программам специалитета, программам магистратуры
П Р И К А З
Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
В соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; 1. Утвердить прилагаемый Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее – Порядок). 2. Установить, что Порядок применяется при приеме на обучение
Министр Д.В. Ливанов Приложение
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 14 » октября 2015 г. № 1147
ПОРЯДОК приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
I. Общие положения 1. Настоящий Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее – Порядок) регламентирует прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – поступающие) на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета (далее соответственно – программы бакалавриата, программы специалитета) в образовательные организации высшего образования (далее – организации высшего образования), на обучение по образовательным программам высшего образования – программам магистратуры (далее – программы магистратуры) в организации высшего образования и научные организации (далее вместе – организации). 2. Организация объявляет прием на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее соответственно – прием на обучение, образовательные программы) при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. 3. Порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), устанавливаются указанными федеральными государственными органами[1]. 4. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно[2]. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) регламентируются локальным нормативным актом организации[3]. 5. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование[4]. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня[5]. К освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное: при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета – документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании, или документом о высшем образовании и о квалификации; при поступлении на обучение по программам магистратуры – документом о высшем образовании и о квалификации. Поступающий представляет документ, удостоверяющий образование соответствующего уровня (далее – документ установленного образца): документ об образовании или об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры[6]; документ государственного образца об уровне образования или об уровне образования и о квалификации, полученный до 1 января 2014 г. (документ о начальном профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, и документ о начальном профессиональном образовании, полученном на базе среднего (полного) общего образования, приравниваются к документу о среднем профессиональном образовании[7]); документ об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (далее – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее – Санкт-Петербургский государственный университет), или документ об образовании и о квалификации образца, установленного по решению коллегиального органа управления образовательной организации, если указанный документ выдан лицу, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию[8]; документ об образовании или об образовании и о квалификации, выданный частной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково»[9]; документ (документы) иностранного государства об образовании или 6. Прием на обучение осуществляется на первый курс. 7. Прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр В рамках контрольных цифр выделяются: квота приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов, инвалидов квота целевого приема на обучение (далее – целевая квота). 8. Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований проводится Прием на обучение на места с оплатой стоимости обучения физическими 9. Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц[12]. 10. Прием на обучение проводится: 1) по программам бакалавриата и программам специалитета (за исключением приема лиц, имеющих право на прием на обучение без вступительных испытаний): на базе среднего общего образования – на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), которые признаются в качестве результатов вступительных испытаний, и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно в случаях, установленных Порядком; на базе среднего профессионального или высшего образования (далее – профессиональное образование) – по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются организацией высшего образования[13]; 2) по программам магистратуры – по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение которых осуществляется организацией самостоятельно. 11. Организация проводит прием по следующим условиям поступления на обучение (далее – условия поступления): 1) по организации в целом, включая все ее филиалы, или раздельно для обучения в организации и для обучения в каждом из ее филиалов; 2) раздельно по очной, очно-заочной, заочной формам обучения; 3) раздельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в зависимости от их направленности (профиля) в соответствии с правилами, указанными в пункте 13 Порядка. 12. По каждой совокупности условий поступления формируются отдельные списки поступающих и проводятся отдельные конкурсы по следующим основаниям приема на обучение (далее – основания приема): 1) в рамках контрольных цифр: на места в пределах особой квоты; на места в пределах целевой квоты; на места в рамках контрольных цифр за вычетом особой квоты и целевой квоты (далее – основные места в рамках контрольных цифр); 2) на места по договорам об оказании платных образовательных услуг. Организация высшего образования проводит единый конкурс для лиц, поступающих на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на базе различных уровней образования по одинаковым условиям поступления и одинаковым основаниям приема. 13. Прием на обучение в зависимости от направленности (профиля) образовательных программ (подпункт 3 пункта 11 Порядка) проводится следующими способами: по программам бакалавриата по каждому направлению подготовки в целом, по каждой программе бакалавриата в пределах направления подготовки, по совокупности программ бакалавриата в пределах направления По различным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры прием на обучение может проводиться различными способами. 14. Для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме 15. Лицо, которому поступающим предоставлены соответствующие полномочия (далее – доверенное лицо), может осуществлять действия, в отношении которых Порядком установлено, что они выполняются поступающим, и которые 16. При посещении организации и (или) очном взаимодействии 17. Организационное обеспечение проведения приема на обучение, в том числе для обучения в филиале (филиалах) организации, осуществляется приемной комиссией, создаваемой организацией. Председателем приемной комиссии является руководитель организации высшего образования, руководитель или заместитель руководителя научной организации. Председатель приемной комиссии назначает ответственного секретаря приемной комиссии, который организует работу приемной комиссии, а также личный прием поступающих, их родителей (законных представителей), доверенных лиц. Для проведения вступительных испытаний организация создает в определяемом ею порядке экзаменационные и апелляционные комиссии. Полномочия и порядок деятельности приемной комиссии определяются положением о ней, утверждаемым руководителем организации высшего образования, руководителем или заместителем руководителя научной организации. Полномочия и порядок деятельности экзаменационных и апелляционных комиссий определяются положениями о них, утверждаемыми председателем приемной комиссии. 18. При приеме на обучение в рамках контрольных цифр по очной 1) по программам бакалавриата, программам специалитета: срок начала приема документов, необходимых для поступления, – не позднее 20 июня; срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, – не ранее 7 июля; срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам иных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, – не ранее 10 июля; срок завершения проводимых организацией высшего образования самостоятельно вступительных испытаний, завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение без прохождения указанных вступительных испытаний (далее – день завершения приема документов
и вступительных испытаний), – 26 июля; 2) по программам магистратуры: срок начала приема документов, необходимых для поступления, – в соответствии с правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно; срок завершения приема документов, необходимых для поступления, – срок завершения вступительных испытаний – в соответствии с правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно. 19. При приеме на обучение по заочной форме обучения в рамках контрольных цифр, а также по договорам об оказании платных образовательных услуг сроки, указанные в пункте 18 Порядка, устанавливаются правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно.
II. Установление перечня и программ вступительных испытаний, шкал оценивания их результатов и минимального количества баллов, подтверждающего успешное прохождение вступительных испытаний
20. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета организация высшего образования включает в устанавливаемый 1) вступительные испытания в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1204 2) дополнительные вступительные испытания, проводимые в случаях, установленных пунктами 23-26 Порядка. 21. Отдельные категории поступающих на базе среднего общего образования могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно (далее – общеобразовательные вступительные испытания для отдельных категорий поступающих): 1) по любым общеобразовательным предметам: а) дети-инвалиды, инвалиды; б) иностранные граждане[15]; в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях и не сдавали ЕГЭ в указанный период); 2) по отдельным общеобразовательным предметам – лица, которые прошли государственную итоговую аттестацию по этим общеобразовательным предметам 22. Поступающие, указанные в пункте 21 Порядка, могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания для отдельных категорий поступающих по всем общеобразовательным предметам, по которым 23. Организация высшего образования, которой в соответствии с частью 8 статьи 70 Федерального закона № 273-ФЗ предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования дополнительное вступительное испытание профильной направленности по общеобразовательному предмету, по которому в соответствии с указанным перечнем проводится общеобразовательное вступительное испытание. 24. Организация высшего образования может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования следующие дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности: профессиональное испытание – по специальностям 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология, 38.05.02 Таможенное дело, по направлениям подготовки 07.03.04 Градостроительство, 25.03.03 Аэронавигация, 25.03.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов, 41.03.01 Зарубежное регионоведение, 44.03.04 Профессиональное обучение собеседование – по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование; профессиональное испытание и (или) собеседование – по направлениям подготовки 48.03.01 Теология, 49.03.01 Физическая культура, 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм; профессиональное испытание или творческое испытание – по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); профессиональное испытание и (или) творческое испытание – творческое испытание и (или) профессиональное испытание, и (или) собеседование – по специальностям 51.05.01 Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ, 52.05.01 Актерское искусство, 52.05.02 Режиссура театра, 52.05.03 Сценография, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, 53.05.04 Музыкально-театральное искусство, 53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция, 53.05.07 Дирижирование военным духовым оркестром, 54.05.02 Живопись, 54.05.03 Графика, 54.05.04 Скульптура, 54.05.05 Живопись и изящные искусства, 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, 55.05.02 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств, 55.05.03 Кинооператорство, 55.05.05 Киноведение, по направлениям подготовки 42.03.02 Журналистика, 52.03.03 Цирковое искусство, 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля, 52.03.05 Театроведение, 52.03.06 Драматургия, 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.03.04 Искусство народного пения, 53.03.05 Дирижирование, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство; творческое испытание и (или) собеседование – по специальности 25. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности 26. Перечень дополнительных вступительных испытаний и условия зачисления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
