Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


IV. Налоговое законодательство




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Налоговое законодательство испытывало определенные колебания в вопросе о стабильности законодательства.

В Указе Президента РК от 24 апреля 1995 г. N 2235 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" в отличие от Закона РК об иностранных инвестициях 1994 г. выбрана оговорка об изменениях условий контракта на недропользование в целях обеспечения имущественных интересов сторон. В ст. 94-3 Указа было закреплено: "...в случае внесения изменений в законодательство после даты подписания контракта, которые приводят к существенному изменению его общих экономических условий, недропользователь и представители компетентного и налогового органов могут внести в контракт изменения или поправок, необходимые для восстановления экономических интересов сторон по состоянию на момент подписания контракта. Данные изменения или поправки условий контракта вносятся в течение 60 дней с момента письменного уведомления органа налоговой службы или недропользователя".

Однако через некоторое время Указ "О налогах" перешел к "дедушкиной" оговорке. Статья 94-3 стала звучать так: "Налоговый режим, установленный контрактом на недропользование, заключенным в установленном порядке и прошедшим обязательную налоговую экспертизу, действует неизменно до окончания срока действия данного контракта, за исключением случаев, когда изменения в налоговый режим контракта вносятся по соглашению сторон контракта и не влекут изменения соотношения первоначальных экономических интересов Республики Казахстан и недропользователя по контракту".



Налоговый кодекс от 12 июня 2001 г. (в редакции, действовавшей до внесения изменений от 21 марта 2002 г.) опять возвратился к оговорке о внесении изменений в контракт. Статья 285 этого Кодекса содержала следующие положения:

"1. Условия налогообложения, определенные в контрактах на недропользование, могут быть скорректированы в связи с изменением налогового законодательства по соглашению сторон.

В случае улучшения условий налогообложения недропользователя, являющихся результатом изменений в налоговом законодательстве, в контрактах на недропользование производится корректировка условий налогообложения с целью восстановления экономических интересов Республики Казахстан.

2. В случае отмены отдельных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, предусмотренных контрактом, недропользователь продолжает производить их уплату в бюджет в порядке и размерах, установленных контрактом, до внесения соответствующих изменений в контракт в порядке, определенном п. 1 настоящей статьи".

Последняя редакция Налогового кодекса РК от 12 июня 2001 г. разделяла обычные контракты на недропользование и СРП. К обычным контрактам на недропользование применяются все налоги, которые предусмотрены или которые будут предусмотрены законодательством РК. В отношении СРП действует особый правовой режим. Это связано с тем, что здесь могут быть предусмотрены отдельные виды налогов. К СРП применяется "дедушкина" оговорка. В ст. 82 указанного Кодекса закреплялось: "Налоговый режим, определенный в контрактах на недропользование между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и отечественным и иностранным недропользователями, прошедших обязательную налоговую экспертизу и заключенных до 1 января 2004 года, сохраняется и действует в течение всего установленного срока их действия и может быть скорректирован в связи с изменением налогового законодательства Республики Казахстан по соглашению сторон".

 

V. "Дедушкина" оговорка в ГК РК

 

Общие положения о "дедушкиной" оговорке содержатся в ГК РК, в п. 2 ст. 383 которого закреплено: "...если после заключения договора законодательством устанавливаются обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда законодательством установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров".

Хотя в теории и на практике эта норма вызывает много дискуссий и не всегда применяется, ее важное консолидирующее значение для отраслевого законодательства неоспоримо.

В Казахстане высказываются различные взгляды на понятие стабильности законодательства. Как считают А.Г. Диденко и Е.В. Нестерова, приоритет договора перед законодательством, установленный в п. 2 ст. 383 ГК РК, распространяется лишь на условия договора, которые могли быть согласованы сторонами. Императивные нормы, установленные законодательством, действовавшим в момент заключения договора, не могут считаться условиями договора, и в случае изменения данных норм они применяются в новой, измененной редакции. Этот анализ распространяется на все законодательные акты (о недропользовании, о налогах, об инвестициях), в которых содержатся оговорки о стабильности законодательства*(223).

Мне кажется, такое толкование противоречит смыслу "дедушкиной" оговорки, согласно которой законодательство, ухудшающее положение иностранного инвестора (а это в основном императивные нормы), не должно применяться к ранее заключенным контрактам на период их действия.

Подобные утверждения противоречат и толкованию п. 2 ст. 383 ГК РК: из него не вытекает, что речь идет о диспозитивных нормах, которые стороны вправе исключить из договора. Речь идет об установлении законодательством иных правил, нежели те, которые действовали при заключении договора. По-моему, эти положения толкуются однозначно: не применяются все нормы, которые устанавливают иные правила (как диспозитивные, так и императивные).

Последняя позиция имеет в Казахстане законодательное подтверждение. В частности, нормативное постановление Верховного суда РК от 23 июня 2006 г. N 5 "О судебной практике применения налогового законодательства" распространяет нормы о стабильности налогового режима не только на те налоги и обязательные платежи, которые могли согласовываться в контрактах по действовавшему в момент их заключения законодательству, но и на те, которые были продублированы сторонами контракта из императивных норм законодательства, действовавшего на момент заключения контракта.

По мнению А.Г. Диденко и Е.В. Нестеровой, указанное постановление необходимо отменить как противоречащее принципам налогообложения. Я не вижу в этом необходимости, так как данное постановление отвечает принципам "дедушкиной" оговорки.

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7