Философские искания мыслителей средневековья
ФИЛОСОФИЯ Планы семинарских занятий для студентов 1 курса института подготовки муниципальных и государственных служащих Квалификация (степень) выпускника – специалист
Факультет: юридический Категория обучаемых: студенты Курс: 1-й (очная форма обучения)
Рязань, 2012 Ф56 Автор-составитель:И.А. Гагин,кандидат исторических наук, доцент.
Начальник обеспечивающей кафедры Кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов
Учебно-методическое издание
ГАГИН Игорь Анатольевич ФИЛОСОФИЯ
Планы семинарских занятий
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Процесс обучения в высшем учебном заведении предусматривает семинарские занятия. Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Они должны обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач практических ситуаций и т. п.). Основной формой контроля знаний студентов являются экзамен при завершении курса «Философии». Экзамен проводится по вопросам, утвержденным учебным отделом заведения. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими учебного плана, графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы обучаемых. В качестве основной литературы для подготовки к занятиям кафедра рекомендует труды представителей классической, современной западной и русской философии. Кроме этого, слушатели могут использовать любые монографии, сборники, философские и общественно-политические журналы, такие как «Вопросы философии», «Философские науки», «Полис» и др. Разъяснение философских терминов находится в словарях: Философский словарь. М., 2000; Философский энциклопедический словарь. М., 2008; Современная западная философия: Словарь. М., 2005. Краткий философский словарь:под ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб.и доп. - М. : Проспект : ТК Велби, 2009, 2005.Новая философская энциклопедия. Т. I – IV. М., 2000–2001. Подготовка студентов к семинарскому занятию фиксироваться в рабочей тетради, изучаться не менее трех источников по выбору общим объемом 30-40 страниц. Вопросы для подготовки к каждому занятию даются в развернутом виде, то есть каждый вопрос имеет несколько подвопросов, что должно помочь более детально, полно и продуманно подготовиться к ответу на весь поставленный вопрос. На каждом семинарском занятии прослушиваются несколько предложенных вопросов в виде докладов (сообщений). Докладчики на предшествующем занятии выбираются по желанию, готовятся индивидуально и излагают предложенный материал с последующим обсуждением Необходимую консультацию во время самоподготовки студенты могут получить у дежурного преподавателя (каб. 303, 304, 310, 411) и методиста кафедры (каб. 316). Тематический план (1 курс, бакалавриат, внебюджет)
РАЗДЕЛ 1 ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
План 1. Смысл понятия «философия»: предмет, объект и определение философии 2. «Основной вопрос философии»: вопрос об отношении мышления к бытию как мировоззренческая проблема 3. Структура и функции философии, ее место в духовной жизни общества 4. Роль философии в современной жизни человека и общества. Вопросы для закрепления материала 1. В чем состоит специфика философского знания и как оно соотносится со знанием научным? 2. В чем состоит предназначение и смысл философии? 3. Каковы основные понятия философии? 4. Как развивается философия и каковы ее исторические типы?
Литература [1; 2; 3; 6; 10, 12; 16; 34; 35; 36; 40; 45-65]. РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ 2.1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Семинар 1. Досократовская философия Древней Греции План 1. Раннегреческая натурфилософия. Первые философские школы. 2. Проблема бытия в учении элеатов: зарождение рационализма и сущность апорий Зенона. 3. Линия Демокрита: древнегреческий атомизм 4. Софисты и софистика.
Темы докладов · Логос Гераклита. · Пифагор и пифагорейцы. · Проблема бесконечности в философии элеатов. · Эмпедокл. · Демокрит о душе. · Протагор: «человек есть мера всех вещей». · Софисты и софистика: философский анализ. Вопросы для закрепления материала 1. В чем заключается своеобразие античной философии, каковы ее фундаментальные проблемы и основные школы? 2. Кто такие досократики и в чем состоит особенность их философствования?
Литература [1-12; 15-17; 24; 28; 37; 42; 44-65].
Семинар 2. Классический период древнегреческой философии Ролевая игра
Цель игры: необходимо выяснить сущностные различия между сформировавшимися классическими позициями в философии: ЛИНИЕЙ ДЕМОКРИТА и ЛИНИЕЙ ПЛАТОНА. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет Демокрита, второй – Платона. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку.
План 1. Сократ и сократические школы. 2. Платон: учение об идеях 3. Аристотель - систематизатор древнегреческой философии. Темы докладов 1. Сущность диалектического метода Сократа. 2. Киники их учение. 3. Платон о душе. 4. Платон о государстве. 5. Аристотелевская логика. 6. Сравнительный анализ философских взглядов Платона и Аристотеля. Вопросы для закрепления материала 1. Чем различаются позиции софистов и Сократа о человеке, его добродетелях и познании? 2. В чем суть учения Платона об эйдосах и душе? 3. Чем определяется учение Платона об «идеальном государстве»? 4. Чем онтологические идеи Аристотеля отличались от идеализма Платона? 5. Какие новые идеи были выдвинуты в рамках кинизма, эпикуреизма, стоицизма? 6. Что было характерно для неоплатонизма и каково его влияние на дальнейшее развитие философии? Литература [1-12; 15-17; 24; 25; 29; 37; 42; 44-65].
Семинар 3. Позднеантичный идеал мудреца План
1. Основные идеи скептицизма. 2. Праздник жизни или поиск истины: философия эпикурейцев 3. Стоицизм на страже нравственности. Темы докладов 1. Пиррон – основоположник скептицизма. 2. Эпикур – философ-моралист эпохи эллинизма. 3. Зенон из Китиона – основатель стоицизма. Деловая игра Студентам предлагается разбиться на небольшие группы (по два-три человека) с целью создания деловых кроссвордов, раскрывающих сущность основных понятий и терминов античной философии. В кроссворде должно быть не менее 15 понятий (только существительных в именительном падеже, например: «реинкарнация», «материя», «релятивизм» и т.п.). На работу отводится 20-25 минут, после чего производится обмен готовыми материалами. Первые, кто сумеет правильно разгадать кроссворд своих коллег, оцениваются по пятибальной шкале, исходя из сложности, актуальности и компитентативности представленного в кроссворде материала. Литература [1-12; 15-17; 24; 25; 29; 37; 42; 44-65]. Философские искания мыслителей средневековья Семинар 1. Теоцентризм средневековой философии Цель занятия: -основной задачей семинарского занятия является выявление основных особенностей формирования средневековой философии, становления и развития основных идей и принципов как в христианской, так и в арабской философских системах. План
1. Идейные истоки формирования христианской философии (этика стоицизма и учение Филона Александрийского). Христианская апологетика: идейные истоки. 2. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения 3. Средневековый мистицизм и его последователи (Августин, Дионисий, Макарий Египетский). 4. Спор номинализма и реализма в средневековой схоластике (Росцелин, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Пьер Абеляр, Оккам) Темы докладов · Сущность патристики. · Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского. · Принцип креационизма и его роль в средневековой философии. · Материализм в арабской средневековой философии. · Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики. · Мир исламского мистицизма. Вопросы для закрепления материала 1. Какое место занимала проблема соотношения разума, веры и авторитета в средневековой философии? 2. Что означает высказывание Тертуллиана «верую ибо абсурдно»? 3. Что было характерно для схоластического учения Фомы Аквинского? 4. Что такое реализм, номинализм и концептуализм в средневековой философии Ролевая игра Цель игры: выяснить сущностные различия между двумя основными позициями в схоластической философии: НОМИНАЛИЗМОМ и РЕАЛИЗМОМ. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет умеренного реалиста Фому Аквинского, второй – умеренного номиналиста – Иоанна Дунса Скота. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку своим лидерам. Литература [1-12; 15-18; 24; 25; 27; 34; 36-40; 44-65].
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |