Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ инновационной активности



2015-12-08 790 Обсуждений (0)
Анализ инновационной активности 0.00 из 5.00 0 оценок




Существуют технологические, организационные и маркетинговые инновации.

Ответом на усиливающуюся конкуренцию со стороны национальных и зарубежных компаний во всем мире служит интенсификация инновационных процессов, способствующих повышению рентабельности производства, расширению ассортимента и повышению качества производимой продукции. В России возможности обеспечения динамичного устойчивого экономического роста ограничены крайне низкой восприимчивостью отечественного бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера. Более того, анализ динамики инновационных процессов в промышленности и ряде отраслей сферы услуг свидетельствует о наметившихся здесь тенденциях к стагнации. На практике не столько инновации влияют на развитие экономики, сколько макроэкономическая и институциональная среда сдерживают инновационную активность предприятий. Как свидетельствует анализ, кризисные явления в экономике повлекли за собой существенное падение уровня инновационной активности: с 60-70% в 1980-е годы до 5-20% в пореформенные годы. Самые тяжелые в экономическом отношении 1990-е годы, особенно их вторая половина, сопровождались минимальными индикаторами инновационной активности (Табл. 1). А их наиболее существенный рост приходится на период, когда уровень и динамика основных макроэкономических показателей стали наиболее успешными для России. Это 2003-2009 гг., когда Россия оказалась в числе пяти стран с наиболее высокими темпами роста в мире (в 2004 г. темп роста экономики составил 10%, в 2007-2010 годах он колебался в пределах 6-7%). Именно за период 2003-2004 годов уровень инновационной активности вырос вдвое в результате краткосрочного импортозамещения, связанного с финансовым кризисом 2002 г. Правда в последующие годы динамика данного индикатора стабилизировалась на достигнутой величине и даже начала понижаться. Во многом это связано со сложным экономическим положением в обрабатывающих производствах, темпы прироста которого в отдельные годы сокращались, все чаще отечественные товары высокой степени переработки не выдерживают конкуренции с зарубежными.

Таблица 1. Динамика основных показателей инновационной деятельности

 
1.Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, проценты                          
организации добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии газа и воды 5.5 5.2 4.7 5.0 6.2 10.6 9.6 9.8 10.3 9.3 10.5 9.4  
2.организации связи, деятельности, связанной с вычислительной техникой и информационными технологиями 8.3 5.0 12.1 12.2 13.5 14.3 15.3 14.7 12.5  
3.Объем инновационных товаров, работ, услуг организаций промышленного производства, млрд. руб., до 2002 года - трлн. руб.: 39.8 35.3 54.9 45.8 84.4 154.1 181.8 206.3 312.7 545.5 433.0 714.0  
4.Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства, проценты 4.7 3.3 4.7 3.8 3.7 4.4 4.2 4.3 4.7 5.0 5.4 5.5  
5.Затраты на технологические инновации организаций промышленного производства, млрд. руб., до 2002года - трлн. руб.: 7.3 9.2 9.0 13.9 24.5 49.4 61.3 86.4 105.4 125.7 122.9 188.5  
6.Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства, проценты 0.9 0.9 0.8 1.1 1.1 1.4 1.4 1.8 1.6 1.2 1.5 1.4  

 

В 2010 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 2490 предприятий промышленного производства или 9.4% от их общего числа. Развитие инновационной деятельности в России выглядит весьма скромно на фоне соответствующих показателей стран Европейского Союза, включая бывшие страны Восточной Европы. Сравнения показывают, что в нашей стране уровень инновационной активности промышленных предприятий самый низкий, он существенно ниже, чем в странах с высоким (Германия - 73%, Ирландия - 61%, Бельгия, Дания - 58%) и даже средним (Эстония - 47%, Чехия - 41%, Словения - 34%, Литва - 31%) уровнями экономического развития. Ближе всех к России по данному индикатору Латвия - 17%, Болгария - 18%, Венгрия - 21%, Румыния - 22%.

Наивысший уровень инновационной активности, приближающийся к среднеевропейским значениям, в 2010 г. продемонстрировали высокотехнологичные отрасли, в целом он более чем втрое превышает среднюю по промышленности величину и в 2010 году составил 31% (Табл. 2). Среди этих отраслей можно выделить такие как производство аппаратуры для радио, телевидения и связи (39.9%), производство летательных аппаратов, включая космические (34.3%), производство офисного оборудования и вычислительной техники (32.3%).

 

Таблица 2. Инновационная активность организаций промышленного производства: 2010 г.

  Совокупный уровень инновационной активности организаций,проценты Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные типы инноваций, в общем числе организаций, проценты
    Технологические Организа-ционные Маркетин-говые  
Всего 10.6 9.4 3.2 2.3  
Добывающие производства 8.1 7.0 2.7 0.7  
Обрабатывающие производства 12.5 11.1 3.7 3.1  
Высокотехнологичные отрасли 32.5 31.0 10.8 7.6  
Среднетехнологичные отрасли высокого уровня 20.3 18.7 6.5 4.4  
Среднетехнологичные отрасли низкого уровня 12.3 11.0 4.0 2.2  
Низкотехнологичные отрасли 7.3 6.0 1.8 2.2  
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5.0 4.2 1.7 0.2  

 

Большая часть отраслей заметно отстает от максимального уровня интенсивности инновационных процессов. В среднетехнологичных отраслях высокого и среднего уровней удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, составил, соответственно, 18.7% и 11.0%, а в низкотехнологичных отраслях этот показатель в пять раз ниже (6%).

Немногим лучше, чем в промышленном производстве, инновации реализуются в сфере услуг, в частности, в отрасли связи, где уровень инновационной активности в среднем в полтора раза выше: 13.7% в 2010 г. В сравнении со странами Европейского Союза Россия значительно отстает по рассматриваемому показателю, находясь примерно на одном уровне с Венгрией и опережая лишь Латвию (12%) и Болгарию (7.2%).

Реализация новой программы инновационного обследования, дающего возможность измерения нескольких типов инноваций, позволяет использовать новый аналитический показатель - это совокупный уровень инновационной активности. К сожалению, он немногим превышает уровень технологической инновационной активности и в 2010 г. cоставил лишь 10.6%. Причина столь низкой величины данного индикатора в недостаточном развитии в нашей экономике организационных и маркетинговых инноваций.

В то же время значимость этих инноваций очень велика как в повышении эффективности производства, так и в активизации самой инновационной деятельности. Организационные нововведения выражаются в интенсивном внедрении методов корпоративного управления, являющегося важнейшим фактором конкурентоспособности производства, совершенствовании действующих и применении новых методов и форм организации производства и труда, элементов хозяйственного механизма и, как правило, связаны с преобразованием стратегии бизнеса, например, с выходом на новые рынки сбыта, со слиянием и поглощением других компаний, использованием современных систем менеджмента качества и сертификации продукции по международным стандартам.

Сегодня уровень инновационной активности в данной сфере очень низкий. Изменения в системе организации и управления в промышленном производстве в 2010 году осуществляли лишь 857 организаций или 3.2% от их общего числа. Наибольшей активностью отличаются организации высокотехнологичных отраслей (10.8%), это организации по производству аппаратуры для радио, телевидения и связи (15.9%), офисного оборудования и вычислительной техники (12.9%), летательных аппаратов, включая космические (12.7%). Организации низкотехнологичных отраслей гораздо менее активны, их удельный вес составляет всего 1.8%.

В сфере услуг доля организаций, осуществлявших организационные изменения, составила всего 2.8% от общего числа организаций. В отрасли связи, однако, этот показатель вдвое выше - 5.9%.

Наиболее характерные организационные изменения для отечественных предприятий связаны с применением современных систем контроля качества и сертификации товаров, работ и услуг, реализацией мер по развитию персонала, внедрением современных методов управления на основе информационных технологий.

Такое актуальное направление организационных изменений, как разработка и реализация корпоративной стратегии, внедрялось за прошедшие три года не более, чем на 2% предприятий. Не получили широкого применения современные системы логистики и поставок сырья, материалов и комплектующих, являющиеся важной составной частью корпоративной стратегии предприятий. Такого рода инновации выполняют немногим более одного процента предприятий.

Успешная реализация инновационных проектов во многом зависит от того, насколько отчетливо руководство предприятий представляет себе основные тенденции рынка: его объем и динамику, продажи и доли рынка основных производителей, рекламные стратегии, факторы, влияющие на изменения положения на рынке и т.д. Адекватным ответом на вызовы рынка является внедрение тех или иных маркетинговых инноваций, позволяющих приспособить продукцию или услуги предприятий под потребности клиентов, увеличить объемы производства инновационной продукции, повысить тем самым результативность инноваций.

Недооценка в течение длительного времени роли маркетинга в России в практике управления производственной деятельностью сказывается и по сей день. Использование маркетинговых методов в нашей стране активизировалось лишь в 90-е годы прошлого века в период активных рыночных преобразований. Постепенно приходит понимание значимости не только отдельных элементов и средств маркетинга, но и его использования, как целостной концепции управления предприятием. Тем не менее предприятиям еще не удалось накопить сколь либо значимого опыта внедрения маркетинговых инноваций. Это обстоятельство в совокупности с отсутствием достаточного количества необходимого квалифицированного персонала привело к крайне низкому уровню инновационной активности в рассматриваемой сфере.

В 2010 г. маркетинговые инновации осуществляли лишь 615 организаций промышленного производства, что составило 2.3% их общего числа. Следует заметить, что в высокотехнологичных отраслях значения данного показателя более чем втрое превосходят среднюю по России величину, в организациях, связанных с производством летательных аппаратов он составил 10.4%. Среди низкотехнологичных отраслей, средний уровень маркетинговой активности в которых составляет 2.2%, особенно выделяется производство табачных изделий (8.3%), что объясняется обострением конкуренции на российском табачном рынке. Одним из наименьших уровней маркетинговой инновационной активности отличаются ресурсные отрасли (0.7%). Очевидно, что сохраняющийся высокий спрос на их продукцию, не стимулирует предприятия на поиск новых маркетинговых стратегий.

В организациях сферы услуг ситуация с маркетингом примерно та же самая, что и в промышленном производстве. Разработкой и внедрением маркетинговых инноваций занимались 2.4% от общего числа обследованных предприятий, причем более 50% таких организаций приходится на сектор связи.

Картина удручающая, такое игнорирование маркетинга в деятельности организаций реального сектора экономики не в последнюю очередь влияет на результативность инноваций, характеризуемую, в частности, низкими объемами инновационной продукции. Анализ показывает, что даже среди инновационных предприятий, осуществляющих технологические инновации, которые внедряют по сути новые или усовершенствованные продукты, не приняты маркетинговые исследования. И в лучшие времена (2004-2008 гг.) потенциальные рынки сбыта инновационной продукции изучали не более пятой части внедрявших эту продукцию организаций. Сегодня же их доля сократилась до 14%.

 



2015-12-08 790 Обсуждений (0)
Анализ инновационной активности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ инновационной активности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (790)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)