Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и предмет экономического анализа



2015-12-08 719 Обсуждений (0)
Понятие и предмет экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Роль и место комплексного экономического анализа в управлении предприятием

В качестве слагаемых системы упра­вления выступают: планирование, организация, регулирование (координация), стимулирование и контроль. А к основным принципам управления можно отнести: демократический под­ход, единоначалие и коллегиальность, индивидуальную от­ветственность, конкретность и оперативность руководства, объективность и научную обоснованность принимаемых ре­шений. Даже перечень отдельных функций и принципов управления определяет значение и место экономического анализа в управ­ленческом процессе. Демократический подход к управленческому процессу на­ходит выражение в первую очередь в использовании в народ­ном хозяйстве всех форм собственности (государственной, коллективной, частной). Координация, или регулирование работ (функция управле­ния), единоначалие и коллегиальность (принципы управления) в той или иной степени предполагают использование форм и ме­тодов экономического анализа. Координация работ тесно связана с проверкой исполнения, с оперативным анализом сделанного.Теснейшим образом анализ связан и с таким важным прин­ципом управления, как режим экономки. Внедрение действен­ного коммерческого расчета во все отрасли хозяйства, обес­печение лучших результатов при наименьших затратах, со­блюдение строжайшего режима экономии требуют постоян­ного наблюдения за всеми слагаемыми производственной се­бестоимости, глубокого анализа затрат по статьям и элементам.При этом особо тщательно должны анализиро­ваться непроизводительные расходы и потери. Только повсед­невный контроль за такими расходами и потерями, оператив­ный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда. Со­блюдение режима экономии повышает экономическую эффек­тивность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования. Весьма важное значение конкретность и оперативность руководства, объективность и научная обоснованность принима­емых решений приобретают в условиях рыночной экономики. Принятие оптимальных управленческих решений преврати­лось сейчас в важнейшую проблему; нашими экономистами разрабатывается теория принятия управленческих решений, являющаяся одним из разделов науки управления. Разработка маркетинговых программ, и контроль за их выполнением не возможны без: анализа влияния на экономику предприятия внешней и вну­тренней среды; анализа состояния рынка (глобально, по товарным груп­пам и отдельным товарам); анализа покупателей и потребителей (имеющихся и потен­циальных); анализа конкурентной обстановки (изучение коммерческих возможностей предприятий, работающих в той же отрасли); анализа рыночных цен и формирования собственной цено­вой тактики; анализа конечных финансовых результатов (возможностей получения средней или по возможности большей нормы при­были на вложенный капитал).Экономический анализ является следовательно, одним из важных слагаемых научно обоснованного планирования, регу­лирования и управления. При этом следует подчеркнуть, что переход к рыночным отношениям не умаляет, а, наоборот, возвышает каждую из перечисленных составляющих.

Понятие и предмет экономического анализа

Под предметом экономического анализа понимаются хозяй­ственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, со­циально-экономическая эффективность и конечные финансо­вые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. Экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объедине­ний, других подразделений и конечными производственно-финансовыми результатами их деятельности. Экономика пред­приятий изучается при этом не только в динамике, но и в ста­тистке. Предметом экономического анализа являются хо­зяйственные процессы и конечные результаты, складывающи­еся под влиянием объективных внешних факторов. Постоянно воздействуя на хозяйственную деятельность, они отражают действия экономических законов. В процессе экономического анализа во многих случаях приходится стал­киваться, например, с действием ценового фактора — с изменением цен, тарифов, ставок. Ценообразование в рыночных условиях — процесс в целом стихийный. Цены на готовые изделия, товары, тарифы за перевозки и ставки за услуги устанавливаются с учетом требований закона стоимости и законов рынка. Цены, тарифы, ставки — это не постоян­ные величины, они постоянно изменяются. Если изменились цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, готовую продук­цию, товары, то это повлияет почти на все показатели (особен­но финансовые) промышленных, строительных, сельскохозяй­ственных, торговых и других предприятий. На промышленных предприятиях изменятся показатели валовой, товарной, ре­ализованной и чистой продукции, показатели себестоимости и чистого дохода; в торговых — показатели оптового и розничного товарооборота, уровня реализованных скидок, издер­жек обращения и прибыли. Изменения цен, тарифов, ставок вызывают в процессе анализа довольно сложные экономичес­кие расчеты. Фактор цен, не зависящий от того или иного предприятия, исключается путем индексных пересчетов, его действие выявляется особо, вне связи с другими факторами. Так же предметом экономи­ческого анализа являются хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия субъ­ективных (внутренних) факторов. Их влиянию на хозяйствен­ную деятельность в ходе анализа уделяется самое пристальное внимание. Субъективные факторы связаны с конкретной де­ятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хозяйственной практике дей­ствий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка. Успешное хо­зяйствование, ритмичное и полное выполнение бизнес-планов (когда объективно имеются все исходные по­зиции) умелым руководством тем или иным производствен­ным коллективом; правильной организацией производства, экономики, финансов; глубоким знанием дела, конкретным исполнителем; его экономической и организационной под­готовленностью. И наконец, в определении предмета экономического анали­за указывается, что хозяйственные процессы и их результаты, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получают соответствующее отражение в систе­ме экономической информации. Эта система представляет со­бой совокупность данных, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность на различных уровнях. Информаци­онная система весьма динамична; она включает в себя совоку­пность входных данных, результаты их промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты, поступа­ющие в систему управления. Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для экономического анализа, а следовательно, и для принятия оптимальных управленческих решений.

Экономический анализ как наука представляет собой систе­му специальных знаний, связанную: а) с исследованием экономических процессов в их взаимо­связи, складывающихся под воздействием объективных эконо­мических законов и факторов субъективного порядка; б) с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения; в) с выявлением положительных и отрицательных факто­ров и количественным измерением их действия; г) с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйст­венных резервов; д) с обобщением передового опыта, с принятием опти­мальных управленческих решений. Исследование экономических процессов начинается, если пользоваться методом индукции, с малого, с единичного — с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, кото­рые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Однако, способ индукции должен использоваться в единстве с методом дедукции. Изучая деятельность производственной бригады и от­дельных исполнителей, следует одновременно принимать во внимание показатели цеха и место в нем данной бригады; в таком же соотношении рассматриваются цех и предприятие, предприятие и акционерное объединение, общество с ограни­ченной ответственностью и другие ассоциации. В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообу­словленности. Установление взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности — наиболее важный момент анали­за. Причинная связь, о которой упоминалось выше, опосредует все хозяйственные факты, явления, ситуации, процессы. Вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима. Причинный, или факторный, анализ исходит из того, что каждая причина, каждый фактор получают надлежащую оцен­ку, С этой целью причины-факторы предварительно изучают­ся, для чего классифицируются по группам: существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие и не­определяющие. Далее исследуется влияние на хозяйственные процессы прежде всего существенных, основных, определяю­щих факторов. Изучение несущественных, неопределяющих факторов ведется, если требуется, во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов крайне сложно и практически не всегда необходимо.Раскрыть и понять основные причины, оказавшие опреде­ляющее влияние на выполнение бизнес-плана, выяснить их действие и взаимодействие — значит разобраться в особен­ностях хозяйственной деятельности анализируемого объекта. Но в процессе анализа не только вскрываются и характеризу­ются основные факторы, влияющие на хозяйственную деятель­ность, но и измеряется степень (сила) их действия. Для этого применяются соответствующие способы и приемы экономи­ческих и математических расчетов.



2015-12-08 719 Обсуждений (0)
Понятие и предмет экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и предмет экономического анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (719)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)