Синантропная растительность (18 часов)
Лесная растительность (30 часов) При изучении лесной растительности в составе исследуемых фитоценозов в различных типах леса принято выделять ярусы, которые слагаются различными элементами ценоза – древостоем, подростом, подлеском и живым напочвенным покровом. В древостое определяют видовой состав деревьев, их высоту и возраст, сомкнутость крон, бонитет, формулу древостоя, запас древесины и ее качество. В подросте устанавливают видовой состав, высоту, возраст, обилие, жизненность и характер размещения растений на территории. Все это позволяет определить перспективу естественного возобновления леса. В подлеске определяют: вид кустарников, их высоту, проективное покрытие, фенофазу, жизненность, характер распределения в сообществе. В живом напочвенном покрове определяют видовой состав растений, их высоту, обилие, проективное покрытие, фенофазу, жизненность, а в подстилке – покрытие и мощность опада. По результатам исследований дается анализ продуктивности лесных фитоценозов, перспективы их естественного возобновления, санитарного состояния, охраны леса от пожаров, самовольных порубок, защиты от вредителей и болезней и др. Луговая растительность (18 часов) Луга исследуют в два этапа. Вначале изучают местоположение луга в общем рельефе местности: материковые (расположенные на равнинах, вне речных пойм) и пойменные (в долинах рек). Среди материковых лугов по основному источнику водного питания выделяют луга низинные – расположенные в понижениях, с близкими грунтовыми водами и суходольные – питаемые лишь водами атмосферных осадков. На пробных площадках пойменного и суходольного лугов проводят описания травостоя: указывают видовой состав растений, их высоту, проективное покрытие, обилие, фенофазу, жизненность, фитомассу. По фитомассе можно определить продуктивность луговой растительности. Устанавливается состояние луга: наличие пастбищных и техногенных дигрессий, закустаренности или закочкаренности и др. Болотная растительность (12 часов) При изучении болотной растительности первоначально определяется положение болотного массива в рельефе местности (пойма, терраса, склон, водораздел), что позволяет определить преобладающий тип питания болот. Затем производится описание рельефа и изучение растительности по выделенным ассоциациям. При этом растительный покров лесных болот студенты исследуют по методике изучения лесной растительности, а травянистых – по методике изучения луговой растительности. Устанавливаются ботанические, ландшафтные, гидрологические и др. ресурсы болот, популяции редких и исчезающих видов растений, практические меры по рациональному использованию и охране болот. Синантропная растительность (18 часов) Исследования синантропной(сегетальной и рудеральной) растительности проводят детально-маршрутным методом. На пробных площадях определяют виды растений, их высоту, проективное покрытие, обилие, встречаемость, фенофазу, жизненность, устанавливают степень засоренности посевов культурных растений. На основе этих данных разрабатывают конкретные меры борьбы с сорняками для каждого агроценоза. ЭКСКУРСИИ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ Групповая работа со студентами по изучению методов геоботанических исследований лесной, луговой, болотной и синантропной растительности, почвенно-гидрологических и климатических условий местности проводится в виде экскурсий (5–6 экскурсий). При этом под руководством и непосредственном участии преподавателя на модельных участках студенты осваивают методы выделения ассоциаций, фитоценотических горизонтов, ярусов, знакомятся с экологическими группами и жизненными формами растений, получают навыки геоботанического картирования, описания на пробных площадках различных типов растительности и т.д. После каждой такой экскурсии (в лес, на луг, болото, агроценоз) бригада студентов проводит описание различных типов растительности самостоятельно. Материалы по изучению растительных сообществ фиксируются в полевом дневнике – общей тетради в клетку. Записи в дневнике ведутся на правой странице простым карандашом или шариковой ручкой. На левой странице делаются зарисовки, дополнения, поправки и т.д. Полевой дневник должен иметь титульный лист, где указывается название учебного заведения, фамилия, имя и отчество практиканта, дата начала и окончания ведения дневника, почтовый адрес. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УИРС На период практики для студентов запланирован ряд примерных групповых и индивидуальных заданий: 1. Характер растительности полян вблизи отдельно стоящих деревьев. 2. Анализ подкроновой растительности отдельно стоящих деревьев. 3. Сравнение травяного покрова в культурах различных древесных пород. 4. Растительность под пологом сосняков разного возраста. 5. Сравнение растительности северного и южного края поляны. 6. Описание семейства … и характеристика распространения его представителей в пределах различных растительных сообществ. 7. Влияние условий освещенности на величину и положение листовых пластинок у лесного подроста и кустарников. 8. Анатомо-морфологические особенности некоторых травянистых видов под пологом леса и на полянах. 9. Эколого-ценотическая характеристика некоторых видов лекарственных (пищевых, кормовых и т.д.) растений лесничества. 10. Сравнение растительности северного и южного склонов оврага. 11. Сравнение водной и прибрежно-водной растительности р.Западная Березина на участках с различной скоростью течения. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА Студенты должны самостоятельно собрать необходимый материал, обработать его, проанализировать полученные данные и, сопоставив их с литературными, сделать соответствующие выводы. Выполненная работа оформляется в виде коллективного (одного на бригаду) отчета. Примерный план написания отчета: – введение (в нем должны быть четко определены цели и задачи практики); – краткий обзор литературы по каждому типу растительности; – собственные исследования: а) место и время работы; б) методика проводимых исследований; в) результаты и их обсуждение; г) выводы; – список использованной литературы. Отчет оформляется в альбоме. На титульном листе указываются название темы, список студентов, выполнивших работу, фамилию, имя и отчество руководителя практики, время и место выполнения работы. Работа должна быть хорошо иллюстрирована, фактический материал следует представить в виде таблиц, профилей, рисунков, схем и т.д. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ После выполнения программы учебной практики по геоботанике студенты сдают дифференцированный зачет. Итоговая оценка определяется по отношению каждого студента к работе на протяжении всего периода практики, грамотности написания группового и индивидуального отчета, знания видов растений, представленных в гербарии, и вопросов, предусмотренных программой летней учебной практики. ЛИТЕРАТУРА: Основная 1. Горышина Т.К. Экология растений. – М.: Высшая шк., 1979. – 368 с. 2. Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология. – СПб,: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1999. – 316 с. 3. Летняя практика по геоботанике: Практическое руководство. Под ред. В.С.Ипатова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 176 с. 4. Работнов Т.А. Фитоценология. – М.: МГУ, 1992. – 352 с. 5. Сапегiн Л.М. Геабатанiка. Навук. рэд. В.I. Парфенау. – Мн.: Тэсей, 2000. – 192 с. 6. Федорук А.Т. Ботаническая география. Полевая практика. – Мн.: БГУ, 1976. – 224 с. 7. Юркевич И.Д., Голод Д.С., Адерихо В.С. Растительность Белоруссии, ее картографирование, охрана и использование. – Мн.: Наука и техника, 1979. – 243 с. Дополнительная 1. Гельтман В.С. Географический и экологический анализ лесной растительности Белоруссии. – Мн.: Наука и техника, 1982. – 326 с. 2. Методические указания по геоботаническому изучению лесной (1989), болотной (1985), луговой (1993) растительности и агрофитоценозов (1984). Составитель Ю.А.Бибиков. – Мн.: Ротапринт БГУ. 3. Методические указания по геоботаническому изучению водной и прибрежной растительности. Составитель Н.А.Лемеза. – Мн..: Ротапринт БГУ, 1985. – 16 с. 4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности. – М.: Логос, 2001. – 264 с. 5. Определитель высших растений Беларуси. Под ред. В.И. Парфенова. – Мн.: Дизайн ПРО, 1999. – 472 с. 6. Тупиков А.М. Сорные растения и борьба с ними. – М.: Моск. рабочий, 1982. – 157 с. 7. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с. 8. Цвелев Н.Н. Определитель сосудистых растений Северо-западной России (Ленинградская, Псковская и Новгородская области) – СПб.: Изд. СПХФА, 2000. – 781 с. 9. Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая шк., 2000. – 512 с. Составитель программы Лемеза Н.А.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |