутые, неуживчивые идр)

Од м/т выражаться в псих состояниях (депрессиия, отчаяние, комплекс неполноценности), а также возм. отклонения (пьянство и др)

Вейс Вопросы изучения од-ва; Швалб-Данчева Од-во; Лабирринты од-ва; Гурко и Мацковский Од-кий мужчина; Гайдес и др. Брачные объявления; Жуковицкий Помоги своей судьбе. Фром, Сатир(терапия). ЩукинаН.П.Один-во//Российская энциклоп. С.р.в 2х т., Пейдж С. Если я такая замечательная, то почему я одна?

 

В.28.




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7