Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №11



2015-12-08 690 Обсуждений (0)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №11 0.00 из 5.00 0 оценок




ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии

ФФМО специальность «лечебное дело»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №11

 

 

Тема: «Хрящевые и костные ткани. Строение хряща и кости как

органа, их рост и регенерация».

 

Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола …………..
«___» _____________2007 г.
  Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава  
д.м.н., Н.Н. Медведева……………………….
  Составитель: ассистент М.О. Филимонова

 

 

Красноярск

1. Тема занятия: «Хрящевые и костные ткани. Строение хряща и кости как органа, их рост и регенерация».

2. Форма организации учебного процесса– практическое занятие.

3. Значение темы:

Хрящевые и костные ткани объединяют термином "скелетные". Хрящевая ткань выполняет формообразующую роль в процессе эмбриогенеза, а затем опорную функцию у детей и взрослых. Костная ткань вместе с хрящевой несет основную механическую нагрузку в организме. Свойства этих тканей связаны с особенностями их межклеточного вещества, которое может меняться под влиянием гормонов щитовидной и околощитовидной желез, функциональных нагрузок. Всестороннее изучение гистогенеза, гистофизиологии и регенерации хрящевых и костных тканей имеет большое значение для врачей, особенно травматологов.

4. Цели обучения:

4.1 Общая цель: Изучить строение костной и хрящевой ткани, кости и хряща как органа, рост и регенерацию этих структур.

4.2 Учебные цели:

· Иметь представление об основных этапах гистогенеза и регенерации хрящевой и костной тканей.

· Студенты должны уметь по структурным особенностям определять разновидности хрящевых тканей на гистологических препаратах.

· Знать морфофункциональные особенности видов хрящевой и костной ткани.

4.3 Психолого-педагогические цели:

· Воспитать у студентов ответственность, нравственность и соблюдение принципов медицинской деонтологии на примере бережного отношения к гистологическим препаратам, представляющим собою своеобразный трупный материал (на примере высказывания «Мертвые учат живых»).

· Преподаватель должен объяснить студентам, что свойства хрящевой и костной тканей зависят от многих причин, но в первую очередь, от функционирования органов эндокринной системы, а, именно, от гормонов, которые эти органы секретируют.

Функционирование желез внутренней секреции на прямую зависит от морфологии этих органов. Закладка всех органов будущего организма происходит во время эмбрионального развития. И от того, какие условия окружают зародыша в этот период, зависит развитие органов и тканей, из которых эти органы построены.

Если на каком то из этих этапов эмбрионального развития происходит сбой, это может привести, в частности, к

 

патологическому состоянию органов эндокринной системы, что в свою очередь, приводит к нарушению функционирования, как хрящевой, так и костной тканей. Одной из причин, приводящей к изменению функционирования органов и тканей является наличие вредных привычек (курение, спиртные напитки, наркотики).

5. Место проведения занятия – учебная комната.

6. Оснащения занятия: таблицы, схемы, микроскопы, препараты №34, 35,38, компьютерные версии гистологических атласов.

7. Структура содержания темы (хронокарта, план занятия).

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Цель этапа и оснащенность
1. Организация занятия 3 мин. Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся.
2. Формулировка темы и цели 10 мин. Преподавателем объявляется тема, ее актуальность и цели занятия
3. Определение исходного уровня знаний 15 мин. Разбор основных вопросов темы занятия по ответам на контрольные вопросы или через тестирование. Оснащение: 1. Контрольные вопросы 2. Тесты 3. Таблицы 4. Схемы 5. Компьютер
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов 30 мин. 1. Устное собеседование, в процессе которого разбираются наиболее важные и сложные вопросы по теме. 2. Инструктаж обучающихся по выполнению самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа: 1) микроскопия гистологических препаратов; 2) зарисовка их в альбом. 70 мин. 1. Микроскопия препаратов с зарисовкой (карта ООД, приложение №4) 2. Изучение темы занятия с использованием электронного гистологического атласа и обучающих компьютерных программ. Оснащение: 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Компьютер 4. Альбомы 5. Ручка 6. Карандаши
6. Определение конечного уровня знаний 20 мин. Закрепление изученного материала при решении ситуационных задач или с использованием компьютерных контролирующих программ.
7. Подведение итогов и задание на дом 7 мин. 1. Коррекция рисунков; 2. Подписывание рисунков; 3. Оглашение оценок; 4. Задание на дом.
Всего: 155 мин.  

8. Аннотация:

В начале занятия необходимо вспомнить классификацию скелетных тканей (эталоны ответов). Перечисляя разновидности хрящевой ткани, надо перечислить, где эти ткани встречаются (эталоны ответов).

Далее преподаватель со студентами разбирает источник развития и строение хрящевой ткани (эталоны ответов).

Хрящ, как орган, состоит из надхрящницы и собственно хряща. Надхрящница состоит из двух слоев: волокнистый и хондрогенный. Собственно хрящ имеет две зоны: зона молодого хряща и зона зрелого хряща, представленная изогенными группами. Хрящевые клетки, входящие в надхрящницу и собственно хрящ, подробно описаны в эталонах ответов.

По классификации костной ткани различают: грубоволокнистую и пластинчатую. Подробно разбирается пластинчатая компактная костная ткань диафиза трубчатой кости. Строение данной разновидности костной ткани дано в ООД и эталонах ответов.

В конце занятия дается задание на дом: «Мышечная ткань».

9. Вопросы для самоподготовки(приложение №1)

10. Тестовые задания по теме (приложение №2)

11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3)

12. Рекомендации по УИРС:

· Темы рефератов:

1 Процесс внутренней перестройки костной ткани и возрастные изменения костной ткани.

2. Влияние алиментарных и гормональных факторов на структуру костей во взрослом организме и процессы резорбции кости.

3. Механизм заживления простого перелома трубчатой кости.

· Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов.

13. Перечень практических умений:

(смотри стандарты практических навыков и умений для студентов 1 – 2 курсов по специальности лечебное дело).

14. Список литературы:

Основная литература:

1. Кузнецов С.Л. Гистология, цитология, эмбриология: Учебник для мед. вузов/С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. – Москва: Мед. информ. агентство, 2005. – 600с.

 

Дополнительная литература:

1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. - 128с.

 

Методические пособия, рекомендации:

1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/ С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.

2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.

3. Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович Л.Г. и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.

4. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.

5. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.

Приложение №1

Вопросы для самоподготовки

1. Каков общий план строения любого вида соединительной ткани?

2. Классификация скелетных тканей.

3. Источник развития хрящевой ткани. Строение хрящевой ткани.

4. Клетки хрящевой ткани.

5. Межклеточное вещество хрящевой ткани.

6. Строение хряща как органа.

7. Строение и роль надхрящницы.

8. Рост и регенерация хряща.

9. Источник развития костной ткани, классификация.

10. Строение костной ткани.

11. Клетки костной ткани, строение, функции.

12. Межклеточное вещество костной ткани. Строение, химический состав.

13. Ретикулофиброзная (грубоволокнистая) костная ткань. Строение, где находится у человека.

14. Пластинчатая костная ткань, ее виды.

15. Строение костной пластинки.

16. Строение пластинчатой губчатой костной ткани.

17. Строение пластинчатой компактной костной ткани.

18. Строение структурно-функциональной единицы пластинчатой компактной костной ткани.

19. Что такое вставочная пластинка? Ее местонахождение.

20. Питание костной ткани, ее регенерация.

21. Регенерация костной ткани при переломах.

22. Рост костной ткани в ширину и длину.

 

Эталоны ответов:

1. Соединительные ткани характеризуются разнообразием клеток и хорошо развитым межклеточным веществом, состоящим из волокон и основного (аморфного) вещества.

2. Скелетные ткани: хрящевые (гиалиновая, эластическая, волокнистая) и костные: грубоволокнистая (ретикулофиброзная), пластинчатая. Пластинчатая: губчатая и компактная.

3. Мезенхима. Клетки и межклеточное (аморфное вещество и волокна).

4. Хондроциты - основной вид клеток хрящевой ткани. Они располагаются в особых полостях-лакунах в межклеточном веществе поодиночке или группами, образуя изогенные группы (клетки произошли из одной клетки). Хондробласты – молодые клетки, расположены в глубоком слое надхрящницы. В растущем хряще они имеют базафильную цитоплазму, развитую гранулярную эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи. Эти клетки вырабатывают межклеточное вещество хряща и превращаются в хондроциты.

5. Межклеточное вещество состоит из аморфного (основного) вещества и волокон.

6. Снаружи хрящ покрыт надхрящницей. Под ней - собственно хрящ, состоящий из зоны молодого хряща и зоны зрелого хряща.

7. Надхрящницей называют слой соединительной ткани, покрывающий поверхностьхряща. В надхрящнице выделят два слоя: наружный (фиброзный или волокнистый), состоящий из плотной волокнистой соединительной ткани и внутренний (хондрогенный, или клеточный, или камбиальный), содержащий хондробласты, кровеносные сосуды и нервы. Роль надхрящница: а) трофическая, б) иннервация хряща, в) регенерация хряща, г) оппозиционный рост хряща.

8. Оппозиционный рост (способ наложения) осуществляется за счет интенсивно делящихся клеток хондрогенного (камбиального) слоя надхрящницы. Интерстициальный рост (увеличение массы хряща изнутри) осуществляется за счет увеличения количество клеток изогенных групп. Регенерация хряща путем размножения и дифференцировки прехондробластов и хондробластов.

9. Костная ткань может развиваться из мезенхимы и на месте готовой хрящевой модели. Костной ткань бывает: грубоволокнистая (ретикулофиброзная) и пластинчатая.

10. Костная ткань состоит из клеток и межклеточного вещества.

11. В костной ткани три вида клеток: А) остеобласты - это молодые клетки, создающие костную ткань. Они бывают различной формы (кубической, пирамидальной, угловатой).

Ядро округлое или овальное, расположено эксцентрично. В цитоплазме

хорошо развита эндоплазматическая сеть, митохондрии, комплекс

Гольджи. Остеобласты участвуют в синтезе и секреции органического матрикса кости, в процессе кальцификации матрикса. Б) остеоциты - преобладающие по количеству дефинитивные костные клетки, утратившие способность к делению. Форма отростчатая, компактное относи­тельно округлое ядро и слабо-базофильная цитоплазма. Остеоциты обеспечивают цело­стность матрикса и освобождение из костной ткани кальция. В) остеокласты - это клет­ки гематогенной природы, способные разрушать обызвествленный хрящ и кость. Клетки крупные до 90мкм и более, содержат от 3-х до нескольких десятков ядер. Цитоплазма слабо-оксифильна. Остеокласты участвуют в разрушении и перестройке костной ткани в период эмбрионального развития и после рождения.

12 Межклеточное вещество костной ткани состоит из основного вещества импрегнированного неорганическими солями и пучков коллагеновых волокон (коллаген 1-го типа).

13 Грубоволокнистая костная ткань характеризуется большим количеством клеточных элементов и беспорядочным расположением волокон. Встречается у зародышей. У взрослых ее можно обнаружить на месте заросших черепных швов, в местах прикрепления сухожилий к костям.

14 Название "пластинчатая" костная ткань получила из-за наличия в ней костных пластинок. Различают: губчатую костную ткань и компактную костную ткань.

15 Костные пластинки образованны клетками (остеоцитами) и минерализованным аморфным веществом с коллегановыми волокнами 1-го типа, ориентированными в каждой пластинке параллельно друг другу.

16 Пластинки расположены рыхло, беспорядочно (в разных направлениях), образуя структуры в виде пчелиных сот, где расположен красный костный мозг.

17 Костные пластинки плотно прилегают друг к другу. Снаружи - надкостница (периост). Она состоит из двух слоев: наружный - волокнистый (плотная соединительная ткань) и внутренний - остеогенный (камбиальный, клеточный). Под надкостницей и далее вглубь кости: а) слой наружных общих генеральных костных пластинок; б) остеонный слой (представлен остеонами и вставочными пластинками); в) слой внутренних общих генеральных костных пластинок. С внутренней стороны кости, окружая костномозговую полость, имеется эндост, напоминающий по строению периост.

18 Структурно-функциональной единицей пластинчатой костной ткани является остеон.

19 В остеоном слое пластинчатой компактной костной ткани между остеонами имеются вставочные пластинки. Это остатки остеонов, предшествующих генерации.

20 Питание костной ткани осуществляется за счет сосудов, идущих от надхрящницы через питающие каналы и центральные каналы остеона. Регенерация кости осуществляется за счет малодифференцированных клеток надкостницы и эндоста.

21 При переломах регенерация идет за счет малодифференцированных клеток остеобластов, через образование грубоволокнистой костной ткани, последующей заменой ее на пластинчатую костную ткань.

22 Рост грубоволокнистой кости идет до 20 лет. В течении этого времени кость увеличивается как в длину, так и в ширину. Рост в длину идет за счет метаэпифизарной хрящевой пластинки роста, в которой, с одной стороны идет разрушение эпифизарной пластинки, с другой, постоянное увеличение хрящевой ткани путем новообразования клеток. Рост трубчатой кости в ширину осуществляется за счет периоста. Это эпифизарный рост.

 

 

Приложение №2



2015-12-08 690 Обсуждений (0)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №11 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №11

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)