Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы расчета денежной массы в экономике



2015-12-08 990 Обсуждений (0)
Способы расчета денежной массы в экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке. Важнейшая из них - равновесие между спросом и предложением денег.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты. По-существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки.

Теоретически анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на рынке привели к возникновению двух основополагающих экономических школ в этом вопросе и соответственно к разработке двух базисных макроэкономических моделей: монетаристской и кейнсианской.

Монетаристская теория спроса на деньги основывается на неоклассических традициях, и унаследовала основные постулаты количественной теории денег, возникшей еще в XVIII в. и безраздельно господствовавшей в экономической науке до З0-40-х гг. Основополагающие идеи этой школы были выдвинуты английскими учеными Д. Юмом, Дж. Миллем, А. Маршаллом, А. Пигу, К. Викселлем, Д. Патинкиным, американским ученым И. Фишером, шведскими Г. Касселем и Б. Хансеном. Современный монетаризм зародился в качестве нового варианта количественной теории в трудах ученых так называемой чикагской школы (М. Фридмена, К. Бруннера, А.X. Мельтцера), появившихся в 50-60-е годы. Монетаристы подчеркивают важную роль денег в процессе хозяйственного развития, считают, что именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения циклического развития рыночного хозяйства. Основным лозунгом монетаристов стало: “Деньги имеют значение” (money matters), а некоторые из них полагают, что только деньги и имеют значение (money is all that matters). Ниже мы рассмотрим основные особенности теории спроса на деньги, разработанной представителями современного монетаризма. Но сначала для лучшего понимания различий между кейнсианскими и монетаристскими подходами мы проведем анализ неоклассического варианта количественной теории.

Основной постулат количественной теории заключается в следующем: абсолютный уровень цен определяется предложением номинальных денежных остатков. Иными словами - чем больше предложение денег, тем выше уровень цен и наоборот. Эта зависимость описывается известным кембриджским уравнением: М = кРУ, где М - номинальное количество денег; к - пропорция между номинальным доходом и желаемыми денежными остатками (предполагается постоянной при данной структуре хозяйственных сделок); Р - абсолютный уровень цен; Y - реальный доход.

Если считать, что к и Y- это фиксированные, неизменяющиеся величины, можно сделать вывод, что изменение номинального количества денег (М) вызывает аналогичные изменения абсолютного уровня цен.

Американский профессор И. Фишер в своей работе “Покупательная сила денег” (1911 г.) вывел еще одно уравнение, базирующееся на количественной теории:

MV=PY,

где V - скорость обращения денег или быстрота, с которой одна единица номинального запаса циркулирует в обороте.

Разделив обе части уравнения на V, получим формулу:

M=(1/V) х PY.

Следовательно, величина V обратно величине k в кембриджской формуле, что поддается логическому объяснению: если индивиды хранят меньшие денежные остатки (низкий k), то для осуществления того же количества товарных сделок необходимо увеличить скорость обращения денег (высокая V).

Неоклассическая теория спроса на деньги может быть представлена математически в виде системы из трех уравнений, которые тесно связаны с кембриджским уравнением.

Во-первых, это уравнение, описывающее спрос на номинальные денежные остатки: MD = kPY.

Во-вторых, это уравнение, характеризующее функцию предложения денег: Мs = Ms, где Ms - это предложение денег, контролирующееся правительством.

В-третьих, это уравнение, вскрывающее условие равновесия на денежном рынке: Мs = МD, т. е. планируемый спрос на деньги должен быть равен их планируемому предложению для поддержания состояния равновесия.

Макроэкономическая модель денежного рынка в представлении неоклассиков, следовательно, основывается на том, что совокупный спрос на деньги - это функция уровня денежного дохода (PY), а предложение денег является экзогенно фиксированной величиной, т.е. устанавливается автономно, независимо от спроса на деньги.

Кейнсианская теория внесла новые аспекты в объяснение спроса на деньги. Прежде всего, необходимо заметить, что в кейнсианской терминологии спрос на деньги - это предпочтение ликвидности. В работе “Общая теория занятости, процента и денег” Дж. М. Кейнс выдвинул трипсихологических мотива, побуждающие людей хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме: трансакционный, спекулятивный и предосторожности.

Трансакционные остатки денежных средств хранятся в целях осуществления сделок, связанных с поддержанием заданного уровня денежного дохода. Получение дохода и его расходование разделены определенным временным интервалом, который надо заполнить. Напряженность трансакционного мотива определяется величиной дохода и продолжительностью временного интервала. Если допустить, что продолжительность интервала стабильна и не зависит от изменений уровня дохода и нормы процента (хотя совершенно сбрасывать их со счетов нельзя), то мы придем к выводу, что желаемый для индивида уровень трансакционных остатков составляет постоянную долю его денежного дохода.

Таким образом, Дж.М. Кейнс в объяснении спроса на деньги в этом случае не расходится с представителями неоклассической теории.

Спекулятивный мотив хранения денежных остатков, так же, как и мотив предосторожности, уже во многом отличаются от прежних представлений неоклассиков.

Дж.М. Кейнс придавал этому мотиву ключевое значение в теории спроса на деньги. Он считал, что в условиях неопределенности и риска, существующих на финансовом рынке, спрос на деньги в значительной степени зависит от уровня дохода по облигациям. Если данное лицо спекулятивно рассчитывает, что будущая норма процента окажется выше той, что ожидается большинством участников рынка, то для этого лица имеет прямой смысл хранить свои сбережения в денежной форме, а не покупать облигации, ибо повышение нормы процента повлечет за собой понижение курса облигаций. Если же лицо ожидает, что существующая на рынке высокая норма процента понизится, то можно ожидать повышения курса облигаций и есть смысл поместить свои средства в облигации.

Мотив предосторожности связан с риском потери капитала. Если индивид считает, что процентная ставка в будущем повысится настолько, что это принесет чистый убыток от облигаций, то он будет хранить деньги, которые хотя и не принесут дохода, но также не причинят ему убытки. Следовательно, этот мотив очень близок к спекулятивному и также связан с изменением ставки процента.

Таким образом, Кейнс ввел в экономическую науку проблему портфельного выбора - какова должна быть оптимальная структура активов данного лица (соотношение доли денежных средств и доли облигаций). Более поздние исследования этой проблемы связаны с именем лауреата Нобелевской премии Джеймса Тобина, американского экономиста. Важная роль отводилась анализу ожиданий индивидов; в связи с этим спрос на деньги становится непредсказуемым и весьма неустойчивым. Спрос распадается на две части:

МD = М1D + М2D = L1(Y) + L2 (r - r),

где M1D - размер наличности, отвечающий трансакционному мотиву и мотиву предосторожности; М2D - размер наличности, отвечающий спекулятивному мотиву; L1(Y) - функция ликвидности, зависящая от уровня дохода; L2(r-r) - функция ликвидности, зависящая от ставки процента, причем r - рыночная процентная ставка; r - нормальная ожидаемая норма процента.

Кейнсианская агрегатная модель денежного рынка соединяет функции спроса на трансакционные и спекулятивные остатки, а также учитывает мотив предосторожности.

Современные монетаристы, бросившие в 50-е гг. вызов кейнсианству, понимали, что возродить количественную теорию в ее прежнем виде невозможно. Поэтому основоположник этого течения американский профессор, лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридмен решат сосредоточить внимание на разработке теории спроса на деньги на микроэкономическом уровне (поведение отдельного хозяйственного агента), а затем уже придать полученным выводам макроэкономический масштаб - проанализировать изменение совокупного спроса на деньги и его влияние на все хозяйство.

В новом варианте количественной теории, известном как чистая теория спроса на деньги, М. Фридмен предложил следующую функцию спроса на деньги:


MD=Pf(rb,re,P,h,Y,u),

где MD - планируемый спрос на номинальные денежные остатки; Р абсолютный уровень цен; гb - норма процента по облигациям; гe - рыночная норма дохода на акции; Р - темп изменения уровня цен в процентах (ставка дохода от хранения товаров в качестве активов); Y - национальный доход в постоянных ценах; h - доля “физического” компонента национального богатства; u - прочие факторы, воздействующие на спрос на деньги.

Монетаризм определяет спрос на деньги как результат сравнения выгоды, получаемый хозяйственным агентом от запаса денег и от дохода, приносимого альтернативными активами. Выгоды от запаса денег сводятся, прежде всего, к способности денег облегчить обмен и спасти от банкротства. Таким образом, в отличие от кейнсианства, которое предельно упростило портфельный выбор - или деньги, или облигации, монетаристы предложили гораздо более широкий выбор альтернатив.

В теории М. Фридмена утверждается, что существует стабильная функция спроса на деньга. Это положение отличается от взглядов Дж. М. Кейнса, считавшего, что спрос на деньги отличается неопределенностью и непредсказуемостью. Монетаристы тем самым предположили, что желаемый населением денежный запас составит некоторую устойчивую долю номинального валового национального продукта. Пытаясь теоретически обосновать это утверждение, М. Фридмен утверждал, что деньги являются наиболее инерционным элементом портфеля активов. Спрос на деньги определяется не обычным “изменяемым” доходом, а устойчивой его частью - так называемым постоянным доходом, рассчитываемым как средневзвешенная величина на основе уровней дохода за текущий и прошлые годы. Что же происходит, если фактический денежный запас у населения превосходит его желаемый уровень? В таком случае люди попытаются избавиться от дополнительных, по их мнению, денег или путем увеличения своих расходов, или путем изменения структуры своих активов (например, покупая ценные бумаги). Поскольку это увеличит совокупный спрос, цены возрастут, но и производство должно расшириться. Валовой национальный продукт будет увеличиваться до тех пор, пока люди будут предъявлять дополнительный спрос, а люди не прекратят этого процесса, пока считают, что у них на руках больше денег, чем они хотели бы иметь. При этом будет происходить изменение структуры денежных запасов (у одних лиц они уменьшаться, у других - возрастут), но в целом денежная масса останется неизменной. Это, однако, не совсем соответствует реальности, так как предложение денег в условиях роста спроса все-таки изменяется, например, путем уже описанного механизма мультипликационного расширения депозитов. Люди будут брать в долг у банков, но все это продлится до тех пор, пока они не захотят оставить у себя эти дополнительные деньги. Тогда дальнейший рост ВНП прекратится, а денежные запасы у населения составят устойчивую долю денежных доходов.

Эмпирические данные об изменении денежной массы и ВНП США в первые послевоенные десятилетия, казалось бы, подтвердили взгляды монетаристов, но в 70-80-х гг. неоспоримость тезиса о стабильности спроса на деньги была серьезно поколеблена, так как ни одна теоретическая модель, ни одна система уравнений монетаристов не смогли точно предсказать изменение денежной массы в этот период.

В то же время современные монетаристы уже не отрицают, что спрос на деньги в отношении номинального ВНП все-таки может меняться. Однако они полагают, что эти изменения или происходят весьма медленно (например, требуется время, чтобы внедрить систему кредитных карточек, оборудовать банки ЭВМ и т.п.), или весьма незначительны и их можно не принимать во внимание. К последним монетаристы относят изменения, связанные с хранением номинальных денежных остатков, вследствие понижения или повышения процентных ставок. Монетаристы не верят, что это является определяющим фактором изменения доли денежных запасов. Они, однако, согласны, что нельзя сбрасывать со счетов изменения функции спроса на деньги под влиянием инфляции (последняя трактуется ими как исключительно денежное явление, вызванное избытком предложения денег). Ожидая инфляционного роста цен, люди, конечно, снизят запасы денег и предпочтут тратить больше.

Чистую теорию М. Фридмена можно, скорее, назвать не теорией спроса, а теорией предложения денег, ибо последнее меняется гораздо чаще и быстрее и определяет ситуацию на рынке. Важным постулатом монетаризма является утверждение, что предложение денег носит экзогенный характер, то есть определяется силами, находящимися за пределами экономической системы (имеется в виду правительство). М. Фридмен уточнил, что в этом случае изменения предложения денег не происходят вслед за изменениями спроса, а осуществляются автономно. Экзогенный характер предложения денег предполагает как необходимый элемент способность Центрального банка жестко и эффективно контролировать величину денежной массы.

Неокейнсианцы выступили против утверждения монетаристов об экзогенности предложения денег, так как, по их мнению, это не подтверждается на практике. Хотя в работах Дж.М. Кейнса также допускалась мысль об экзогенном характере предложения, времена изменились. В условиях хозяйства, основанного на кредитных деньгах, предложение денег попало в прямую зависимость от изменения спроса на них (как на наличные деньги, так и на депозиты) и теперь уже носит эндогенный (т.е. зависящий от внутренних параметров) характер. Истина в этой полемике лежит, скорее всего, где-то посередине.

Монетаристы, кроме того, полагают, что цены и заработная плата гибки, быстро реагируют на изменение спроса. Тем самым они отвергают заявление Дж.М. Кейнса и его последователей об инертности и фиксированности этих величин.

Можно подумать, что речь идет о чисто теоретических, так сказать, схоластических проблемах, которые не актуальны для решения сложных вопросов государственного регулирования рыночного хозяйства. Но это не так, и далее мы познакомимся с макроэкономическими моделями двух экономических школ, которые имеют большое практическое значение.

Теоретические дискуссии между неокейнсианцами и монетаристами фокусируются все-таки не на вопросах ценообразования или спроса на деньги, а на проблемах воздействия денег на развитие рыночного хозяйства. Эти школы по-разному представляют себе механизм функционирования рыночной экономики. Монетаристы, как и неоклассики, утверждают, что рыночное хозяйство в условиях полного использования всех ресурсов автоматически стремится к поддержанию равновесного состояния, что там безотказно действуют некие встроенные “пружины” и “стабилизаторы” экономического развития. Отсюда рецепт для государственной политики: поменьше вмешательства в процессы воспроизводства, так как это только приносит вред и разрушает индивидуальную свободу. В то же время неокейнсианцы, верные своим постулатам, заявляют, что внутренние механизмы рыночного хозяйства не в силах вывести экономику из длительных периодов застоя и кризисов. Поэтому они пропагандируют активную политику государственного регулирования рыночного хозяйства.

Макроэкономическая модель монетаристов отводит приоритетную роль в регулировании совокупного спроса денежной или монетарной политике государства, тогда как неокейнсианцы подчеркивают важность, наряду с денежной, также фискальной политики.

Денежная (монетарная) политикапредставляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Фискальная политика, предпочитаемая неокейнсианцами, заключается в государственном регулировании совокупного спроса путем планируемых изменений государственных расходов и налогов.

Различия в позиции монетаристов и неокейнсианцев по этому вопросу вытекают из их теоретических предпосылок. Если считать, что cпрос на деньги обладает стабильностью и предсказуемостью, а предложение денег - экзогенно, то, следовательно, Центральный банк может путем денежной политики увеличить или, наоборот, сократить расходы хозяйственных агентов, то есть может проводить эффективное регулирование экономического развития. Если же полагать, что спрос на деньги неустойчив, а предложение денег имеет эндогенный характер, то денежная политика Центрального банка будет весьма неэффективна и более надежно можно регулировать хозяйство путем фискальной политики.

Какими же методами, с помощью каких экономических инструментов Центральный банк может осуществлять свою денежную политику?

Центральный банк играет ключевую роль и занимает, можно сказать, монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения монетарной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.

Проводя монетарную политику, Центральный банк стремится обеспечить благоприятные условия экономического роста и преследует совершенно конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банкаявляются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; изменение нормы обязательных резервов для банковских учреждений.

Главным направлением кредитно-денежной политики Центрального банка являются операции на открытом рынке. Суть этих операций - покупка или продажа государственных облигаций. Продавая государственные облигации инвестиционным дилерам-брокерам, которые затем перепродают их коммерческим банкам, корпорациям и финансовым учреждениям, Центральный банк стремится добиться снижения банковских резервов, что в дальнейшем ведет к гораздо более серьезному сокращению депозитов. Покупая государственные облигации, Центральный банк добивается обратного эффекта. Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются Центральными банками тех западных стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада).

Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального банка. Обычной практикой этого заимствования стали кредиты под залог собственных долговых обязательств коммерческих банков или путем переучета коммерческих векселей. Если Центральный банк поднимает ставку по кредитам, коммерческие банки вынуждены сократить объем заимствований, что в свою очередь ведет к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций. Механизм учетно-процентной ставки исправно действовал в начале века, но затем его применение начало наталкиваться на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в современных условиях, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет влияние этой политики на экономическую конъюнктуру.

Центральный банк во многих странах имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем единовременного изменения нормы обязательных резервов для всех банковских учреждений. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию. В США регулирование минимальной нормы обязательных резервов начало осуществляться с 1933 г., а в 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных институтов и монетарном контроле, которым резервные требования ФРС были распространены на все депозитные институты страны (ранее - только на коммерческие банки - члены ФРС). Это существенно усилило позиции и роль ФРС в кредитной системе США.

В 80-е гг. западные страны внесли серьезные изменения в кредитно-денежную политику Центрального банка. Как известно, произошел пересмотр теоретических основ экономической политики государств, выразившийся в отходе от кейнсианских постулатов и возвращении к неоклассическим идеям (в частности, к концепции монетаризма). На практике это привело к переносу центра тяжести в экономической политике с традиционного ориентира - динамики процентной ставки - на изменение величины и темпов роста денежной массы. В ряде западных стран в 70-е годы было введено таргетирование денежной массы (от англ. target - цель), что подразумевало установление верхнего и нижнего пределов роста денежной массы на предстоящий период. Подобная вилка размеров будущей денежной массы установлена в США, ФРГ, Англии, Канаде, Японии.

Каков механизм проведения монетарной политики Центральным банком?

Воздействуя различными методами, рассмотренными выше, на объем денежной массы и кредита Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, капиталовложения, совокупный спрос, национальный доход.

Если поэтапно рассмотреть механизм реализации принятых Центральным банком решений, то он сводится в общих чертах к следующему. На первом этапе Центральный банк своими действиями (например, покупая облигации у коммерческих банков или снижая минимальную ставку резервных требований) увеличивает денежную массу. На втором этапе происходит мультипликационное расширение банковских депозитов, предложение денег увеличивается. На третьем этапе рост предложения денег ведет к их удешевлению, т.е. к падению процентной ставки, что расширяет спрос на инвестиции. На четвертом этапе результатом снижения процентной ставки будет увеличение частных и государственных инвестиций. И, наконец, на пятом этапе рост капиталовложений повлечет за собой повышение доходов, расширение производств, увеличение занятости и ускорение темпов инфляции.

В графической форме механизм воздействия монетарной политики на объем валового национального продукта изображен на рис.5, а в буквенном изображении эти связи таковы: Мs - > r - > I - > Y.

В графиках прослеживается тесная взаимосвязь денежного рынка и рынка инвестиций. Кейнсианский рецепт поощрения деловой активности и экономического роста заключается в том, что правительство должно поставить целью своей монетарной политики увеличение денежной массы (предложения денег), что приведет к сдвигу кривой и предложения денег (МsМs) вправо в положение Мs1 Мs1. Новой точке равновесия денежного рынка будет соответствовать понизившаяся ставка процента rВ. Сокращение процентной ставки облегчает доступ частному бизнесу к кредитным ресурсам и вызывает рост инвестиций с уровня 1А до уровня 1В.

Новые капиталовложения вызовут расширение объема производства и приумножение валового национального продукта на величину YВ - YА.

Таким видится кейнсианцам общий ход воздействия денежной политики государства на изменение капиталовложений, занятости и валового национального продукта. Однако в реальной жизни денежная политика порой приводит к непредсказуемым результатам, ее эффективность снижается как результат развития побочных, сопутствующих процессов. Поясним это на примере.

Допустим, что Центральный банк действительно взял курс на увеличение предложения денег, надеясь понизить процентную ставку. Но рост денежной массы вызывает инфляционные процессы. Этот рост цен заставляет банки повысить номинальную ставку процента до уровня реальной (учитывающей процент инфляции). Заемщики готовы платить реальный процент, ибо отдавать долги они будут все равно обесценившимися деньгами. Таким образом, действия Центрального банка привели не к понижению, а к повышению процентной ставки, что не позволяет достичь конечной цели денежной политики - роста ВНП.

В связи с вышесказанным следует различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежной политики. В этом вопросе позиции неокейнсианцев и монетаристов не совпадают. Неокейнсианцы исходят из критически важной для них посылки, что заработная плата и цены - это негибкие инструменты, относительно заторможены. Поэтому, по крайней мере, в краткосрочном плане, правительство может добиться путем увеличения денежной массы роста ВНП согласно рассмотренной схеме. В долгосрочном плане эта денежная политика уже не приведет к значительному росту ВНП, а вызовет лишь инфляцию; тем самым мы описали концепцию нейтральности денег.

Монетаристы считают иначе. В их представлении цены и заработная плата - это гибкие инструменты. Поэтому политика контроля над денежной массой и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде способна, по их мнению, контролировать лишь темп инфляции. Эти теоретические положения получили название концепции супернейтральности денег.

Известный английский ученый Дж. Хикс разработал на базе кейнсианской теории стандартную равновесную модель рынка. Общее равновесие на реальном и денежном рынке исследуется с помощью аппарата кривых “IS-LM”.

Кривая “IS” (Investment-Saving) характеризует равновесие в товарном (реальном) секторе хозяйства. Эта кривая соединяет множество точек, представляющих собой комбинации ставки процента r и уровня реального дохода У, при которых рынок товаров находится в равновесии. С помощью алгебраического решения системы кейнсианских уравнений, характеризующих рынок товаров, Дж. Хикс доказал, что в графическом исполнении кривая “IS” должна быть наклонена с северо-запада на юго-восток, если на оси ординат мы откладываем величину ставки процента, а на оси абсцисс - уровень реального дохода. Это означает, что чем меньше уровень реального дохода, тем выше должна быть ставка процента, чтобы достичь точки равновесия.

Кривая “LM” (Liquidity-Money) характеризует равновесие в денежном секторе экономики и проходит через точки, представляющие комбинации ставки процента и уровня реального дохода, при которых денежный рынок находится в равновесии, т.е. существует равенство спроса на деньги и их предложения. Алгебраически кривая LM была выведена из уравнений, характеризующих кейнсианскую модель денежного рынка. Решив эти уравнения, Дж. Хикс показал, что графически кривая “LM” должна быть наклонена с северо-востока на юго-запад. Это свидетельствует, что рынок денег будет в равновесии, если увеличению реального дохода будет соответствовать более высокая ставка процента.

Кривая “LM” имеет своеобразную конфигурацию: ее левая часть, которая отражает низкие значения ставки процента, расположена почти горизонтально, тогда как правая часть этой кривой занимает положение, близкое к вертикали. Кривая “IS” может пересечь кривую “LM” в любой ее части. В этой связи возникают различные варианты равновесия.

Если кривая “IS” пересекает кривую “LM” в левой, почти горизонтальной ее части, то мы можем столкнуться с парадоксальной ситуацией, которую кейнсианцы называют “ликвидная ловушка”. Дело в том, что при почти горизонтальном расположении кривой “LM” и низкой ставке процента эластичность спроса на деньги по проценту приближается к бесконечности. При такой гипотетической ситуации подавляющее большинство хозяйственных агентов, предполагая в будущем рост ставки процента, будет предъявлять спекулятивный спрос на деньги. К аналогичному результату их будет подводить и существование значительного риска покупки облигаций (как вида альтернативных активов) из-за слишком низкой нормы процента. В результате денежный рынок будет находиться в состоянии равновесия при любом уровне дохода, а норма процента не будет изменяться. Это делает неэффективной монетарную политику правительства: как бы ни возрастала денежная масса в результате действий Центрального банка, денежный рынок все равно будет в состоянии равновесия при установившейся низкой норме процента и при любом уровне дохода. Теоретически можно предположить, что в случае “ликвидной ловушки” даже перепроизводство товаров и последующее падение цен, а также рост безработицы не могут изменить равновесной нормы процента и равновесного дохода. Автоматические регуляторы рыночной экономики в этом случае перестают действовать. Единственным путем выхода из кризиса могли бы стать меры фискального (бюджетного) характера, предпринимаемые правительством и способствующие сдвигу кривой “IS” вправо, чтобы преодолеть кризис.

На практике денежная и фискальная политика государства оказываются тесно взаимосвязанными. Меры правительства по финансированию дефицита бюджета ведут, прежде всего, к увеличению денежной массы, т.к. используются кредиты Центрального банка, что сопровождается мультипликационным эффектом расширения банковских депозитов. Следовательно, фискальная политика опирается на денежную.

Денежная политика как приоритетный метод регулирования в минувшие десятилетия приобрела сторонников не только среди монетаристов, но и среди неокейнсианцев. Они признают, что методы денежной политики осуществляются очень оперативно и гибко в отличие от мер фискальной политики, которые требуют длительных согласований между законодательными и административными органами, что понижает их эффективность. С помощью денежной политики, как признает большинство экономистов, можно успешно бороться с инфляцией и преодолевать небольшие спады.

Заключение



2015-12-08 990 Обсуждений (0)
Способы расчета денежной массы в экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы расчета денежной массы в экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (990)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)