Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Несобственные свойства цвета. Цветовые ассоциации



2015-12-07 3897 Обсуждений (0)
Несобственные свойства цвета. Цветовые ассоциации 0.00 из 5.00 0 оценок




Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями.

Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразде­ления. Приведем примеры.

Физические ассоциации:

а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...);

б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...);

в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь­зкие,...);

г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...);

д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно­стные,...).

Эмоциональные ассоциации:

а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...);

б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь­ные,...) ;

в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это сви­детельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассо­циаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.

Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызы­вать психические реакции. Для оценки этих различий А.Н. Миронова вводит понятие ка­чества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены:

а) однозначность ощущения (т. е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума);

б) интенсивность ощущения;

в) устойчивость в пределах большой группы людей.

Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.

К объективным свойствам цвета относятся его цветовой тон, светлота, насыщенность, форма цветового пятна, место и значение его в визуальной струк­туре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные. К первым отнесем на­циональный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, клас­совую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.

Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейн-ватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объек­тивных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.

1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устой­чивее реакция.

2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлотные цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково).

4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осяза­тельные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета.

5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.)

6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассо­циаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего пред­ставлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено­го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, от­сюда и богатство ассоциаций.)

Механизм ассоциаций порождает явление синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты:
Сумрак над морем.
Лишь крики диких уток вдали
Смутно белеют.
Мацуо Басе
Льют майские дожди.
И ветер в листьях сливы
Свежо зазеленел.
Саймаро
Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус":
"Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны".
Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные":
А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед".
Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин".
Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..."
Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот".
Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Многим цветам и оттенкам даются названия как раз по этим ассоциациям. Ниже представлены некоторые названия оттенков цветов.

Красный. Оттенки: свекольный, клюквенный, брусничный, багровый, гранатовый, рубиновый, алый, кровавый, кумачовый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, вишневый, малиновый, медный, рябиновый, червленый, маковый...

Оранжевый. Огненный, морковный, кирпичный, таракотовый, рыжий, апельсиновый, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый...

Желтый. Охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, конореечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, бежевой, чайная роза, виноградный, банановый...

Зеленый. Горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, цвет еловой хвои, полынный, цвет плесени, цвет медной патины, купоросный, травяной, лягушачий, кабачковый, фосфорический...

Голубой. Бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, электрик...

Синий. Сапфировый, ультрамарин, кобальтовый, индиго, сливовый, баклажанный...

Фиолетовый. Аметистовый, сиреневый, лиловый, чернильный, гиацинт, Ренессанс, фанданго, орхидея, вербена...

Пурпурный. Цвет мальвы, цвет кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови, каприз, портвейн, Веласкес, Медичи, Бахус, амарант...

Белый-Серый. Белая ночь, аллюминевый, стальной, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, цвет яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, свинцовый, альбатрос, цвет пыли, цвет тумана, цвет облака...

Черный. Цвет воронового крыла, цвет маренного дуба, антрацит, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, "сон перед ревизией", "нелетная погода"...

Коричневый. Бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, кофейный, каштановый, беж, эскимо, красное дерево, мокасин, Тонагро, Пикадили...

Ассоциативное восприятие цвета зависит от настроения человека, его пола, образа жизни, возраста, характера и др. Ниже представлена таблица зависимости ассоциативного восприятия цвета от пола (первой идет ассоциация набравшая максимальное количество процентов, последней - минимальное

 

Практические задания

Задание 1Выполнение рядя цветовых композиций с акцентом на определенные цветовые ассоциации: Эмоциональные (позитивные, негативные, нейтральные) -3 композиции, размещенные в формате А-4

Задание 2 Выполнение рядя цветовых композиций с акцентом на определенные цветовые ассоциации: Физические (температурные, акустические, весовые, пространственные) -8 композиций, размещенных в контрастных парах (по две) на формате А-4

 

Задание 3 Выполнение рядя цветовых композиций с акцентом на музыкальные ассоциации: 4 композиции, размещенных в контрастных парах (по две) на формате А-4 ( Например: Джаз, кантри, рок, классика)

 

 

Задание 3 Выполнение рядя цветовых композиций с акцентом на определенные цветовые ассоциации: Сложные ассоциативные образы -12композиций , размещенных в контрастных парах (по две) на формате А-4

 

 

Стилизация. Прежде чем говорить об орнаменте, необходимо уделить внимание стилизации. Стилизация - это условность выразительного языка. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать объект более понятным зрителю и облегчить его выполнение для художника.

Стилизация, по своей содержательной сути применяется для обобщения, системного соподчинения признаков, характеристик и свойств в содержании самого предмета.

Другое значение термина стилизация - это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Нужно отметить, что каждый материал диктует свой способ стилизации.

Орнамент. В переводе с латинского - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта. Для орнамента характерно применение двух средств: симметрии и ритма.

Основной признак орнамента - это его подчиненность художественному образу, форме и назначению объекта, в художественной обработке которого он применяется. Самостоятельного художественного образа орнамент не имеет, и всецело зависит от объекта, на который он накладывается.

Орнаменты имеют древний магический смысл. Например, почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, подол и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом, который закрывал все детородные органы. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.

Орнаменты классифицируют по различным признакам: 1) По изобразительной характеристике: растительной, геометрической, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т.д. 2) По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д. 3) По народной принадлежности: белорусский, американский и т.д. 4) По изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контррельефный (небольшое углубление внутрь). 5). По типу композиционного построения: замкнутая композиция (розетта), бордюр ( полоса, кайма), сетчатая композиция( раппортная).

 

Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты: зеркальная симметрия, осевая симметрия (поворотный вариант) и зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге.

Бордюр. Это композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу.

Раппортная. Или статический сетчатый орнамент - это неограниченная композиция, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом образуя сетку. Привязка элементов, независимо от того какая у них организация центра, идет по точкам пересечения прямых образующих сетку. При пересечении, прямые могут образовывать не только квадраты, но и прямоугольники, треугольники, косоугольники и ромбы

 

Задание 1.Вы полнить три орнаментальные композиции разные по типу композиционного построения: 1)замкнутая, 2)бордюрная, 3) сетчатая, используя, (распределив их произвольно по типам), следующие мотивы: а) геометрический, б) растительный, в) исторический.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Миронова А.Н. Цветоведение. Минск, «Высшая школа»,1984.

 

2. Иттен. И. Искусство цвета. М.Д. Аронов, 2001.

 

3.Зайцев А. Наука о цвете в живописи. М. «Искусство», 1986.

 

4. Волков И.И. Цвет в живописи. М. «Искусство», 1985.

 

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. «Прогресс», 1974.

 

6. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М. «Искусство», 1970.

 

7.Психология цвета. «Рефи-бук»; «Ваклер», 1996.

 

8. Магия цвета. Харьков, АО «Сфера»; «Сварог», 1996.

 

9. Мао Дебао Дизайн и цвет. Китай, издательский дом Юго-восточного университета, 1999

 



2015-12-07 3897 Обсуждений (0)
Несобственные свойства цвета. Цветовые ассоциации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Несобственные свойства цвета. Цветовые ассоциации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3897)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)