Морфологические средства связи предложений в тексте
Алгоритм доказательства «Данное высказывание есть текст». Перед нами текст. 1. Во-первых, данный текст имеет чёткие границы: у него есть начало и конец. 2. Во-вторых, это связное высказывание. Текст состоит из __ предложений. Предложения в нём расположены в определённом порядке (порядок следования предложений изменить нельзя, так как нарушатся смысловые и грамматические связи между ними). 3. В-третьих, все предложения в тексте связаны по смыслу (для этого необходимо найти тему и идею текста). В тексте говорится о __ (это есть тема текста.) Основная мысль заключается в таких предложениях : __ NB! Если основная мысль (идея) текста не выражена словесно, её необходимо сформулировать самим. 4. В-четвёртых, все предложения в тексте связаны грамматически (для этого нужно найти способ и средства связи предложений в тексте). Способы связи: А) цепной (одно предложение вытекает из другого; предложения связываются в текст при помощи сцепляющих слов).
Б) параллельный (первое предложение сообщает нечто общее, а каждое следующее, начиная со второго, раскрывает и дополняет смысл первого; в качестве скрепляющего средства выступает одинаковый порядок расположения главных членов предложения, то есть сходство в построении предложений).
В) комбинированный (в тексте присутствует и цепная, и параллельная связь). Средства связи предложений в тексте. I. Лексические средства: A) повтор одного и того же слова, Б) однокоренные слова, B) синонимы, Г) антонимы, Д) перифраз - описательный оборот, Е) родо-видовые слова, Ж) слова одной тематической группы.
II. Морфологические средства: A) местоимения; Б) союзы; B) частицы; Г) наречия; Д) видо-временная соотнесённость глаголов-сказуемых; Е) степени сравнения прилагательных и наречий.
III. Синтаксические средства: А) единство интонации (тона высказывания, эмоциональной тональности); Б) сходство в построении предложений: • Сходство в расположении главных членов в предложениях; [ – =] или [ = –]; • Синтаксический параллелизм – одинаковый порядок расположения всех членов предложения; В) синтаксическая анафора – повтор первого слова в соседних предложениях; Г) композиционный стык; Д) парцелляция; Е) неполные предложения; Ж) вводные слова и предложения; З) антитеза; И) обращение; К) именительный представления (именительный темы).
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.
1 ) Лексический повтор (повтор одного и того же слова). !!! Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная. (Слово вода выступает здесь в качестве скрепляющего слова) 2) Использование однокоренных слов в качестве сцепляющих слов. !!!С малых лет учись быть верным слову. Верность слову - твоя личная честь. 3) Синонимы - слова, разные по написанию, но одинаковые по значению. !!! Тропинка привела нас к обрыву, Под кручей шумела река. 4) Антонимы - слова, противоположные по значению. !!! Хорошее долго помниться. Плохое, к счастью, забывается. 5) Перифраз - описательный оборот речи. Одно слово, обозначающее какой-либо предмет, событие или явление, заменяется словосочетанием. !!! Над самой головой раздавался громкий стук дятла. Это лесной доктор обследовал больное дерево. 6) Родовидовые слова: В начале текста можно найти родовое слово, т.е. слово, обозначающее общее понятие, например: деревья, цветы, птицы. В других предложениях рассредоточены видовые слова: береза, липа, елка... !!! В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвели лиловые колокольчики. В густой траве на лесных полянах мы находили душистые ночные фиалки. А на берегу реки любовались голубыми незабудками. 7) Слова одной тематической группы (в тексте четко прослеживается определенная тема, например: Родина, природа, погода; в тексте рассредоточены слова на эту тему). !!! Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. (В тексте затронута тема "Весна". В ней мы можем найти слова, связанные с этой темой: птицы поют, почки пахнут, ручьи звенят).
Морфологические средства связи предложений в тексте
1. Местоимения (личные: он, она, оно, они; указательные: этот, такой, тот). Я выхожу на поляну. За ней (Т.п.) виден густой, старый ельник. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими звёздами. Такие (указ.) звёзды бывают только осенью. 2. Союзы (любые союзы, чаще всего: и, а, но, тоже, также). || На реке стоял полный штиль, безветрие. Лазурная безмятежность неба тоже ничего дурного не предвещало. И настроение у экипажа парохода было доброе. 3.Частицы (смысловые частицы, которые вносят в предложения различные а) вопрос: разве, неужели, ли; б) восклицание: что за, как; в) указание: вот (а вот), вон (а вон); г) сомнение: вряд ли, едва ли; д) ограничение: только, лишь, исключительно, почти; е) усилительные: даже (даже и), же, ведь, уж, всё, все-таки. || В твоём докладе мало живых примеров. Едва ли он понравится слушателям. 4. Наречие: показывают на последовательность совершаемых действий (сначала, потом, наконец); указательные наречия (здесь, там, тут). || Как голосисто кукарекал петух на заре! Сначала за стенкой в сарайчике раздавались короткие удары крыльями. Потом петух уверенно брал первое колено песни. Затем он плавно переходил на более спокойное «ку», тянул его и благополучно завершал всё своё «ку-ка-ре-ку».
5. Видовременная соотнесённость глаголов-сказуемых: должен соблюдаться единый временной план текста, это значит, глаголы-сказуемые в основном относятся к одному виду и стоят в одном времени. || С причала молнией метнулась (сов.в., прош.вр.) в воду большая чёрная собака. Она быстро подплыла (сов.в., прош.вр.) к утопающему, схватила (сов.в., прош.вр.) его за одежду и «отбуксировала» (сов.в., прош.вр.) на берег.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |