Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Центральные банки, их сущность и функции



2015-12-07 430 Обсуждений (0)
Центральные банки, их сущность и функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра «Финансы и Кредит» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Деньги, Кредит, Банки» Центральные банки, их сущность и функции |Выполнил студент ||3 курса ||Научный руководитель: || Самара 1999План | |Введение |3 ||1.|Сущность и функции центральных банков |4 ||1.1.|Сущность центральных банков |4 ||1.2.|Независимость центральных банков от исполнительной власти |5 ||1.3.|Функции центральных банков |7 ||2.|Денежно-кредитная политика центрального банка |11 ||2.1.|Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного |11 || |регулирования | ||2.2.|Регулирование официальной учетной ставки |12 ||2.3.|Минимальные резервные требования |14 ||2.4.|Операции на открытом рынке |17 ||2.5.|Меры административного воздействия |19 || |Заключение |22 || |Список литературы |26 | Введение Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условиеразвития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевуюроль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поискдейственных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономикипредполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран срыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитнаяполитика является одной из составляющих экономической политики и позволяетсочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкойрегулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. Всвязи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельностицентральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики. Изучение их опыта придает особую актуальность вопросам,рассматриваемым в данном учебном пособии, в котором на основе обобщениязарубежного опыта анализируются статус и формы организации центральныхбанков, их важнейшие функции. В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организациицентральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью оторганов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно длярешения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечениястабильности цен; приведена классификация выполняемых центральными банкамифункций; подробно проанализированы все основные функции центрального банка. Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которойрассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка и реализацияденежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применениеминимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а такженекоторые методы административного воздействия.Сущность и функции центральных банков Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно.На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение междуцентральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало.Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накоплениякапитала. По мере развития кредитной системы происходил процессцентрализации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках.Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольногоправа на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным илинациональным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало егоглавенствующему положению в кредитной системе. Первый центральный банк - шведский «Риксбанк» -был создан в 1668 г, нарубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден БанкАнглии, Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежныхзнаков и их функции отличались от функций современных центральных банков -например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю ипромышленность, а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю.Центральные банки в их современном виде возникли в XIX в. В настоящее времяпрактически во всех странах мира имеются центральные банки, однако междуними есть существенные различия, обусловленные особенностями политическогои финансово-экономического развития стран базирования. 1.1. Сущность центральных банков Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус,отличительный признак которого - обособленность имущества банка отимущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило,в государственной собственности, центральный банк наделен правомраспоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается отгосударственного банка, имущество которого полностью контролируетсягосударством. Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовыхактах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской икредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основнымправовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, являетсяЗакон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящегосостава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой.Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионногоинститута страны. Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческогобанковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторымивластными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Какправило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания,Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частьюкапитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являютсякоммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения(Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формированииорганов управления центрального банка. Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органамигосударственной власти существенно различаются в разных странах.Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двухмоделей: . центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики; . центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов. Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. Вбольшинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которойиспользуются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральнымбанком при определенной степени его независимости. В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции иГолландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам.В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству илиминистерству финансов. В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитыхстранах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральнымбанкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило,консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателейи банкиров и находит отражение в подписании представителями министерствафинансов и центрального банка совместных заявлений. При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможентолько административный путь их разрешения в форме резолюции парламента илирешения правительства. В странах, в которых центральные банкинепосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательныхпроцедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органыоказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной целиденежно-кредитной политики. Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банковперед парламентами. Так, федеральная резервная система США (ФРС)представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, ацентральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своихстран ежегодно. 1.2 Независимость центральных банков от исполнительной власти. Выполнение юридически возложенной на центральный банк главной цели егодеятельности - обеспечение стабильности цен - предполагает наличиеопределенной степени его независимости от исполнительной власти. Причемнезависимость центрального банка от правительства подразумевает две ееформы: политическую и экономическую. . Политическая независимость - это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы; . Экономическая независимость - самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики. Условиями политической независимости центрального банка являютсяопределение порядка назначения членов его руководящего органа илиуправляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороныправительства и(или) парламента. Экономическая независимость выражается втом, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежныесредства правительству для финансирования государственных расходов иоказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, дляэкономической независимости центрального банка имеет значение характеросуществляемого им контроля за кредитной системой: применениеадминистративных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающеевмешательство правительства в принятие решений банком, ущемляет автономиюпоследнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степеньполитической независимости данного центрального банка. Однако с помощьюнекоторых объективных показателей независимости, таких, например, какналичие формальных организационных связей между центральным банком иправительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживатьфискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного изпроведенных исследований степени независимости центральных банков сиспользованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильнойвзаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низкимуровнем инфляции. Результаты исследований подобного рода позволяют считать, чтонезависимость центрального банка в целом определяется следующими факторами: . Независимость от правительственных органов. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства; . Личная независимость членов органов управления центрального банка. Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости; . Юридический статус банка, который определяется, в частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость центрального банка. Важным фактором, определяющим возможности центрального банкаподдерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения сгосударственными органами власти. Регулярные контакты между представителямицентрального банка и государственных органов власти повышают степеньдоверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижениюим главной цели - обеспечения стабильности цен. Таким образом, выполнениюданной задачи может содействовать периодически представляемая парламентуотчетность центрального банка о своей деятельности. Степень независимости центрального банка от исполнительной власти вразных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью впроведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк ГерманииБундесбанк, чья независимость предусмотрена в Законе о Бундесбанке (1957г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживатьэкономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний.Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшимвопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимуюинформацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать вработе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящегооргана. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы дляобсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Советаможет быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случаенеобходимости может быть вызван на заседания федерального правительства. При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики Бундесбанкобладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его действия небудут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политикиправительства. Довольно высокой степенью независимости от исполнительной властирасполагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороныпрезидента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несетответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитнуюполитику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначенияпредседателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляютсяпрезидентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координациипроводимой ФРС и правительством политики данная система может бытьохарактеризована как «независимая внутри правительства». Одним из наименее независимых центральных банков является Банк Англии.Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о БанкеАнглии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным. Всоответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять надеятельность Банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англиинаделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа-Правления Банка Англии - входит координация вопросов денежно-кредитнойполитики с министерством финансов (Казначейством), глава которого формальноответственен за принятие решений в этой сфере и подотчетен парламенту.Таким образом, Банк Англии находится под контролем Казначейства, котороеуполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительныхконсультаций с ним. В этом заключается своеобразие взаимоотношенийКазначейства и центрального банка. Подобно Банку Англии Банк Италии испытывает довольно большую зависимостьот правительства при проведении денежно-кредитной политики. Административноон подчинен Казначейству и должен следовать рекомендациям созданного припоследнем Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям. Банк Италиивыступает как правительственный консультант. Таким образом, в странах, для которых традиционно характерны централизми сильная политическая власть, центральный банк обычно юридически болеезависим от правительства. В федеративных же государствах центральный банк пользуется гораздобольшей самостоятельностью. Кроме того, в федеративных государствах четкопрослеживается стремление должным образом представить интересы регионов вруководящих органах центрального банка. Различная степень независимости центральных банков Германии, США,Великобритании, Италии от правительств коррелирует с темпами инфляции вэтих странах. В упомянутом исследовании проф. А.Алесины указано, что за1973 -1986 гг. самые низкие среднегодовые темпы инфляции в группе из 17государств отмечались в Германии и США, а самые высокие - в Италии иВеликобритании. Разумеется, в идеале центральный банк должен быть достаточно независимыми влиятельным учреждением, которое, с одной стороны, осуществляет денежно-кредитное регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а сдругой стороны, обеспечивает надежность и стабильное функционированиекредитно-банковской системы. Однако в реальных условиях независимостьмногих центральных банков оказывается ограниченной - в частности, врезультате конфликтов, возникающих из-за противоречий между декларируемымиправительством задачами экономической политики и необходимостью поддержаниястабильности национальной денежной единицы, которую призван обеспечиватьцентральный банк. Практика показывает, что конфликт подобного рода удаетсяурегулировать путем довольно формальных переговоров между правительством ицентральным банком без применения «силовых» методов. 1.3. Функции центральных банков Среди многообразных функций центральных банков следует выделитьосновные, без которых невозможно выполнение главной задачи центральногобанка - сохранение стабильности национальной денежной единицы, - идополнительные, соответствующие решению этой задачи. Основные функции, осуществляемые всеми без исключения центральнымибанками, разделяются на регулирующие, контрольные и обслуживающие. К регулирующим функциям относятся: . управление совокупным денежным оборотом; . регулирование денежно-кредитной сферы; . регулирование спроса и предложения на кредит. Контрольные функции включают в себя: . осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы; . проведение валютного контроля. Обслуживающие функции заключаются в: . организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков; . кредитовании банковских учреждений и правительства; . выполнении центральным банком роли финансового агента правительства. Важнейшей регулирующей функцией, присущей всем без исключенияцентральным банкам, является разработка и проведение денежно-кредитнойполитики. Характер проводимой центральным банком денежно-кредитной политики вомногом зависит от степени его независимости от правительства, которая можетбыть большей или меньшей, но никогда не является абсолютной. Например,целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяютсянепосредственно центральными банками. В то же время ни один центральныйбанк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот илииной валютный режим. С другой стороны, отмечаемые в последние десятилетия тенденции в денежно-кредитной сфере способствовали усилению независимости центральных банков.Так, имевшие место процессы либерализации движения капиталов идерегулирования привели к повышению значения рыночных инструментов иуменьшению роли административных методов регулирования. Это, в своюочередь, вызвало свертывание регламентирующих процедур и в определеннойстепени укрепило независимость центральных банков. Разработка и проведение денежно-кредитной политики включают в себя: . определение направлений развития денежно-кредитной политики; . выбор основных инструментов денежно-кредитной политики; . создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям; . проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной политики; . составление денежных программ и контроль за их выполнением. Не менее важной регулирующей функцией центрального банка являетсярегулирование спроса и предложения на кредит и иностранную валюту,осуществляемое посредством проведения интервенционных операций на денежноми валютном рынках. В целях сдерживания кредитной экспансии центральныебанки предпринимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно-банковскихинститутов, а для расширения кредитной экспансии осуществляютпротивоположные действия. Аналогичный характер имеют интервенционныеоперации на валютном рынке (см. с. 118). Контроль за функционированием кредитно-банковской системы - одна изконтрольных функций центрального банка - обусловлен необходимостьюподдержания стабильности этой системы, поскольку доверие к национальнойденежной единице предполагает наличие устойчивых и эффективно работающихкредитно-банковских институтов. Как правило, надзор за кредитно-банковской системой осуществляютнепосредственно центральные банки, однако в Бельгии, Германии, Швейцарии иЯпонии органы надзора институционально отделены от центрального банка.Несмотря на это, центральный банк самым тесным образом связан с ними,принимая участие в их деятельности или оказывая консультационные услуги. Вдругих странах центральный банк контролирует деятельность кредитно-банковских учреждений совместно с другими институтами. Так, ФРС СШАосуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорациейстрахования депозитов, Службой контролера денежного обращения,уполномоченными органами штатов. Не менее важной контрольной функцией центрального банка являетсяосуществление валютного контроля и валютного регулирования. Степень жесткости валютного контроля и валютного регулирования зависитпрежде всего от общего валютно-экономического положения страны. Так, вразвивающихся странах контролю обычно подлежит весьма широкий круг операцийпо внешним платежам и расчетам, что обусловлено необходимостьюрегламентации расходования иностранной валюты. Напротив, наиболее развитыев экономическом отношении страны в настоящее время идут по путилиберализации валютного контроля. Обеспечение бесперебойного функционирования системы наличных ибезналичных расчетов - одна из обслуживающих функций центрального банка. Первоначально деятельность центрального банка в этой сфереограничивалась выпуском в обращение бумажно-денежных знаков. (Денежнаяэмиссия и в настоящее время составляет основу деятельности всех центральныхбанков.) В дальнейшем по мере развития безналичных расчетов центральныйбанк стал выступать в роли организатора и участника платежно-расчетныхотношений. Находясь в центре потоков денежных средств, центральные банкипризваны обеспечивать быстрое и бесперебойное функционирование механизмабезналичных расчетов и платежей. Вместе с тем непосредственное участиецентральных банков в платежных системах не является обязательным -некоторые центральные банки ограничиваются контролем за деятельностью этихсистем. Другая обслуживающая функция центрального банка - кредитование кредитно-банковских институтов и правительства. Являясь кредитором последнейинстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно-банковскимучреждениям, испытывающим временные недостатки в финансовых ресурсах. Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляютфинансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета.Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссудыцентрального банка правительству составляют значительную часть их активов.Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этимданная функция в настоящее время относится не к основным, а кдополнительным. Еще одна обслуживающая функция центрального банка - выполнение им ролифинансового агента правительства, то есть ведение правительственных счетови управление активами различных правительственных ведомств. В некоторыхстранах, например в США, центральные банки выполняют эту функцию совместнос коммерческими банками. В других государствах, например в Италии,центральные банки являются практически бухгалтерами государственныхучреждений. Дополнительные функции центрального банка не связаны непосредственно сего главной задачей (сохранение стабильности национальной денежнойединицы), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относятсяуправление государственным долгом, проведение аналитических исследований иведение статистической базы данных, изготовление банкнот и др. Функции проведения аналитических и статистических исследований по своемухарактеру могут быть весьма неодинаковыми и неравнозначными в центральныхбанках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютнойполитики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловилов некоторых странах (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония)делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого родаданных. Большинство центральных банков осуществляют исследования экономическойконъюнктуры в реальном секторе экономики. Некоторые центральные банкипубликуют подробные результаты проведенных исследований (федеральныерезервные банки США, Банк Японии, Национальный банк Бельгии, Немецкийфедеральный банк, Банк Франции, Банк Англии и др). Многие центральные банки изучают финансовое положение предприятий исоздают централизованные службы по банковским рискам (Национальный банкБельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Италии, БанкИспании). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании,Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий. Задача всех центральных банков - выпуск в обращение банкнот иобеспечение их циркулировать на территории страны. При этом лишь немногиецентральные банки (Италии, Великобритании, Бельгии, Испании и др.) имеютспециальные структурные подразделения по производству банкнот. Отдельные центральные банки осуществляют связи c нeбанковской клиентуройи предоставляют общественные услуги. Все центральные банки поддерживаюткорреспондентские отношения с финансовыми учреждениями своей страны,другими центральными банками и международными финансовыми организациями.Однако коммерческие отношения с небанковской клиентурой всегда являютсявторостепенными. Центральные банки могут предоставлять определенный набор услугколлективного пользования. В целях улучшения функционирования банковскойсистемы и отношений между коммерческими банками и их клиентурой некоторыецентральные банки, как уже было сказано, создают централизованные службы побанковским рискам, контролируют неоплаченные векселя и пр. Денежно-кредитная политика центрального банка 2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком,является одним из элементов экономической политики государства ипредставляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменениеденежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок идругих показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ононацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровняинфляции и безработицы, В законах о центральных банках особо подчеркиваетсяих ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальнойвалюты. В зарубежной экономической литературе денежно-кредитная политикаразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валютыпосредством проведения валютных интервенций, изменений уровня учетнойставки, а также других инструментов, оказывающих влияние на состояниенациональной денежной единицы, и «широкую», непосредственно воздействующуюна объем денежной массы в обращении. Эти меры воздействия взаимосвязаны ивзаимообусловлены. Являясь посредником между государством и банковской системой страны,центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощьюопределенных инструментов. По мере развития кредитных систем и рынковссудных капиталов возможности центрального банка непосредственновоздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместес тем расширился арсенал и повысилась эффективность рыночных инструментовденежно-кредитного регулирования. Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемыхцентральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использованиеразличных видов инструментов варьируется в зависимости от направленностиэкономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихсятрадиций и конкретных обстоятельств. Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектамвоздействия (предложение денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые икосвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования(количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные идолгосрочные). Все эти методы используются в единой системе. Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитнаяполитика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитнойэмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитнаярестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банкипреследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощикредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры,наблюдаемый в периоды экономических подъемов. По форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются наадминистративные (прямые) и рыночные (косвенные). Административнымиявляются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций,исходящих от центрального банка и направленные на ограничения сферыдеятельности кредитного института. Они занимают определенное место впрактике центральных банков развитых стран, а также получили широкоеприменение в развивающихся государствах. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способывоздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредствомформирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов.Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнениюс административными, но результаты их применения не всегда адекватнынамеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отходцентральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным. По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействияцентрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитногорегулирования разделяются на количественные я качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние насостояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежноеобращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямогорегулирования качественного параметра рынка, а именно - стоимостибанковских кредитов. По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулированияразделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачамиреализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Поддолгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваютсяте задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструментывоздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики. Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее частоиспользуемыми центральными банками зарубежных стран, являются установлениеминимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков,регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке.Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитногорегулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к такимметодам, как установление кредитных ограничений лимитирование уровняпроцентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельныеограничения и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитногорегулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральныйбанк на том или ином этапе экономического развития. На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболеерезультативными являются прямые методы вмешательства центрального банка вденежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных икредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемовкредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов.По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным(косвенным) методам регулирования денежной массы, и прежде всего коперациям на открытом рынке и изменению уровня процентных ставок. 2.2. Регулирование официальной учетной ставки Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают ккредитным средствам центральных банков, которые предоставляются подопределенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемаяцентральными банками в операциях с коммерческими банками по учетукраткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей идругих отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг,называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетнаяставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческихбанков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок покредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банкопределяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками.Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитоврефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика измененияучетной ставки представляет собой вариант регулирования качественногопараметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов. Регулирование учетной ставки относится к рыночным (косвенным)инструментам денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования спомощью изменений официальной учетной ставки довольно прост, что и явилосьпричиной его широкого использования как в развитых, так и развивающихсястранах. Например, если центральный банк преследует цель уменьшениякредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку,удорожая тем самым кредиты рефинансирования. Если же целью центральногобанка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то онснижает уровень учетной ставки. Однако центральному банку не всегда удаетсядостичь намеченной цели. Например, повышение учетной ставки центральногобанка не будет эффективным, если на денежном рынке в данный моментнаблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате ихповышенного предложения, так как в этом случае коммерческие банкипредпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежелидорогие кредитные средства центрального банка. Если же официальная учетнаяставка центрального банка уже до ее понижения находилась на уровне нижерыночной, то удешевление и без того дешевых кредитов повлечет за собойсоответствующую реакцию денежного рынка. Посредством манипуляций с официальной учетной ставкой центральные банкивоздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так,рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок покредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливаетуменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос наценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, посколькуболее привлекательными становятся депозиты, так и со стороны кредитныхинститутов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямоефинансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Такимобразом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночнойстоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив,удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам:повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимаетсярыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банкапредставляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидностькредитных институтов посредством изменений стоимости кредитоврефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны вцелом. Как уже отмечалось, именно на центральные банки возложена функцияустановления уровня официальной учетной ставки. Несколько своеобразнымиявляются методы регулирования официальной учетной ставки ФРС США в силуспецифики самой формы организации денежно-кредитной системы этой страны.Каждый из федеральных резервных банков самостоятельно устанавливает уровеньсвоей учетной ставки, который по прошествии 14 дней подлежит пересмотру иутверждению Советом управл


2015-12-07 430 Обсуждений (0)
Центральные банки, их сущность и функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Центральные банки, их сущность и функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)