власти, на который возложены функции учредителя[17]. 27. При приеме лиц, поступающих на обучение по программам бакалавриата а) устанавливает количество вступительных испытаний, равное количеству вступительных испытаний на базе среднего общего образования; б) включает в перечень вступительных испытаний все общеобразовательные и дополнительные вступительные испытания, включенные в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования; в) для каждого общеобразовательного вступительного испытания устанавливает форму, в которой вступительное испытание проводится ею самостоятельно, либо определяет, что формой вступительного испытания г) может заменять общеобразовательные вступительные испытания, установленные Приказом № 1204 в качестве вступительных испытаний по выбору образовательной организации высшего образования, и (или) дополнительные вступительные испытания иными вступительными испытаниями, проводимыми организацией высшего образования самостоятельно: при приеме лиц, имеющих среднее профессиональное образование, при приеме на обучение лиц, имеющих высшее образование. 28. Поступающие на базе профессионального образования: могут использовать результаты ЕГЭ в качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно. могут реализовывать права, указанные в пункте 21 Порядка, если формой общеобразовательного вступительного испытания для поступающих на базе профессионального образования является ЕГЭ. Лица, имеющие профессиональное образование, могут поступать на обучение
по программам бакалавриата, программам специалитета на базе среднего общего образования. 29. При формировании программ вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, организация руководствуется следующим: программы общеобразовательных вступительных испытаний и дополнительных вступительных испытаний профильной направленности формируются на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программы общеобразовательных вступительных испытаний формируются с учетом необходимости соответствия уровня сложности таких вступительных испытаний уровню сложности ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам; программы вступительных испытаний, указанных в подпункте «г» пункта 27 Порядка, формируются на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и (или) соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования; программы вступительных испытаний при приеме на обучение по программам магистратуры формируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам бакалавриата. 30. Для каждого вступительного испытания устанавливается шкала оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания (далее – минимальное количество баллов). При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета результаты каждого вступительного испытания, проводимого организацией высшего образования самостоятельно, оцениваются по 100-балльной шкале, при приеме на обучение по программам магистратуры – по шкале, устанавливаемой организацией самостоятельно. Для общеобразовательного вступительного испытания в качестве минимального количества баллов используется минимальное количество баллов ЕГЭ, которое устанавливается организацией высшего образования, если оно Минимальное количество баллов для дополнительного вступительного испытания, для вступительного испытания, указанного в подпункте «г» пункта 27 Порядка, для вступительного испытания при приеме на обучение по программам магистратуры устанавливаются организацией самостоятельно. 31. При приеме на обучение по одной образовательной программе перечень вступительных испытаний и минимальное количество баллов не могут различаться при приеме для обучения в организации и для обучения в ее филиале, при приеме на различные формы обучения, а также при приеме на места в пределах особой квоты, на места в пределах целевой квоты, на основные места в рамках контрольных цифр и на места по договорам об оказании платных образовательных услуг. 32. Минимальное количество баллов не может быть изменено в ходе приема.
III. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
33. Право на прием без вступительных испытаний имеют: 1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (далее – победители и призеры всероссийской олимпиады), члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (далее – члены сборных команд Российской Федерации), по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, – в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады[20]; 2) победители и призеры IV этапа всеукраинских ученических олимпиад, члены сборных команд Украины, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, – в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады, если указанные победители, призеры лиц, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии лиц, которые являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым 3) чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр 34. Право на прием на обучение в пределах особой квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 35. Преимущественное право зачисления предоставляется следующим лицам[24]: 1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица 2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях; 3) граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан; 4) граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[25]; 5) дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) 6) дети умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы; 7) дети сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных
и органах, и дети, находившиеся на их иждивении; 8) дети прокурорских работников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы 9) военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту 10) граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |